Лекции по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:39, курс лекций

Описание работы

Установление системных отношений внутри различных групп лексики остается важной задачей многих лексикологических исследований. Сопоставление свойств слов одного лексического объединения привлекает внимание лексикологов и семасиологов, поскольку, в конечном счете, способствует более полному и адекватному толкованию значений отдельных лексических единиц.

Файлы: 1 файл

глаголы.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

В докторской диссертации РЛ. Козловой предметом анализа стали разнообразные  системные связи отдельных слов. В работе описаны системные отношения  наиболее употребительных слов русского языка, глаголов говорить/сказать., составляющих ядро ЛСГ глаголов речи. Таким образом, лексическая система представлена "изнутри", через ее отдельный элемент.

Представленный обзор работ  и статей показывает, что глаголы  речи стали объектом пристального внимания лингвистов разных направлений и  школ.

Во второй половине двадцатого века начала складываться особая лингвистическая  дисциплина - теория речевых актов /ТРА/, объектом исследования которой стала  речевая ситуация, "акт речи, состоящий  в произнесении говорящим предложения  в ситуации непосредственного общения  со слушающим" (Кобозева 1986, 1І). Появились работы о глаголах, обозначающих речевой акт /РА/, выполненные в прагматическом русле. В них анализу и классификации подвергались перформативные глаголы, большинство из которых можно отнести к ЛСГ глаголов речи-Прежде всего это работы американских лингвистов (Остин, Серль, Вандервекен) и их последователей, известные работы А. Вежбицкой, В русистике перформативности посвящены отдельные статьи ЮД. Апресяна (Апресян 1995а) и др. Классификация русских глаголов, обозначающих речевые акты, предложена В.В. Богдановым (Бощанов). Для решения задач прагматики глаголы речи анализировались в диссертации ЕЛ-Савельевой, іде была предпринята попытка составления списка речевых интенций.

Интерес исследователей к данной группе слов, анализ разных сторон их значения и свойств и прежде всего развитие прагматики способствуют тому, что  наряду с выделением общих свойств  и компонентов значения, характерных  для глаголов речи, подробному анализу  подвергаются отдельные единицы  данной ЛСГ. Исследователи стремятся

дать точное и исчерпывающее  толкование глаголов с учетом их системных  связей.

Полное детальное описание значений английских глаголов речи выполнено  А. Вежбицкой (Wierzbicka 1987), Для русских глаголов такое описание остается актуальным. В настоящее время аналогичная работа ведется исследователями-русистами, причисляющими себя к Московской семантической школе, и выполняется в рамках интегрального описания языка, (см- сборник "Семиотика и информатика", вып, 28, 32 и др.). "Новый объяснительный словарь синонимов", выпущенный под руководством Ю-Д- Апресяна, содержит объемные словарные статьи таких синонимичных глаголов речи, как: жаловаться!, сетовать, роптать, плакаться, ныть, хныкать, скупить; жаловаться!, нажаловаться, наушничать, ябедничать, фискалить, капать, капнуть, кляузничать, доносить, стучать, заявлять, сигнализировать; предсказывать, предрекать, пророчить, пророчествовать, прорицать, прогнозировать; сообщать, инфорпировать, извещать и т.п.

Большое количество исследований, посвященных  глаголам речи, с одной стороны, усложняет  анализ. Глаголы речи изучались в  рамках различных лингвистических  теорий, что свидетельствует о  сложности н актуальности материала. Многообразие подходов позволило ученым отметить разнообразные семантические особенности отдельных лексем. С другой стороны, обобщение накопленных наблюдений позволяет представить данную ЛСГ целостно и уточнить лексическое значение составляющих ее единиц.

Группа глаголов речи, иди глаголов, которые в своем значении содержат сему "говорить", "пользоваться устной речью", очень многочисленна. Детальному анализу не подвергались многие глаголы, относимые исследователями  к периферии ЛСГ, а -также глаголы речи разных способов действия.

По-прежнему актуальными остаются вопросы, связанные с системным  представлением лексичесхого объединения. Каждый

исследователь глаголов речи сталкивается прежде всего с проблемой отбора и разграничения материала. Не до конца прояснен вопрос о границах данного объединения.

В представленных в обзоре системньк исследованиях критерии 
отбора лексем и внутренней стратификации лексического объединения 
различаются. Несмотря на это, большинство выделяемых разными 
исследователями подгрупп внутри ЛСГ глаголов речи совпадает. По- 
разному определяются место подгрупп в структуре ЛСГ и их лексемный 
состав. Это говорит о том, что единицы подгрупп и микрообъединений 
обладают общими свойствами, поэтому уточнение внутренней структуры 
лексического объединения и создание последовательной и

непротиворечивой классификации  остается важной задачей системного исследования. Коротко остановимся  на разных точках зрения, чтобы сформулировать критерий отбора и основные принципы выделения подгрупп, на которые опирается данная работа.

3. Осиовтлекршп^ши отбора и ктшішфшсш^шмшгиршиа.

В ЛСГ глаголов речи большинство  исследователей включает лексические  единицы, имеющие в своем значении общую интегральную сему, которая  по-разному обозначается: "говорить", "пользоваться устной речью" (Ничман), "выражать мысли словами" (Корнев), Мы остановимся на компоненте "говорить", семантически простом и понятном ,

В системных лексикологических  исследованиях утвердилось представление  о полевой структуре лексико-семантической  группы.

Структура лексического объединения  представляется состоящей из ядра, приядерной и основной частей и периферийной зоны.

