Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 05:33, курсовая работа
Актуальность. Тема данной работы представляет большой интерес для современной науки, так как в настоящее время актуальность содержания образования, методы, используемые в процессе обучения, и в целом образ системы образования постоянно обсуждаются. Тем не менее, однозначное решение в данных вопросах еще не принято ни научными деятелями, ни государственными органами. В исследование данного вопроса внесли вклад многие современные ученые, как российские (В.В. Горбачева, В.В. Сериков, А.М. Новиков), так и зарубежные (K. McKnight, K.Robinson, F.Emery).
Цель – исследовать образовательную парадигму современности.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ 5
§ 2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЫ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ И ШКОЛЫ ПОСЛЕ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 23
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский Государственный Университет»
Филологический факультет
Кафедра германских языков
Курсовая работа
ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Выполнила: студентка 3 курса
филологического
факультета
очной формы обучения
группа ИН – 31
Исанова М.Э.
Научный руководитель:
доцент, канд.филол.наук
Антонова Л.В.
Стерлитамак 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
§1.
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА
§ 2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЫ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ И ШКОЛЫ ПОСЛЕ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема данной работы представляет большой интерес для современной науки, так как в настоящее время актуальность содержания образования, методы, используемые в процессе обучения, и в целом образ системы образования постоянно обсуждаются. Тем не менее, однозначное решение в данных вопросах еще не принято ни научными деятелями, ни государственными органами.
В исследование данного вопроса внесли вклад многие современные ученые, как российские (В.В. Горбачева, В.В. Сериков, А.М. Новиков), так и зарубежные (K. McKnight, K.Robinson, F.Emery).
Цель – исследовать образовательную парадигму современности.
Задачи исследования:
Объект исследования – процесс обучения иностранным языкам.
Предмет – урок иностранного языка в школе.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка теоретических источников.
Во введении представлена актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования.
В § 1 «Современная система образования: необходимость изменения парадигмы» представлено исследование проблем современной системы образования и причин их возникновения.
Во §2 «Сравнительный анализ школы в настоящий момент и школы после смены образовательной парадигмы на примере урока английского языка» представлен детальный анализ проблем, связанных с различными компонентами урока в настоящее время и предложены их решения. В заключении подводятся общие итоги исследования.
§1. Современная система образования:
необходимость изменения парадигмы
Качество
и целесообразность образования, как
одной из важнейших составляющих
благосостояния социума, в настоящее
время являются одними из важнейших
проблем во всех странах мира, и
являлись таковыми с момента появления
образования и обучения как реалии.
Создаваемые государством и обществом
образовательные парадигмы
В данный
момент почти все развитые страны
в мире реформируют систему
Первая причина является экономической. Образование необходимо для того, чтобы дети впоследствии заняли свое место в экономике страны и мира, при этом не испытывая таких проблем, как безработица и высокая конкуренция на рынке труда. Это довольно сложно, так как ни один аналитик не сможет предсказать точно, как будет развиваться мировая экономика даже в рамках одного-двух месяцев. Более того, невозможно предсказать, как будут выглядеть профессии через пять, десять, пятнадцать лет и какие умения и навыки потребуются сегодняшним школьникам, чтобы уверенно занять свою нишу на рынке труда.
Вторая причина – культурологическая. Желание воспитать в детях патриотизм и возможность этнической самоидентификации, не упуская из вида глобализацию и толерантность, рождает внутреннее противоречие.
Общая проблема всей мировой системы образования в том, что основная ее составляющая – это попытки достичь новых целей старыми методами. Если полвека назад схема «Хорошо учиться в школе – поступить в хороший колледж – получить хорошую работу» действовала, то сейчас она обрывается уже на первом пункте, а возможность устроиться на хорошую, интересную и высокооплачиваемую работу перестает даже косвенно зависеть от того, как хорошо человек учился в школе, колледже или высшем учебном заведении. Даже отличный диплом о высшем образовании не является гарантом получения работы по специальности. Это снижает мотивацию большинства обучающихся, и, несомненно, понижает качество образования. [Робинсон К. RSAnimate: Changing Education Paradims. Режим доступа http://www.youtube.com/]
В условиях экономической нестабильности и информационного пресыщения XXI века успешная работа системы, созданной около трех столетий назад, не представляется возможной. Хотя система, созданная Британской империей, работает идеально, она устарела и не отвечает требованиям современного мира. Доступность любой информации «здесь и сейчас» подрывает сам смысл образования. Теперь для того, чтобы что-то узнать, необязательно часами сидеть в библиотеке или заучивать наизусть тексты – достаточно взять смартфон и ввести запрос. Именно поэтому большинство детей сейчас задают учителям один и тот же вопрос: «А зачем мне это учить, если я могу посмотреть это в интернете? Более того, детям уже не представляется необходимым писать от руки, так как можно гораздо быстрее и понятнее напечатать текст на компьютере, равно как и изучать процесс математических вычислений по причине наличия тех же компьютеров и калькуляторов повсеместно. [Макнайт К. Changing Educational Paradigms. Режим доступа http://ascilite.org.au] Следовательно, индустриальная система образования не подходит для современного общества, вступившего в пост-индустриальную эпоху.
