Изменение образовательной парадигмы в изучении иностранных языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Тема данной работы представляет большой интерес для современной науки, так как в настоящее время актуальность содержания образования, методы, используемые в процессе обучения, и в целом образ системы образования постоянно обсуждаются. Тем не менее, однозначное решение в данных вопросах еще не принято ни научными деятелями, ни государственными органами. В исследование данного вопроса внесли вклад многие современные ученые, как российские (В.В. Горбачева, В.В. Сериков, А.М. Новиков), так и зарубежные (K. McKnight, K.Robinson, F.Emery).
Цель – исследовать образовательную парадигму современности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ 5
§ 2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЫ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ И ШКОЛЫ ПОСЛЕ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ НА СДАЧУ.docx

— 79.03 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки

Российской Федерации

Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский Государственный Университет»

 

Филологический факультет

 

Кафедра германских языков

 

 

Курсовая работа

ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ 

В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

 

Выполнила: студентка 3 курса    

филологического факультета                                                                      

очной формы  обучения

группа ИН – 31

Исанова М.Э.

Научный руководитель:

доцент, канд.филол.наук

Антонова  Л.В.

 

 

 

 

 

Стерлитамак 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

§1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ 5

§ 2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЫ  В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ И ШКОЛЫ  ПОСЛЕ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПАРАДИГМЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Тема данной работы представляет большой интерес для современной науки, так как в настоящее время актуальность содержания образования, методы, используемые в процессе обучения, и в целом образ системы образования постоянно обсуждаются. Тем не менее, однозначное решение в данных вопросах еще не принято ни научными деятелями, ни государственными органами.

В исследование данного вопроса внесли вклад многие современные ученые, как российские (В.В. Горбачева, В.В. Сериков, А.М. Новиков), так и зарубежные (K. McKnight, K.Robinson, F.Emery).

Цель – исследовать образовательную парадигму современности.

Задачи исследования:

    1. Проанализировать современную систему образования.
    2. Выявить основные проблемы современной системы образования, проведя опрос среди учеников старших классов, студентов и учителей в школах и проанализировав соответствующие работы ученых.
    3. Изучить причины возникновения проблем современного образования.
    4. Проанализировать предлагаемые различными учеными решения данных проблем.
    5. Сопоставить выявленные проблемы с возможными решениями, актуальными для российской школы.

Объект исследования – процесс обучения иностранным языкам.

Предмет – урок иностранного языка в школе.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка теоретических источников.

Во введении представлена актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования.

В § 1 «Современная система образования: необходимость изменения парадигмы» представлено исследование проблем современной системы образования и причин их возникновения.

Во §2 «Сравнительный анализ школы в настоящий момент и школы после смены образовательной парадигмы на примере урока английского языка» представлен детальный анализ проблем, связанных с различными компонентами урока в настоящее время и предложены их решения. В заключении подводятся общие итоги исследования.

 

§1. Современная система образования:

необходимость изменения парадигмы

 

 

Качество  и целесообразность образования, как  одной из важнейших составляющих благосостояния социума, в настоящее  время являются одними из важнейших  проблем во всех странах мира, и  являлись таковыми с момента появления  образования и обучения как реалии. Создаваемые государством и обществом  образовательные парадигмы включали в себя необходимые принципы и  методы обучения. Парадигма – это  совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается  в научной практике на данном этапе. [Ивин А., Никифорович А., Словарь по логике, 1998]. При этом, парадигма в педагогике и образовании (педагогическая/образовательная парадигма) – это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач [Грицанов А., Румянцева Т., Можейко М. История Философии: Энциклопедия, 1998] . Парадигмы устаревали и сменяли друг друга. На схеме 1 прослеживается очевидная тенденция: образовательные парадигмы с течением истории и развитием научно-технического прогресса сменяются чаще.

В данный момент почти все развитые страны в мире реформируют систему образования. Для этого существуют две причины.

Первая  причина является экономической. Образование необходимо для того, чтобы дети впоследствии заняли свое место в экономике страны и мира, при этом не испытывая таких проблем, как безработица и высокая конкуренция на рынке труда. Это довольно сложно, так как ни один аналитик не сможет предсказать точно, как будет развиваться мировая экономика даже в рамках одного-двух месяцев. Более того, невозможно предсказать, как будут выглядеть профессии через пять, десять, пятнадцать лет и какие умения и навыки потребуются сегодняшним школьникам, чтобы уверенно занять свою нишу на рынке труда.

