Коммуникативно - ориентированное обучение иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Как показывает практика, этого можно достичь при использовании в обучении иностранному языку коммуникативного подхода, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.

Содержание работы

Акт общения как коммуникативная единица.
Сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам.
Принципы коммуникативно-ориентированного обучения.
Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.

Файлы: 1 файл

Коммуникативно-ориентир.обучение ИЯ.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

УО «Мозырский государственный университет им. И.П. Шамякина»

 

Факультет филологический,

кафедра английского языка  и МПИЯ

 

 

 

 

 

«Коммуникативно - ориентированное обучение

иностранным языкам»

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 5 курса, 2 группы,

филологического факультета,

специальность: иностранный  язык (английский). Информатика

Шевеленко Е.А.

 

Проверил (а)_______________________________________________________

 

 

 

Мозырь, 2012

 

План:

  1. Акт общения как коммуникативная единица.
  2. Сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам.
  3. Принципы коммуникативно-ориентированного обучения.
  4. Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место  в системе современного образования  в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

Овладение языком в искусственных  условиях, то есть вне среды, где  на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать  общение на изучаемом языке, и  связано с развитием воображения. Как показывает практика, этого можно достичь при использовании в обучении иностранному языку коммуникативного подхода, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.

Коммуникативно-ориентированное  обучение иностранному языку является эффективным методом, позволяющим  ребенку к окончанию школы  овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в  иноязычном обществе. Сущность коммуникативного обучения - готовить учащегося к  участию в процессе иноязычного  общения в условиях иноязычного  общения, созданных в классе. Коммуникативный  подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы  заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам  накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения  страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио и видеокассетами, результатами заданий и т. п. со школами  и друзьями в стране изучаемого языка.

Главными участниками  процесса обучения с применением  коммуникативно-ориентированного подхода  являются учитель и ученик. Отношения  между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АКТ ОБЩЕНИЯ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА

 

Моделирование деятельности реализуется путем моделирования  ее единиц, поэтому вопрос о характере  таких единиц должен быть рассмотрен полно и всесторонне.

Под единицей деятельности принято понимать ее минимальный  отрезок, сохраняющий все структурные  и смысловые характеристики этой деятельности. Представители современной лингвистики, которую можно называть коммуникативной лингвистикой, считают, что ни словарь, ни грамматическая форма, ни фонемный состав языка в отдельности на образуют никакой коммуникативной единицы. В качестве минимальной единицы, интегрирующей в себе соответствующие языковые элементы для процесса коммуникации, рассматривается речевой акт, в котором осуществляется общение, определяемый как акт совместной межсубъектной деятельности по решению социально - речевой задачи, в которой индивидуальные потребности, мотивы, цели, результаты и оценки превращаются в новую реальность, в общую мотивационно - целевую установку взаимодействующих друг с другом операций – это акт социально - речевого взаимодействия [ 2, c.13].

В качестве целостной коммуникативной  единицы общения можно рассматривать  только относительно законченный акт  обмена мнениями в бесконечном процессе познавательной деятельности человека. Продуктом акта общения является речевая единица, обладающая указанными свойствами коммуникации, иначе говоря текст, в структуре которого реализуется прежде всего двусторонняя направленность речевого акта и смысловая завершенность в пределах определенного отрезка речевого общения.

Акт общения возникает  на фоне и под влиянием совокупности обстоятельств воздействующих на человека. Языковые и смысловые характеристики речевого акта определяются условиями  как интралингвистического, так  и экстралингвистического характера, наличествующими в определенный момент речевого акта. Это могут  быть обстоятельства как внешнего, так и внутреннего плана, существенные для человека в данный момент: телефонный звонок или желание получить предмет, находящийся за пределами легкодостижимого, чувство голода или недовольство человеком, высказанные кем-то мысль, желание, приглашение и т.п. Исходя из этого в качестве минимальной  ячейки общения «молекулы» устноязычного  общения рассматривается коммуникативная  ситуация, которая является «одним из обстоятельственных условия возникновения  или успешной реализации речевого акта». Коммуникативный акт определяется как «сумма высказываний всех коммуникантов (ретроспективно - суммарный текст) одной коммуникативной ситуации [ 2, c. 14 ].

Коммуникативность как направление зародилась давно и продолжала расти в недрах других систем обучения, причем ее появление на свет обусловлено не чем иным, как объективной необходимостью. Эта необходимость заключается, прежде всего, в том, что после выдвижения в качестве цели обучения - развития умения общаться на иностранном языке - со временем все отчетливее и резче стало ощущаться несоответствие между традиционно используемыми методами обучения и новой целью.

Представитель коммуникативного метода обучения. Е.И. Пассов считал, что  коммуникативность состоит в том, что наше обучение должно быть организованно так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу общения [4, c. 36].

Коммуникативность служит, для того чтобы, обучение общению происходило в условиях общения, т.е. в адекватных условиях.

