Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:39, курс лекций
Установление системных отношений внутри различных групп лексики остается важной задачей многих лексикологических исследований. Сопоставление свойств слов одного лексического объединения привлекает внимание лексикологов и семасиологов, поскольку, в конечном счете, способствует более полному и адекватному толкованию значений отдельных лексических единиц.
В докторской диссертации РЛ. Козловой
предметом анализа стали
Представленный обзор работ и статей показывает, что глаголы речи стали объектом пристального внимания лингвистов разных направлений и школ.
Во второй половине двадцатого века начала складываться особая лингвистическая дисциплина - теория речевых актов /ТРА/, объектом исследования которой стала речевая ситуация, "акт речи, состоящий в произнесении говорящим предложения в ситуации непосредственного общения со слушающим" (Кобозева 1986, 1І). Появились работы о глаголах, обозначающих речевой акт /РА/, выполненные в прагматическом русле. В них анализу и классификации подвергались перформативные глаголы, большинство из которых можно отнести к ЛСГ глаголов речи-Прежде всего это работы американских лингвистов (Остин, Серль, Вандервекен) и их последователей, известные работы А. Вежбицкой, В русистике перформативности посвящены отдельные статьи ЮД. Апресяна (Апресян 1995а) и др. Классификация русских глаголов, обозначающих речевые акты, предложена В.В. Богдановым (Бощанов). Для решения задач прагматики глаголы речи анализировались в диссертации ЕЛ-Савельевой, іде была предпринята попытка составления списка речевых интенций.
Интерес исследователей к данной группе слов, анализ разных сторон их значения и свойств и прежде всего развитие прагматики способствуют тому, что наряду с выделением общих свойств и компонентов значения, характерных для глаголов речи, подробному анализу подвергаются отдельные единицы данной ЛСГ. Исследователи стремятся
дать точное и исчерпывающее толкование глаголов с учетом их системных связей.
Полное детальное описание значений английских глаголов речи выполнено А. Вежбицкой (Wierzbicka 1987), Для русских глаголов такое описание остается актуальным. В настоящее время аналогичная работа ведется исследователями-русистами, причисляющими себя к Московской семантической школе, и выполняется в рамках интегрального описания языка, (см- сборник "Семиотика и информатика", вып, 28, 32 и др.). "Новый объяснительный словарь синонимов", выпущенный под руководством Ю-Д- Апресяна, содержит объемные словарные статьи таких синонимичных глаголов речи, как: жаловаться!, сетовать, роптать, плакаться, ныть, хныкать, скупить; жаловаться!, нажаловаться, наушничать, ябедничать, фискалить, капать, капнуть, кляузничать, доносить, стучать, заявлять, сигнализировать; предсказывать, предрекать, пророчить, пророчествовать, прорицать, прогнозировать; сообщать, инфорпировать, извещать и т.п.
Большое количество исследований, посвященных глаголам речи, с одной стороны, усложняет анализ. Глаголы речи изучались в рамках различных лингвистических теорий, что свидетельствует о сложности н актуальности материала. Многообразие подходов позволило ученым отметить разнообразные семантические особенности отдельных лексем. С другой стороны, обобщение накопленных наблюдений позволяет представить данную ЛСГ целостно и уточнить лексическое значение составляющих ее единиц.
Группа глаголов речи, иди глаголов, которые в своем значении содержат сему "говорить", "пользоваться устной речью", очень многочисленна. Детальному анализу не подвергались многие глаголы, относимые исследователями к периферии ЛСГ, а -также глаголы речи разных способов действия.
По-прежнему актуальными остаются вопросы, связанные с системным представлением лексичесхого объединения. Каждый
исследователь глаголов речи сталкивается прежде всего с проблемой отбора и разграничения материала. Не до конца прояснен вопрос о границах данного объединения.
В представленных в обзоре системньк
исследованиях критерии
отбора лексем и внутренней стратификации
лексического объединения
различаются. Несмотря на это, большинство
выделяемых разными
исследователями подгрупп внутри ЛСГ
глаголов речи совпадает. По-
разному определяются место подгрупп
в структуре ЛСГ и их лексемный
состав. Это говорит о том, что единицы
подгрупп и микрообъединений
обладают общими свойствами, поэтому уточнение
внутренней структуры
лексического объединения и создание
последовательной и
непротиворечивой
3. Осиовтлекршп^ши отбора и ктшішфшсш^шмшгиршиа.
В ЛСГ глаголов речи большинство исследователей включает лексические единицы, имеющие в своем значении общую интегральную сему, которая по-разному обозначается: "говорить", "пользоваться устной речью" (Ничман), "выражать мысли словами" (Корнев), Мы остановимся на компоненте "говорить", семантически простом и понятном ,
В системных лексикологических
исследованиях утвердилось
Структура лексического объединения представляется состоящей из ядра, приядерной и основной частей и периферийной зоны.
Ядерная часть включает нейтральные лексемы, отражающие разные аспекты ситуации,, явления, предмета действительности, закрепленные в значении слова.
Приядерную и основную зону занимают
лексемы, в значении
которых наряду с общими присутствуют
дифференциальные семы,
конкретизирующие лексическое значение.
Чем больше
дифференциальных
На периферии расположены
Полевая структура - это внешняя
структура лексического объединения.