Вторая  причина – культурологическая. Желание  воспитать в детях патриотизм и возможность этнической самоидентификации, не упуская из вида глобализацию и  толерантность, рождает внутреннее противоречие.

Общая проблема всей мировой системы  образования в том, что основная ее составляющая – это попытки  достичь новых  целей старыми  методами. Если полвека назад схема  «Хорошо учиться в школе –  поступить в хороший колледж  – получить хорошую работу» действовала, то сейчас она обрывается уже на первом пункте, а возможность устроиться на хорошую, интересную и высокооплачиваемую работу перестает даже косвенно зависеть от того, как хорошо человек учился в школе, колледже или высшем учебном заведении. Даже отличный диплом о высшем образовании не является гарантом получения работы по специальности. Это снижает мотивацию большинства обучающихся, и, несомненно, понижает качество образования. [Робинсон К. RSAnimate: Changing Education Paradims. Режим доступа http://www.youtube.com/]

Современная общеобразовательная система, финансируемая государством, возникла в период эпохи Просвещения и не претерпела с тех пор серьезных изменений. Систему образования в том виде, которая существует сейчас, придумали в Великобритании около 300 лет назад, когда эта страна была колониальной империей. Для управления подобной империей требовался бюрократический аппарат, и, ввиду отсутствия компьютеров, он должен был состоять из одинаковых людей, выполняющих одинаковую работу. Эти люди должны были уметь читать, хорошо писать от руки (так как вся информация была в письменной форме), и уметь производить математические операции в уме. [Sugata Mitra: Build a School in the Cloud. Режим доступа http://www.ted.com/]. Данная система образования называется индустриальной, так как рассчитана на социальный заказ индустриального общества.

Государственный характер обучения в школе привел к регламентации всех ее сторон. Произошло введение единого содержания обучения через оформление единых учебных программ и планов; становление единой системы оценок и экзаменов; создание средств контроля над работой школы (государственные министерства и инспекции, удостоверения об окончании школы – аттестаты, классные журналы и дневники); учитель превратился в государственного служащего, была создана система специальной подготовки учителей. [Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с.]

В условиях экономической нестабильности и  информационного пресыщения XXI века успешная работа системы, созданной около трех столетий назад, не представляется возможной. Хотя система, созданная Британской империей, работает идеально, она устарела  и не отвечает требованиям современного мира. Доступность любой информации «здесь и сейчас» подрывает сам смысл образования. Теперь для того, чтобы что-то узнать, необязательно часами сидеть в библиотеке или заучивать наизусть тексты – достаточно взять смартфон и ввести запрос. Именно поэтому большинство детей сейчас задают учителям один и тот же вопрос: «А зачем мне это учить, если я могу посмотреть это в интернете? Более того, детям уже не представляется необходимым писать от руки, так как можно гораздо быстрее и понятнее напечатать текст на компьютере, равно как и изучать процесс математических вычислений по причине наличия тех же компьютеров и калькуляторов повсеместно. [Макнайт К. Changing Educational Paradigms. Режим доступа http://ascilite.org.au] Следовательно, индустриальная система образования не подходит для современного общества, вступившего в пост-индустриальную эпоху.


Необходимость изучать очень часто не пригождающийся впоследствии  материал угнетает психику ребенка, а информационный шум, создаваемый средствами массовой информации  всех направлений, не дает усвоить даже необходимый минимум. При этом подавляются природные таланты и способности учащихся, потому что индивидуализация образования невозможна при наличии 25 человек в классе, стандартной программы и регламентированной скорости прохождения материала.