В основе коммуникативного метода лежит представление о  том, что язык служит для общения  и, следовательно, целью обучения языку  должна быть коммуникативная компетенция, которая включает в себя языковую компетенцию (владение языковым материалом для его использования в виде речевых высказываний), социолингвистическую коммуникацию (способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения), дискурсивную компетенцию (способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований), так называемую “стратегическую” компетенцию (степень знакомства с социально культурным контекстом функционирования языка), социальную компетенцию (способность и готовность к общению с другими). На возникновение коммуникативного метода и самого термина "коммуникативная компетенция" оказала влияние концепция языковой компетенции Н. Хомского, под которой понимается способность говорящего порождать грамматически правильные структуры.

 

Характерные черты  коммуникативного метода:

  • основополагающим является смысл;
  • научение языку это научение коммуникации;
  • целью является коммуникативная компетентность (способность эффективно и адекватно использовать лингвистическую систему);
  • путем попыток и ошибок учащийся взращивает собственную языковую систему.

 

Коммуникативный метод обучения иностранным языкам на сегодняшний  день самый популярный в мире. И  даже те, кто смутно представляет себе, в чем этот метод заключается, твердо уверены, что он-то и есть самый прогрессивный и самый  эффективный метод обучения иностранному языку[ 6, c. 67 ].

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

Обратимся к специфике  иностранного языка. Прежде всего, учитель  иностранного языка обучает детей  способам речевой деятельности, поэтому  мы говорим о коммуникативной  компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языком.

Коммуникативное обучение иностранным  языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся[3, c.22-24]. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Согласно точке зрения И.А. Зимней «речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом)» [ 2 , c. 93 ] Следовательно, автор делает вывод, и обучение речевой деятельности на иностранном языке должно осуществляться с позиции формирования и самостоятельной, определяющейся всей полнотой своих характеристик деятельности.

Особенность деятельностного типа обучения заключается в том, что он по своему назначению и по своей сущности связан, прежде всего, с отдельным видом речевой деятельности, поэтому мы встречаем его широкое использование, когда речь идет об обучении чтению, аудированию, переводу и т.д. И только в одном из известных нам методов, пытающемся охватить обучение иностранному языку в целом, а именно в коммуникативном методе мы находим основные признаки деятельностного типа обучения.

По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, «коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столь в том, что преследуется речевая практическая цель (в сущности, все направления прошлого и современности ставят такую цель), сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено».

М.Б. Рахманина акцентирует внимание на следующем: «Речевое партнерство зависит в значительной степени от коммуникативного поведения учителя, что, наконец, тоже входит в аспект речевой направленности обучения и обусловлено деятельностным характером общения» [ 6, c. 53 ]. По сути дела на всех этапах усвоения материала идет обучение именно общению. Но есть ряд моментов, которые требуют специального обучения. Так, для умения общаться особую роль играют: способность вступать в общение, свертывать его и возобновлять; способность проводить свою стратегическую линию в общении, осуществлять ее в тактике поведения вопреки стратегиями других общающихся; способность учета каждый раз новых (новых сразу нескольких) речевых партнеров, смены ролей партнеров, или обращенность общения; способность вероятностного прогнозирования поведения речевых партнеров, их высказываний, исходов той или иной ситуации.

Современный коммуникативный  метод представляет собой гармоничное  сочетание многих способов обучения иностранным языкам, находясь, наверное, на вершине эволюционной пирамиды различных  образовательных методик.

На современном этапе  обучения иностранным языкам большинство  педагогов-лингвистов самым эффективным  считают "коммуникатив" и критикуют традиционные методики, работающие по принципу «от грамматики к лексике, а затем переход к упражнениям на закрепление». Искусственно созданные упражнения не формируют пользователя языка, и человек, изучающий язык именно по этой методике, скорее промолчит, чем произнесет неверную фразу. А «коммуникативность», наоборот, призван «развязать» язык.

Коммуникативный метод (Communicative Approach) развивает все языковые навыки - от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же осваивается в процессе общения на языке: студент сначала запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбираться, что они собой представляют в грамматическом смысле. Цель - научить студента говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.

Правила, значения новых  слов объясняются учителем при помощи знакомой студенту лексики, грамматических конструкций и выражений, при  помощи жестов и мимики, рисунков и  прочих наглядных пособий. Могут  использоваться также компьютеры с CD, Интернет, ТВ-программы, газеты, журналы  и т.д. Все это способствует пробуждению  у студентов интереса к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка.

На уроках иностранного языка  учитель создает ситуации, в которых  студенты общаются в парах друг с  другом, в группах. Это делает урок более разнообразным. Работая в  группе, учащиеся проявляют речевую  самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников.

Преподаватель на занятиях берет на себя функции организатора общения, задает наводящие вопросы, обращает внимание на оригинальные мнения участников, выступает арбитром в  обсуждении спорных проблем.

Отличие коммуникативности в том, что вместо специально подгоняемых под активную лексику и изучаемую грамматику учебных текстов и диалогов в нем в качестве основного приема используется имитация ситуаций из реальной жизни, которые обыгрываются в классе так, чтобы вызвать у учеников максимальную мотивацию к говорению. Так, вместо того чтобы бесконечно пережевывать типовые фразы из учебника: «My name is Ivan. I live in Moscow. I am a student» и т.п., студенты, изучающие тему «Знакомство», начинают на самом деле активно знакомиться и обсуждать интересующие их вопросы.

Информация о работе Коммуникативно - ориентированное обучение иностранным языкам