Лекции по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:39, курс лекций

Описание работы

Установление системных отношений внутри различных групп лексики остается важной задачей многих лексикологических исследований. Сопоставление свойств слов одного лексического объединения привлекает внимание лексикологов и семасиологов, поскольку, в конечном счете, способствует более полному и адекватному толкованию значений отдельных лексических единиц.

Файлы: 1 файл

глаголы.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

       Русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей. « Глагол, - писал академик В. В. Виноградов, -  самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения». Лексические компоненты в глагольных значениях тесно переплетены и постоянно взаимодействуют с грамматическими и лексико-грамматическими компонентами.

Положение о системности лексического состава языка является одним  из основных в современной лексикологии. В отечественном языкознании  оно было выдвинуто в работах  М. М. Покровского и Л. В. Щербы  и получило дальнейшее развитие в  исследованиях В. В. Виноградова, Д.Н. Шмелева, Ю. Н. Караулова, Л. А. Новикова, П. С. Щура, О.Н. Селиверстовой, Л. М. Васильева, А. И. Кузнецовой, Э. В. Кузнецовой и др.

Установление системных отношений  внутри различных групп лексики  остается важной задачей многих лексикологических  исследований. Сопоставление свойств слов одного лексического объединения привлекает внимание лексикологов и семасиологов, поскольку, в конечном счете, способствует более полному и адекватному толкованию значений отдельных лексических единиц.

Системное исследование позволяет, с  одной стороны, выделить семы, присутствующие в значении нескольких слов, а, с  другой стороны, отметить компоненты значения, характеризующие индивидуальность лексического значения каждой отдельной  единицы ЛСГ.

Лексические единицы, будучи сложными и многоаспектными, изучаются с разных точек зрения. В рамках системного подхода анализируются различные свойства и аспекты значения слов, составляющих одно объединение. Так, глаголы речи неоднократно становились предметом системных исследований. Отдельные работы посвящены изучению парадигматических связей внутри данной лексико-семантичекой группы, синтагматических свойств глаголов речи. Современные исследования ЛСГ все чаще проводятся на основе комплексного подхода к анализу лексем, изучается взаимозависимость парадигматических и синтагматических связей слова.  Особое внимание уделяется глаголам, служащим для обозначения речевых актов, в сравнительно молодых и быстро развивающихся разделах науки о языке.

       За последние  полвека русские ученые не  раз обращались к анализу данной  группы слов. Глаголы речи изучались  в диахронии, в историко-сопоставительном  аспекте, в контрастивной лингвистике, анализировались их синтаксические и функциональные свойства и т.д. Такое повышенное внимание объясняется коммуникативной значимостью глаголов речи, их многочисленностью и широкой употребительностью.

Глаголы речи давно привлекают внимание исследователей. Еще античные грамматики выделяли эти глаголы в особую группу наряду с глаголами движения, чувства, хотения и др. За последние  полвека русские ученые не раз  обращались к анализу данной группы слов. Глаголы речи изучались в диахронии, в историко-сопоставительном аспекте на материале старославянского, древнерусского и родственных языков (Бондарь 1968, Бондарь 1969Забродченхо 1960, Кодухов 1958, Таргонская 1993, Филин 1949, Черных І956 и др.)- В работах, посвященных современному состоянию языков, проведены исследования как сопоставительного характера, так и на материале некоторых отдельных иностранных языков, например, английского (Лекомцев, Рейман, Хуршудянц), немецкого (Папеску, Недялкова) и других (Гаджиева, Коклянова, Столяров. Тишечкина), В нескольких статьях рассматриваются особенности глаголов речи, функционирующих в диалектах (Скитова, Внукова).

Не меньший интерес вызывает эта группа у исследователей современного русского литературного языка, которые  ставят разнообразные задачи, анализируя глагольную лексику со значением  речи. Часть работ посвящена синтаксическим свойствам этих глаголов (Бахтина 1964, Бахтина 1965, Ломтев). В области синтаксиса поднимаются вопросы о конституентах предложений, включающих глаголы говорения, об объектной сочетаемости этих слов и морфологической форме зависимых лексем, составляющих необходимое окружение при глаголах речи. Особое внимание уделяется им в исследованиях прямой и косвенной речи (Кодухов, Милых, Петрова, Петруничева).

