Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:01, курсовая работа
Предмет исследования – методы концептуального анализа.
Цель работы – определить теоретическую и практическую базу исследования фразеологических единиц в рамках когнитивного подхода.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Установить отличия современного когнитивного подхода в области фразеологии от традиционных фразеологических исследований.
На основе теоретического обзора работ, посвященных изучению категории концепта, определить и описать общие свойства концепта как структуры представления знания.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения фразеологического значения в рамках когнитивного подхода………………………………………...............5
1.1 Языковая и концептуальная картины мира………………………..5
1. 2. Роль концепта в изучении ФЕ…………………………………….7
Глава 2. Концептуальный анализ ФЕ английского языка ….…….....13
2.1. Сущность концептуального анализа……………………………...13
2.2. Методика описания концепта....…….…………………………….16
2.3. Рекомендации при осуществлении анализа ФЕ в рамках когнитивного подхода…………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы………………………..……………………………25
В данной работе мы описывали концепты так. Вслед за Телия В.Н. (17, с. 99) мы различаем ядро и периферию концепта. Ядро — по словарю той или иной лексемы. Именно материалы словарей (толковых, этимологических, энциклопедических) предлагают исследователю большие возможности в плане раскрытия содержания концепта, в выявлении специфики его языковою выражения.
Периферия же — субъективный опыт, различные прагматические составляющие ядерной лексемы, коннотации и ассоциации.
Когнитивная схема какого-либо
понятия не является тождественной
его формально-логическому
К примеру, возможно представить и трактовать поле концепта «Трудности» в английском языке следующим образом.
ФЕ с представлением «состояние места, пространства, нахождение в ситуации» - 16 единиц:
(to be) up against it – встретиться с большими неприятностями,(to be) in for it (trouble) – быть вовлеченным в неприятности, (to be) in a jam – быть в затруднении или неловкой ситуации, (to be) in a fix - быть в затруднении или неловкой ситуации, to be in (get into) a scrape - быть в затруднении или неловкой ситуации, (to be) in a hole – быть в устрашающих неприятностях, (to be) in the soup (cart) - быть в устрашающих неприятностях, «в суп попасть», (to be) in hot water or to get into hot water – попасть в неприятности, особенно по глупости, (to be, get into) in deep water – попасть в несчастливое стечение обстоятельств, (to be) in a mess - попасть в неприятности, «заваруху», to be (all) in the same boat – «быть в той же лодке», разделять трудности, you're for it - получить (наказание и т. д.), to be hard up - быть безденежным, (to be) in Queer street - быть в долгах, совсем без денег, (to be) on one's beam ends – быть без денег, беспомощным или в опасности, to be (stony) broke – быть без гроша.
ФЕ с представлением «движение, действие» - 14 единиц:
to catch it - «схлопотать», достаться на орехи, to look (ask) for trouble – напрашиваться на неприятности, to ask for (it) – напрашиваться, to stick one's neck out - «высовываться», неосторожно попасться, to stir up a hornets' nest (the nest of hornets) – «разворошить осиное гнездо», to bring a hornets' nest about one's ears - то же см. выше, to stir up trouble – создавать трудности, to raise (make, kick up) a dust (shindy) – то же самое, баламутить, trouble is brewing – «ветер дует, неприятности «завариваются»», ожидание сложностей, They can hardly (can't) make both ends meet – еле сводить концы с концами, to blow over – прорваться, забыть о неприятностях, to keep out of it or steer clear of it – избегать неприятностей, It never rains but it pours – не огонь, так полымя, Misfortunes (troubles) never come singly – беда не приходит одна
ФЕ с представлением «именование» - 8 единиц:
the fat is in the fire – масло в огонь, a large (tall) order – задание, которое почти невозможно выполнить, a hard nut to crack – «крепкий орешек», tricky and sticky – щекотливый, затруднительный, there's the rub – вот в чем загвоздка, a snag or a hitch – неприятная неожиданность, it's all plain sailing now – трудности преодолены, plain sailing – «чистый горизонт», безопасность, Pandora's box (of trouble) – ящик Пандоры.
Среди ФЕ с представлением «состояние места, пространства, нахождение в ситуации» выделяются ФЕ со значением «нахождение в ситуации», например:
(to be) in a hole – быть в устрашающих неприятностях:
You'd think to judge from the speeches of the "leaders", that the world had never been in a hole before. The world's always in a hole, only in the old days people didn't make a song about it
(to be) in the soup (cart) - быть в устрашающих неприятностях, «в суп попасть»:
What if she declared her real faith in Court, and left them all in the soup!
(to be) in hot water or to get into hot water – попасть в неприятности, особенно по глупости:
You'll get into hot water if you type the wrong addresses on the envelopes again.
Среди ФЕ с представлением «состояние места, пространства, нахождение в ситуации» выделяются ФЕ со значением «нахождение вне ситуации», например:
to keep out of it or steer clear of it – избегать неприятностей:
Up till then he had always managed to steer clear of trouble.
