Когнитивные процессы неологизации в современном английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы является анализ когнитивных способов неологизации в современном английском языке.
Цель исследования – выявление когнитивных оснований формирования новых слов.Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие когнитивный подход
рассмотреть понятие «неологизмы» и способы их образования;
проанализировать классификацию неологизмов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Когнитивные основания формирования нового слова……………………..6
1.1 Неология как новая область знаний…………………………………………………………..6
1.2 Когнитивно-дискурсивный подход к исследованию неологизмов………..…8
Глава 2. Когнитивно-деривационные механизмы моделирования новых слов и значений……………………………………………………………………………….………….…………..13
2.1 Семантическая деривация…………………………………………….……….….……………..13
2.1.1 Метафорическая неологизация…………………………………………….……………...14
2.1.2 Метонимическая неологизация………………………………………………………………24
2.2 Морфологическая деривация……………………………………………………………………28
2.2.1 Аффиксация……………………………………………………………………………………………..28
2.2.2 Сложение………………………………………………………………………………………………….31
2.2.3 Сокращения …………………………………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

курсовая Когнитивные процессы неологизации....docx

— 73.25 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический университет»

ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»

 

Кафедра английской филологии

 

 

 

Тема

Когнитивные процессы неологизации в современном английском языке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса,

группы ИЯ1-10-01

факультета лингвистики и

образовательных технологий

Каретников Вадим Андреевич

 

 

Научный руководитель:

Каверина Оксана Анатольевна, к.ф.н.,

доцент кафедры английской филологии

 

 

 

 

Иркутск

2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Когнитивные основания формирования нового слова……………………..6

1.1 Неология  как новая область знаний…………………………………………………………..6

1.2 Когнитивно-дискурсивный  подход к исследованию неологизмов………..…8

Глава 2. Когнитивно-деривационные механизмы моделирования новых слов и значений……………………………………………………………………………….………….…………..13

2.1 Семантическая  деривация…………………………………………….……….….……………..13

2.1.1 Метафорическая неологизация…………………………………………….……………...14

2.1.2 Метонимическая неологизация………………………………………………………………24

2.2 Морфологическая  деривация……………………………………………………………………28

2.2.1 Аффиксация……………………………………………………………………………………………..28

2.2.2 Сложение………………………………………………………………………………………………….31

2.2.3 Сокращения …………………………………………………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………………………………………………………….36

Библиографический список……………………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная лингвистика оценивает язык как  сложную динамическую систему. Более активно  язык развивается в области лексики, что обусловлено рядом ее особенностей в сравнении с другими языковыми уровнями.

Расширение словообразовательной системы влечет за собой развитие языка, становление новых словообразовательных моделей слов, изменение существующих, увеличение  или уменьшение их продуктивности и т.д.

Создание новых слов осуществляется, прежде всего, как отражение в языке потребностей общества в выражении новых понятий, постоянно возникающих в результате развития науки, техники, культуры, общественных отношений и т.д. Установление тенденций развития словообразовательных процессов в языке, совершенствование теории и практики лексикографии и пр. – всегда были важнейшими проблемами лексикологии. Огромный приток новых слов и необходимость их описания способствовали  созданию особой отрасли лексикологии – неологии – науки о неологизмах.

При всем разнообразии путей и форм изменения словарного состава языка в качестве основного процесса в развитии лексики лингвисты называют процесс неологизации, как отражающий общее поступательное движение языка.

Особый вклад в формирование современных представлений теории неологии внесли крупнейшие отечественные лингвисты И.А.Бодуэн де Куртенэ, Е.С.Кубрякова, А.А.Потебня, М.М.Покровский, Л.В.Щерба, А.М.Селищев, В.И.Чернышев, Н.С.Державин.

Повышенный интерес к процессу  неологизацииопределяетсяважной ролью неологизмов как явление в языке, которое отражает приспособление языка к изменяющимся под влиянием внешних факторов условиям его функционирования.