Кроме изучения отдельных свойств  семантического класса в целом, некоторые  статьи посвящены небольшим лексическим  объединениям, синонимическим рядам  и подгруппам, входящим в этот семантический  класс (Апоесян 1974, Вежбицка 1978, Сколотоваї а

также фразеологическим единицам со значением речи (Кудрявцева, Сколотова 1989), Возможные структурные формулы фразеологических единиц отмечены в статье А.И- Кудрявцевой. И. А- Сколотова описала синтаксические роли, которые выполняют в предложении фразеологизмы со значением речи, и рассмотрела возможную лексико-семантическую сочетаемость и морфологическое выражение ближайшего окружения данных идиом. Значения фразеологических единиц, их место в структуре ЛСГ гааголов речи отдельно не исследовались.

Другая статья И.А. Сколотовой посвящена группе глаголов переносного значения, выражающих сравнение человеческой речи со звуками издаваемыми животными, птицами, насекомыми: блеять, брехать, ворковать и под. Автор описывает некоторые лексические и синтаксические связи данных глаголов и отмечает их существенные отличия от аналогичных типов связей в прямом значении.

Анализировались сочетаемостные свойства глаголов речи (Фоменко 1985, Фоменко 1977, Ннчман 1980). Таким образом, это одна из немногочисленных групп (наряду с группами глаголов перемещения, чувства, мысли, звучания н некоторых конкретных физических действий), которая подвергааеь разностороннему анализу в современной лингвистической HavKe-

Начиная с 50-60-х годов в лексикологии утверждается системный подход применительно к исследованию и описанию лексических единиц-За это время появилось несколько работ, посвященных системным связям и отношениям между единицами группы глаголов речи (Степанова, Васильев 197І, Ничман 1980, Корнев 1993), На них следует остановиться особо.

       Современные исследования лексики опираются на положение о системности языка в целом и отдельных его ярусов. Преимуществом системного подхода является то, что лексические единицы анализируются в рамках некоторого лексического объединения: лексико-семантической группы /ЛСГ7, семантического поля /СП/, тематической

группы /ТТЛ В работах последнего времени чаще всего используется термин ЛСГ. ЛСГ определяется как  группа слов одной части речи, имеющих  в своем значении общую сему.

Первые системные исследования были посвящены изучению парадигматических  связей и отношений внутри лексического объединения. В этих исследованиях  прослеживается аналогия с фонологической теорией дифференциации признаков. При сопоставлении лексических единиц выделяются отдельные компоненты значения - признаки, которые отличают одно значение от другого-Значение слова представляется как компонентная структура, при этом делаются оговорки, что сумма признаков, или значение в целом, всегда нечто большее, чем выделенные слагаемые - компоненты.

Выявлению парадигматических отношений  таголов речи русского языка была посвящена диссертация В,Г. Степановой, Автор на основе дефиниций толковых словарей выделяет основные компоненты значения небольшой группы глаголов речи. Выделенные компоненты служат основанием для классификации лексем и доказательством системности лексики. Значение слова представляется как сумма признаков, например:

кричать - говорить + громко,

восклицать - говорить + громко + с чувством.

Таким образом можно было выделить только основные компоненты значения и нетрудно было представить семныЙ состав характеризующих глаголов. За рамками исследования остались многие глаголы речи.

Автор отмечает особенности употребления отдельных глаголов речи, их синтагматические свойства, стилистические характеристики, рассматривает некоторые этимологические  связи.

Всякое системное исследование лексической группы завершается  классификацией единиц, которая создается  с учетом выявленных системных связей, свойств лексем и отражает их иерархию- В классификации проявляются достоинства и недостатки системного пред-

ставлення единиц- Лексическое объединение глаголов речи разбивается ВТ* Степановой на 3 большие подгруппы:

К Звучание речи. 2, Речь как средство информации- 3. Речь как средство общения.