Среди ФЕ с представлением «движение, деятельность» выделяются ФЕ со значением «перемещение», например:
To stir up a hornets’ nest:
... You don't seem to realize, Senator, that this has stirred up a hornets' nest;
Со значением «присвоение, приближение»:
To catch it – схлопотать:
The new boss is a terror. You'd better watch your step or you'll catch it.
To make hardly both ends meet – сводить концы с концами:
With the high rent for their flat they can hardly make both ends meet on his small salary.
Среди ФЕ с представлением «именование» выделяются ФЕ со значением «сложный», например:
A hard nut to crack – крепкий орешек:
The police cannot find any traces; the burglars have indeed given them a hard nut to crack.
Tricky – затруднительный:
"Never mind, " he consoled himself. "Nothing's so tricky when you've done it once
Среди ФЕ с представлением «именование» выделяются ФЕ со значением «неровность», например:
there's the rub – здесь загвоздка!
But dreams! Ay, there was the rub.
a snag – сучок: "If there's any snag, " said George, "I should expect you to look on me as your banker."
2.3.Рекомендации при осуществлении анализа ФЕ в рамках когнитивного подхода
Из всего вышесказанного возможно вывести некоторые общие рекомендации для установления смыслового объема концепта при анализе ФЕ и распределить их на следующие этапы:
- определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт, а при наличии художественного текста эта операция производится на его основе;
- установить место данного концепта в языковой картине мира и языковом сознании нации через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям; при этом словарную дефиницию мы считаем ядром концепта;
- обратиться к этимологии и учесть ее особенностей;
- поскольку словарные толкования дают лишь самое общее представление о значении слова, а энциклопедические словари — о понятии, нужно привлечь к анализу самые разнообразные контексты: поэтические, научные, философские, публицистические, привлечь пословицы и поговорки и т. д.;
- полученные результаты нужно сопоставить с анализом ассоциативных связей ключевой лексемы (ядром концепта).
Выводы по 2 главе.
Формирование ФЕ в результате взаимодействия представлений «нахождение в системе», «движение» и «именование» внутри фразеотематических групп осуществляется на основе реализации в языке объективного закона познания - принципа соответствия.
Разобранные примеры
приводят нас к следующим выводам
относительно эмпирических оснований,
связности и системности
— Большинство наших
фундаментальных понятий
— Каждая пространственная метафора обладает внутренней системностью. Например, метафора to be in a jam Трудности – то, в чем находишься - определяет некоторую связную систему, а вовсе не ряд разрозненных и случайных метафор. (Пример распада системы мы имели бы в том случае, если бы, скажем, фраза to be in a fix значила «быть в затруднении», а фраза to be in a hole — «быть вне трудностей».)
— Ориентационные метафоры коренятся в физическом и культурном опыте; они применяются отнюдь не случайно. Метафора может служить средством осмысления того или иного понятия только благодаря ее эмпирическому основанию.
— В основе метафоры могут лежать разные физические и социальные явления. Как представляется, согласованность внутри общей системы отчасти объясняет выбор одного из них.
— Наш физический и культурный опыт дает множество оснований для метафор. Выбор тех или иных метафор и выделение среди них главных могут варьировать от культуры к культуре.
— Задача разграничения физического и культурного оснований метафоры весьма сложна, поскольку выбор одного конкретного физического основания среди множества возможных должен согласовываться с общим культурным фоном.
Заключение
Когнитивная модель фразеологического значения позволяет распределить признаки обозначаемого по степени важности и формирует «видение» фрагмента действительности, соотносимого с данным значением слова и данным социумом.
Когнитивная модель принадлежит сфере интуитивного, подсознательного и реализуется в том, что обычно называют "чувством языка".
В настоящей работе объектом исследования являлись фразеологические единицы английского языка, а предметом исследования – методы концептуального анализа.
Поставленную цель работы – определить теоретическую и практическую базу исследования фразеологических единиц в рамках когнитивного подхода - считаю достигнутой.
В ходе работы были достигнуты решения следующих задач:
1.Установлены отличия современного когнитивного подхода в области фразеологии от традиционных фразеологических исследований.
2.На основе теоретического обзора работ, посвященных изучению категории концепта, определены и описаны общие свойства концепта как структуры представления знания.
3. Определены методы изучения фразеологических единиц в рамках когнитивного подхода, каким является метод анализа концепта.
Таким образом, общим результатом проведенной работы стал анализ ФЕ английского языка с применением когнитивного подхода. Общим выводом можно считать положение, согласно которому язык, как социальный и культурный феномен представляет собой систему не только с точки зрения лингвистики и прикладных антропологических наук, но и с точки зрения естественных наук, интеграция которых в гуманитарную сферу так заметно возросла за последнее время.
Список литературы
Приложение
Список ФЕ
Информация о работе Когнитивный подход к изучению фразеологических единиц английского языка