Тема данной курсовой работы « Когнитивные процессы неологизации в современном английском языке» является актуальной в наши дни. Актуальностьнастоящего исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью изучения новой лексики как средства отражения изменений, происходящих в языке и современной лингвокультуре под влиянием таких социально значимых факторов как компьютеризация, информатизация, глобализация и т.п. В переходные периоды общественного и экономического развития вопрос о языковых изменениях становится одним из центральных в проблематике научного исследования, поскольку объективно является показателем динамики социальных и производственных преобразований. С другой стороны, в период смены лингвистических парадигм на рубеже тысячелетий возрастает интерес лингвистов к изучению когнитивных структур, объективируемых языковыми формами.

Данная  курсовая работа посвящена изучению когнитивного подхода неологизмов, новых слов, появившихся в современном английском языке в связи с новыми открытиями, событиями, достижениями человечества.

Объектом исследования являются английские неологизмы.

Предметом данной работы является анализ когнитивных способов неологизации в современном английском языке.

Цель исследования – выявление когнитивных оснований формирования новых слов.Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятие когнитивный подход

  • рассмотреть понятие «неологизмы» и способы их образования;
  • проанализировать классификацию неологизмов;

Методы исследования:  теоретический анализ литературы, наблюдение, описание, лингвострановедческий метод, сравнительно-сопоставительный метод.

Практическая значимость: данная работа может использоваться в высших учебных заведениях на курсах лексикологии, теории перевода, или лингвистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Когнитивные основания формирования нового слова

1.1 Неология  как новая область знаний

Слово неология (neologie) известно с конца XVIII века, но в научный оборот (т.е. в качестве термина) оно впервые было введено в 1801 г. французским лексикографом Л.С. Мерсье[Липатов, 2001, с. 286 - 291].

Ефремова Т.Ф. определяет неологию как раздел языкознания, занимающийся изучением неологизмов (их разновидностей, способов образования, сфер употребления и т.п.) [Ефремова, 2000].

 В настоящее время неологией  называют относительно молодую  в языкознании отрасль, которая  изучает новые лексические единицы, появившиеся в языке в определённый  период его развития, т.е. неологизмы.

Приступая к какому-либо исследованию в рамках неологии, перед ученым неизбежно возникнет задача определить содержание понятия “неологизм”, обозначить пути и методы изучения этого явления.  О.С.Ахманова  дает понятие неологизм  как «Слово или оборот , созданные для обозначения нового(прежде неизвестного) предмета или для выражения нового понятия [Ахманова, 1969, с. 260].

Существуют несколько подходов в объяснении  понятия неологизм. Условно их можно назвать денотативный (новые слова трактуются как обозначения новых предметов), сигнификативный (новые слова трактуются как обозначения новых понятий), стилистический (при таком подходе существенным признаком нового слова оказывается «налёт новизны», ощущаемый говорящими, т.е. некая стилистическая окраска), «словарный»,  или лексикографический (неологизмами признаются слова, отсутствующие в словарях).  Однако ни один из перечисленных подходов не имеет абсолютного характера, а значит, не обладает достаточной объясняющей силой.

Сложность в определении неологизма объясняется тем, что  данное понятие относительное, историческое (см., например, понимание неологизма Б.Н. Головиным: «неологизмы – слова, возникшие на памяти применяющего их поколения»[Головин, 1983, с. 68]. По мнению учёных, существенным признаком понятия неологизмы является невключённость их в активный словарный состав языка. Однако в период так называемого неологического роста (что и происходит в нашей лексике в последнее время) новые слова с поразительной скоростью «движутся» от периферии лексической системы к её центру, пополняя запас общеупотребительных слов, обозначающих актуальные реалии и понятия, включаясь в активный словарный состав языка.

При всей относительности, неоднозначности (а нередко и расплывчатости) понятия неологизм, трактуемого современной наукой, устойчивым является выделение среди неологической лексики различных типов неологизмов. Проблема типологии новых слов напрямую связана с проблемой терминологического характера: необходимо, во-первых, уточнить значения терминов, именующих отдельные типы неологизмов; во-вторых, определить системные отношения, связи между понятиями, обозначенными данными терминами; в-третьих, упорядочить некоторые, весьма разветвлённые синонимические ряды терминов неологии.