 

Схема 2

Помимо  проблемы содержания образования, существует  так же проблема организации образования. Организация школы выглядит так же, как организация завода: звонки, специализация по различным предметам (отсутствие какой-либо интеграции предметов, изучаемых в школе). До сих пор основным критерием при отборе в школу считается возраст ребенка, то есть фактически год его рождения, а не способности и уровень индивидуального развития. При этом если развитие ребенка проходит быстрее или медленнее, нельзя перейти на другой уровень обучения – необходимо либо пытаться «подтянуться» за остальными,  либо «не высовываться», то есть подавлять таланты обучающегося, потому что школа рассчитана на «среднего» ученика, которого в принципе не существует. Это в большинстве случаев только выматывает нервную систему ребенка и раздражает учителей и родителей,

Так же, существуют несколько других факторов, повышающих или понижающих работоспособность. Например, некоторые люди  более  успешно работают вечером, а не утром; кто-то лучше чувствует себя, работая  в небольшой группе или в паре, а не в группе из 20 человек; кто-то лучше воспринимает информацию на слух, чем зрительно. Ни один из этих факторов не учитывается в современной школе. Напротив, система образования России переняла стандартизированное тестирование, от которого давно отказались в Европе, США и  других развитых странах. [Нолиуэ Рукс (Noliwe M. Rooks) Почему настало время избавиться от стандартизированных тестов. Режим доступа: http://inosmi.ru/usa] Стандартизированное тестирование не только убивает момент творчества. При подготовке к тестированию (скажем, Единому Государственному Экзамену) отсутствует обучение предмету. Происходит подготовка к сдаче теста, то есть, то, что выходит за рамки теста, просто не рассматривается. Детей не учат думать, их заставляют запоминать правильные варианты ответов. У них формируют конвергентное мышление – точное использование предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, то есть когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. [Разумникова, О. М. Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении: Роль фактора пола и личностных характеристик: диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. — Новосибирск, 2003. — 312 c] . Его принципы не отвечают реалиям современного мира, что делает ученика неподготовленным к самостоятельной жизни, где не существует инструкций и есть свобода выбора.

Существует так же понятие  «дивергентное мышление». Дивергентное мышление – это особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов [Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г.]. Данный принцип абсолютно противополагается современному принципу обучения, основанному на выполнении стандартизированных тестов, соответственно, предполагающих единственно верный вариант ответа. Дивергентное мышление позволяет рассматривать проблему с необычных точек зрения, и находить оригинальные решения. При этом дивергентным мышлением обладают абсолютно все дети, но в процессе получения образования оно подавляется. [George T. Ainsworth-Land, Beth Jarman. Break-Point and Beyond: Mastering the Future – Today. /HarperBusiness, 1992 – с.261]. По статистике, 98% из опрошенных пятилетних детей способны дать более пятидесяти ответов на вопрос «Сколько различных способов использования Вы можете придумать для канцелярской скрепки?». Аналогичный тест, проведенный среди учеников средней школы (11-12 лет) показал значительно меньший процент (40%). Взрослые (старше 20 лет) показывают еще более низкие результаты (3-4%). С одной стороны, взрослые более интеллектуальны, так как они получили образование. С другой стороны, этого недостаточно для решения нестандартных проблем. В процессе получения образования в школе происходит насаждение чуждых реальной жизни понятий. Например, чтобы решить задачу, можно взять готовое решение из решебника или подсмотреть ответ в конце учебника. Этот вариант с минимальной затратой времени. Чуть больше времени займет списывание или консультация у одноклассника. Максимальное количество времени и усилий займет решение задачи самостоятельно. При этом результат будет одинаков во всех случаях. При отсутствии принципиальной разницы способ получения результата будет выбираться исходя из количества затраченных усилий и времени. Дети, которые имеют собственное мнение и не боятся учителя и родителей, наверняка выберут самый легкий путь для решения подобных стандартных задач. Это причина того, почему «троечники» становятся бизнесменами и строят карьеру, а «отличники» на них работают. Первые сумели найти баланс между затраченным временем и полученным результатом, а так же научились решать проблему, привлекая к ней окружающих. Вторые же все пытаются решить самостоятельно, хотя наилучший результат всегда дает работа в команде. Но в школе это называется «подсказывание», «списывание» и жестоко наказывается. При этом даются бесчисленные задания, где проще списать или посмотреть в интернете, чем подумать самостоятельно. Если проблема уже не раз решена, над ней неинтересно работать. [Shukla Bose: Teaching one child at a time. Режим доступа http://www.ted.com/]

Информация о работе Изменение образовательной парадигмы в изучении иностранных языков