Каждая подгруппа включает ряд  микрогрупп. Классификацию трудно назвать непротиворечивой и последовательной- Это связано прежде всего со сложностью денотативного значения процесса речи, а также с тем, что при анализе единиц без должного внимания остались сочетаемостные свойства глаголов речи, которые во многом определяют значение глагола. Первые опыты системных исследований лексики, как известно, не касались синтагматических свойств и отношений слов, которые считались предметом сннтаксиса-

Глубокое, многоаспектное и богатое по материалу описание семантики единиц данной группы дал Л-М. Васильев. Оно стало основой для многих последующих исследований глаголов речи (на него ссьшаются З.В. Ничман, И- М. Кобозева, ВА- Корнев, ЕЛ. Таргонская и другие исследователи, которые проводили анализ таганов речи). Классификация, предложенная Л.М. Васильевым, включает около І300 глаголов и 90 фразем. Она опирается на характеристику денотата процесса речи и учитывает синтагматические свойства лексем. Автор выделяет следующие факторы (компоненты ситуации):

1 говорящего,

  1. слушающего,
  2. процесс произношения,
  3. процесс выражения мысли (а также чувства и воли),

5 процесс сообщения мысли и  в связи с этим обращение  к 
слушающему, /речевой контакт/. (Нами опущены характеристики, 
связанные с письменной речью).

  1. объект, содержание речи,
  2. характеристику процесса или объекта речи.

I- 4 Л.М. Васильев считает обязательными  компонентами, 6 - 7 -факультативными.

Каждый выделенный Л.М Васильевым класс состоит из нескольких микрообъединений, синонимических рядов. Классификация последовательна, но будучи семантической, она не имеет формальных показателей, на которые можно опереться при распределении глаголов по классам и подгруппам.

Попытку найти формальные показатели, которые станут объективным основанием классификации, сделала З.В. Ничман в своей диссертации (Ничман 1980), Ее исследование посвящено выявлению формул сочетаемости ma-голов речи, З.В. Ничман обратила внимание на синтагматические свойства глаголов речи, на морфологическое выражение слов, составляющих необходимую дистрибуцию глаголов говорения. Классификация глаголов речи построена на основе дистрибутивного и отчасти трансформационного методов, а также с помощью приема идентификации при исследовании парадигматических и синтагматических связей единиц членов ЛСГ.

Современная теория системного подхода  опирается на тезис о 
необходимости комплексного исследования лексических единиц с 
учетом их синтагматики и парадигматики, постулируя их

взаимообусловленность. З.В.Ничман объединяет в подгруппы слова, имеющие одинаковую дистрибутивную формулу- Дистрибутивная формула выступает как схема необходимого контекста для реализации значения глагола.

Выделяя глагол говорить как лексический идентификатор ЛСГ, автор отмечает, что "дальнейшая конкретизация процесса говорения в лексическом значении остальных членов группы идет в двух направлениях:

в направлении цели говорения,

в направлении характера или  способа говорения" (Ничман 1980, 9). Поэтому прежде всего выделяются два больших разряда.

Лексическое значение глаголов первого  соответствует схеме "говорить с  какой целью" (рассказывать = "говорить с целью сообщить что-либо"); значение единиц второго разряда - "говорить + каким образом", например, кричать = "говорить громко"; бормотать = "говорить невнятно" и т.д.11 (Там же, 9), Данное разделение птаголов речи совпадает с отграничением в прагматике глаголов, обозначающих речевое действие, от характеризующих глаголов речи (Гловннская 1992),

Формально глаголы первого разряда  отличаются богатством синтагматических связей, они сочетаются с существительными в объектном значении (например,рассказывать о сыне, о погоде, про поездку).

Глаголы второго разряда сочетаются главным образом с прямой речью, для них не характерна сочетаемость с существительными в объектном  значении (Ср.:Ъсартавия, ворчал о сыне, о погоде, про поездку).

Внутри ЛСГ З.В. Ничман выделяет ряды слов, которые имеют общую формулу сочетаемости, отмечает, что та или иная валентность, общая для группы, подгруппы, ряда глаголов, тяготеет к определенной морфологической форме выражения. Например, адресат при глаголах сообщения выражается, как правило, в русском языке формой дательного падежа имени существительного: соо6щатьдокпадшать, доносить (кому). Но такое сходство не является строгой языковой закономерностью. Ср.:сообщать (кому) - информировать (кого).

Диссертационное исследование З.Н. Ничман показывает, что в синтаксическом плане ЛСГ глаголов говорения характеризуется способностью иметь общую валентность (сочетаемостный потенциал), но вследствие своей многочисленности и семантической неоднородности не имеет общей формулы сочетаемости. Полного параллелизма, однозначного соответствия между синтаксическим и лексическим уровнями в группе глаголов говорения нет, поэтому при классификации часто приходилось отступать от формального критерия и отдавать преимущество семантическому критерию.

Информация о работе Лекции по "Русскому языку"