Указание на основные типы неологизмов содержится, например, в самом определении данного термина, которое даётся в энциклопедии «Русский язык»: “Неологизмы - слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определённый период в каком-либо языке или использованные один раз в тексте или акте речи” [Котелова, 1997].

 

 

 

 

1.2 Когнитивно-дискурсивный  подход к исследованию неологизмов

 

На протяжении долгого времени неологизмы рассматривались в рамках традиционной научной парадигмы. Современный этап развития лингвистической науки характеризуется нестандартным подходом к исследованию механизма появления новых слов. В настоящее время невозможно исследовать процесс неологизации без обращения к духовно-практической деятельности человека, без изучения той системы ценностей, общественно-политической культуры, которая оказывает значительное влияние на сознание индивида, на его мотивацию к созданию нового слова. Глубже исследовать и понять сущность всех этих явлений способна когнитивная лингвистика. Она позволяет описать глубинные механизмы создания нового слова, когнитивные факторы, влияющие на процесс формирования новых лексических единиц, определить, как соотносятся когнитивные и языковые  структуры в  рамках неологии.

Не было в истории лингвистики такого периода, когда вопрос о неологизмах обходили бы стороной. Эта тема всегда оставалась актуальной и злободневной, поскольку язык, как вечно живой организм, всегда преподносит новый материал для исследований.  Долгое время спорным остается вопрос о том, что называть новым словом  и какое значение вкладывать в это понятие.

Когнитивная лингвистика – наука сравнительно молодая, потому исследований, посвященных анализу неологизмов немного.

Ю.С.  Степанов,  рассуждая о процессе появления нового слова, вводит такое понятие, как “мерцающий концепт” [Е.И. Марченко, 2013]. Потребность дать наименование новому предмету или явлению вызывает к жизни так называемый “мерцающий концепт”,создавая необходимость подвести этот концепт под определенную категорию, чтобы придать ему какой-либо первоначальный смысл. Эта цепочка завершается процессом вербализации, приобретением  словесной оболочки. Принцип “стадиальности”формирования нового слова не новый для лингвистики, но Ю.С. Степанов обращается к глубинным структурам, анализируя первоначальное состояние нового слова [Е.И Марченко, 2013].

Сущность новых языковых единиц с необходимым учетом их функционирования в коммуникативной деятельности человека исследует Е.С Кубрякова.  Исследователь отмечает, что “Объективная необходимость изучениянового слова в русле когнитивно-дискурсивного направления определяется самой природой и сущностью неологизации,  которая рассматривается нами как комплексный когнитивно-дискурсивный процесс, представляющий собой обновление лексико-семантической системы языка в соответствии с преобразованиями языкового сознания народа, изменениями его ценностных ориентиров в связи  с возникающими когнитивно-прагматическими потребностями речемышления”[Кубрякова,1997, с.237].

В свете когнитивной лингвистики, определяющей методологический вектор данного исследования, новое слово как часть понятийной системы человека обусловлено опытом его взаимодействия со средой и способностью к мышлению, с помощью новых слов концептуализация мира человеком находит свое языковое воплощение. При таком подходе, обращённом к ментальным структурам и стратегиям, идёт объединение мыслительной деятельности человека и процессов, происходящих в языке, где язык есть средство познания реальности, отражающее когнитивные механизмы мышления.

В этом процессе субъект, вновь познающий или переосмысляющий реалии языковой картины мира, выступает активным началом деятельности, продуктом которой являются новые слова. Ярким примером является слово кардиоке, реализующее значение ‘медицинский прибор на основе караоке, корректирующий функциональные нарушения ритма сердца' в контекстах типа: «Российские учёные изобрели уникальный метод профилактики заболеваний сердца - смесь популярного развлечения караоке и медицинского прибора. Помогает кардиоке и тем, у кого работа связана с нервным напряжением, быстрой утомляемостью, а также некоторым людям с повышенным артериальным давлением, которое можно регулировать с помощью устройства». Новое слово в данном случае представляет собой значительный когнитивный ресурс, определяющий вектор инноваций в познании человеком окружающей действительности.

Информация о работе Когнитивные процессы неологизации в современном английском языке