Она характеризуется
Э-В- Кузнецова отмечает, что пересечение ЛСГ может проявляться в двух основных формах - на уровне основных и на уровне вторичных значений. На уровне основных значений оно осуществляется за счет того, что в лексическом значении глаголов может присутствовать не одна, а несколько категориальных сем. По наличию таких сем глаголы могут соотноситься с двумя и более семантическими группами. Таковыми являются глаголы речевого сообщения, которые находятся в зоне пересечения глаголов речи и глаголов передачи информации.
Особенно характерны пересечения на уровне вторичных значений. Это происходит при смене категориальных признаков, как, например, при переходе глаголов звучания в труппу глаголов речи: каркать, греметь, звенеть, квакать, трещать, щебетать, чирикать (прост,) и т.п. В этом случае лексемы расположены на периферии ЛСГ- В значении таких слов важное место занимает образный компонент, который
связывает прямое и переносное значение,
и другие коннотативные компоненты.
Поэтому ряд піаголов в переносном значении
может обозначать не только речь, но и,
к примеру, смех или пение, как глаголы кудахтать /смех/, мурл
Пересечение наблюдается не только
с другими лексическими труппами,
но и между подгруппами и
Любое лексическое объединение имеет внутреннюю структуру, которая определяется характером самого объединения и характером значений составляющих его единиц. Внутренняя структура отражает свойства конкретных единиц, составляющих ЛСГ. Она зависит от принадлежности единиц ЛСГ к той или иной части речи и строится с учетом иерархии семантических компонентов, которые выделяются в ходе анализа в значении лексем, составляющих ЛСГ- Важность выявления внутренней структуры заключается в том, что правильно и адекватно описанная структура - это правильно определенные и упорядоченные связи, которые могут быть характерны для всех или некоторых ЛСГ.
Трудность построения внутренней структуры в том, что у лексических единиц очень много свойств, которые переплетаются, поэтому четко и однозначно упорядочить единицы довольно сложно. Большинство классификаций ЛСГ в исследовательских работах сопровождается особыми оговорками, примечаниями и т.п.
Вопрос о том, какие единицы находятся в ядерной части ЛСГ глаголов речи, а какие на периферии, разными исследователями решается по-разному. Л.М- Васильев определяет место піаголов в структуре лексического объединения, учитывая особенности типовой ситуации речи. Глаголы, в значении которых закреплены характеристики и оценки речевого процесса, расположены в приядерной части. Остальные слова, в том числе и глаголы речевого действия, оказались на периферии.
В ЛСГ глаголов речи самое "общее" слово говорить, значение которого в большей степени зависит от контекста, от того как и с какими словами оно сочетается. Основной, ядерный компонент значения -"пользоваться устной речью". Богатые сочетаемостные возможности позволяют данному слову стежить для обозначения различных ситуаций речи.
Глобальное значение глагола говорить сформулирован
1) "владеть устной речью (
2) "владеть тем или иным языком в живом произношении";
Первые два значения противопоставляются остальным
недопустимостью при них объекта
и адресата речи, то есть абсолютной
непереходностью. Друг от друга они
отличаются главным образом
С помощью этого ядерного слова можно истолковать практически все значения других лексем, входящих в ЛСГ глаголов речи. Варианты значения слова говоритьмогут стать основанием для внутренней стратификации ЛСГ глаголов речи. Лексическое значение других глаголов отражает особые элементы ситуации, более конкретные признаки ситуации речи, что и ограничивает их употребление.
К примеру, скандировать - "отчетливо произносить слова, выделяя каждый слог"(СРЯ). Скандирует обычно группа людей, несколько человек вместе отчетливо произносят слова, фразы, на митингах, демонстрациях, спортивных соревнованиях и тлі. Глагол может служить для обозначения особой манеры произнесения:декламировать, диктовать, цедить (перен., разг.), речевых дефектов: картавить, пришепетывать и др. Такие единицы расположены в основной части ЛСГ
В классификации Л-М. Васильева ядро
ЛСГ составляют основные ЛСВ глагола говорить. Стилистическ
И-М. Кобозева, анализируя классификацию Л.М- Васильева, предложила использовать логико-семантические тесты, приведенные в работе Дж- Лича (Leech 1975) для определения состава ядерной и периферийной части ЛСГ- В результате применения вопросно-ответного и импликативного тестов автор делает вывод о том, что на периферии класса глаголов речи располагается несколько групп глаголов:
1 / "глаголы, у которых сема
''говорить" входагг в пресуппозитивную
часть их значения Іягать, оговариваться и
т.п./, 2/ глаголы, вступающие с говорить /в узком значении/ в отношение несовместимости !писать: печат
сема "говорить" относится к периферийной части их значения /назначать, директировать и т.п./, 4/ глаголы, у которых сема "говорить" входит в ассоциируемую с ними энциклопедическую информацию, фиксируемую в прагматической, коннотативной зоне их словарной статьи (торопить, позволять, заманивать и т.п." (Кобозева, 103)-
Таким образом, место лексической
единицы в структуре ЛСГ
Спорным остается место в структуре глаголов речевого действия, то есть тех глаголов, в значении которых речь является средством осуществления действия. Эту сему можно назвать "с помощью речи", "говоря".