Необходимость изучать очень часто не пригождающийся впоследствии материал угнетает психику ребенка, а информационный шум, создаваемый средствами массовой информации всех направлений, не дает усвоить даже необходимый минимум. При этом подавляются природные таланты и способности учащихся, потому что индивидуализация образования невозможна при наличии 25 человек в классе, стандартной программы и регламентированной скорости прохождения материала.
Схема 2
Помимо проблемы содержания образования, существует так же проблема организации образования. Организация школы выглядит так же, как организация завода: звонки, специализация по различным предметам (отсутствие какой-либо интеграции предметов, изучаемых в школе). До сих пор основным критерием при отборе в школу считается возраст ребенка, то есть фактически год его рождения, а не способности и уровень индивидуального развития. При этом если развитие ребенка проходит быстрее или медленнее, нельзя перейти на другой уровень обучения – необходимо либо пытаться «подтянуться» за остальными, либо «не высовываться», то есть подавлять таланты обучающегося, потому что школа рассчитана на «среднего» ученика, которого в принципе не существует. Это в большинстве случаев только выматывает нервную систему ребенка и раздражает учителей и родителей,
Так же, существуют несколько других факторов, повышающих или понижающих работоспособность. Например, некоторые люди более успешно работают вечером, а не утром; кто-то лучше чувствует себя, работая в небольшой группе или в паре, а не в группе из 20 человек; кто-то лучше воспринимает информацию на слух, чем зрительно. Ни один из этих факторов не учитывается в современной школе. Напротив, система образования России переняла стандартизированное тестирование, от которого давно отказались в Европе, США и других развитых странах. [Нолиуэ Рукс (Noliwe M. Rooks) Почему настало время избавиться от стандартизированных тестов. Режим доступа: http://inosmi.ru/usa] Стандартизированное тестирование не только убивает момент творчества. При подготовке к тестированию (скажем, Единому Государственному Экзамену) отсутствует обучение предмету. Происходит подготовка к сдаче теста, то есть, то, что выходит за рамки теста, просто не рассматривается. Детей не учат думать, их заставляют запоминать правильные варианты ответов. У них формируют конвергентное мышление – точное использование предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, то есть когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. [Разумникова, О. М. Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении: Роль фактора пола и личностных характеристик: диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. — Новосибирск, 2003. — 312 c] . Его принципы не отвечают реалиям современного мира, что делает ученика неподготовленным к самостоятельной жизни, где не существует инструкций и есть свобода выбора.
Существует так же понятие «дивергентное мышление». Дивергентное мышление – это особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов [Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г.]. Данный принцип абсолютно противополагается современному принципу обучения, основанному на выполнении стандартизированных тестов, соответственно, предполагающих единственно верный вариант ответа. Дивергентное мышление позволяет рассматривать проблему с необычных точек зрения, и находить оригинальные решения. При этом дивергентным мышлением обладают абсолютно все дети, но в процессе получения образования оно подавляется. [George T. Ainsworth-Land, Beth Jarman. Break-Point and Beyond: Mastering the Future – Today. /HarperBusiness, 1992 – с.261]. По статистике, 98% из опрошенных пятилетних детей способны дать более пятидесяти ответов на вопрос «Сколько различных способов использования Вы можете придумать для канцелярской скрепки?». Аналогичный тест, проведенный среди учеников средней школы (11-12 лет) показал значительно меньший процент (40%). Взрослые (старше 20 лет) показывают еще более низкие результаты (3-4%). С одной стороны, взрослые более интеллектуальны, так как они получили образование. С другой стороны, этого недостаточно для решения нестандартных проблем. В процессе получения образования в школе происходит насаждение чуждых реальной жизни понятий. Например, чтобы решить задачу, можно взять готовое решение из решебника или подсмотреть ответ в конце учебника. Этот вариант с минимальной затратой времени. Чуть больше времени займет списывание или консультация у одноклассника. Максимальное количество времени и усилий займет решение задачи самостоятельно. При этом результат будет одинаков во всех случаях. При отсутствии принципиальной разницы способ получения результата будет выбираться исходя из количества затраченных усилий и времени. Дети, которые имеют собственное мнение и не боятся учителя и родителей, наверняка выберут самый легкий путь для решения подобных стандартных задач. Это причина того, почему «троечники» становятся бизнесменами и строят карьеру, а «отличники» на них работают. Первые сумели найти баланс между затраченным временем и полученным результатом, а так же научились решать проблему, привлекая к ней окружающих. Вторые же все пытаются решить самостоятельно, хотя наилучший результат всегда дает работа в команде. Но в школе это называется «подсказывание», «списывание» и жестоко наказывается. При этом даются бесчисленные задания, где проще списать или посмотреть в интернете, чем подумать самостоятельно. Если проблема уже не раз решена, над ней неинтересно работать. [Shukla Bose: Teaching one child at a time. Режим доступа http://www.ted.com/]
Информация о работе Изменение образовательной парадигмы в изучении иностранных языков