Ядерная часть включает нейтральные  лексемы, отражающие разные аспекты  ситуации,, явления, предмета действительности, закрепленные в значении слова.

Приядерную и основную зону занимают лексемы, в значении 
которых наряду с общими присутствуют дифференциальные семы, 
конкретизирующие лексическое значение. Чем больше

дифференциальных семантических  признаков в значении лексической  единицы, тем дальше она от ядра ЛСГ.

На периферии расположены единицы, у которых в лексическом значении ядерная сема не доминирует, а входит на правах компонента или на равных основаниях с другой семой.

Полевая структура - это внешняя  структура лексического объединения. Она характеризуется размытостью, отсутствием четких границ. Размытость объясняется тем, что единицы  обладают одновременно несколькими  свойствами разной природы, поэтому  расположить их можно только в  зоне пересечения подгрупп. В настоящее  время можно считать вполне установленным, что ЛСГ "не представляют собой  четко и однозначно разграниченных классов лексических единиц. Это  такие объединения слов, которые  накладываются друг на друга, "пересекаются" друг с другом" (Кузнецова 1978),

Э-В- Кузнецова отмечает, что пересечение ЛСГ может проявляться в двух основных формах - на уровне основных и на уровне вторичных значений. На уровне основных значений оно осуществляется за счет того, что в лексическом значении глаголов может присутствовать не одна, а несколько категориальных сем. По наличию таких сем глаголы могут соотноситься с двумя и более семантическими группами. Таковыми являются глаголы речевого сообщения, которые находятся в зоне пересечения глаголов речи и глаголов передачи информации.

Особенно характерны пересечения  на уровне вторичных значений. Это происходит при смене категориальных признаков, как, например, при переходе глаголов звучания в труппу глаголов речи: каркать, греметь, звенеть, квакать, трещать, щебетать, чирикать (прост,) и т.п. В этом случае лексемы расположены на периферии ЛСГ- В значении таких слов важное место занимает образный компонент, который

связывает прямое и переносное значение, и другие коннотативные компоненты. Поэтому ряд піаголов в переносном значении может обозначать не только речь, но и, к примеру, смех или пение, как глаголы кудахтать /смех/, мурлыкать / пение/ и др.

Пересечение наблюдается не только с другими лексическими труппами, но и между подгруппами и разрядами  внутри ЛСГ.

Любое лексическое объединение  имеет внутреннюю структуру, которая  определяется характером самого объединения  и характером значений составляющих его единиц. Внутренняя структура  отражает свойства конкретных единиц, составляющих ЛСГ. Она зависит от принадлежности единиц ЛСГ к той  или иной части речи и строится с учетом иерархии семантических  компонентов, которые выделяются в  ходе анализа в значении лексем, составляющих ЛСГ- Важность выявления внутренней структуры заключается в том, что правильно и адекватно описанная структура - это правильно определенные и упорядоченные связи, которые могут быть характерны для всех или некоторых ЛСГ.

Трудность построения внутренней структуры в том, что у лексических единиц очень много свойств, которые переплетаются, поэтому четко и однозначно упорядочить единицы довольно сложно. Большинство классификаций ЛСГ в исследовательских работах сопровождается особыми оговорками, примечаниями и т.п.

Вопрос о том, какие единицы  находятся в ядерной части  ЛСГ глаголов речи, а какие на периферии, разными исследователями  решается по-разному. Л.М- Васильев определяет место піаголов в структуре лексического объединения, учитывая особенности типовой ситуации речи. Глаголы, в значении которых закреплены характеристики и оценки речевого процесса, расположены в приядерной части. Остальные слова, в том числе и глаголы речевого действия, оказались на периферии.

В ЛСГ глаголов речи самое "общее" слово говорить, значение которого в большей степени зависит от контекста, от того как и с какими словами оно сочетается. Основной, ядерный компонент значения -"пользоваться устной речью". Богатые сочетаемостные возможности позволяют данному слову стежить для обозначения различных ситуаций речи.

Глобальное значение глагола говорить сформулировано Л.М. Васильевым как ''выражать посредством устной или письменной речи какие-либо мысли с целью их сообщения кому-либо". Отдельные же значения этого глагола, реализующиеся в различньгх синтаксических конструкциях, характеризуют ту или иную сторону процесса речи (акустико - физиологическую, коммуникативную и тд-). Среди них выделяются обычно следующие:

1) "владеть устной речью (безотносительно  к конкретному языку)";

2) "владеть тем или иным  языком в живом произношении";

  1. "произносить, вьЕговаривать какие-либо единицы речи (звуки, слоги, слова, фразы и тд,) - говорить как;
  2. "выражать с помощью речи какие-либо мысли" - говорить что-либо;
  3. "сообщать, рассказывать о чем-либо" - говорить что-либо, кому-либо;
  4. "разговаривать, вести беседу" - говорить с кем-либо.

Первые два значения противопоставляются  остальным

недопустимостью при них объекта  и адресата речи, то есть абсолютной непереходностью. Друг от друга они  отличаются главным образом обстоятельственными  характеристиками и соответственно разными трансформациями (ср.: Он уже говорит - Он уже умеет говорить; Он хорошо говорит - Он хорошо владеет словом, даром слова; Он уже говорит по-французски - Он уже умеет говорить по-французски - Он уже тает французский язык - Он уже владеет французским языком).

С помощью этого ядерного слова  можно истолковать практически  все значения других лексем, входящих в ЛСГ глаголов речи. Варианты значения слова говоритьмогут стать основанием для внутренней стратификации ЛСГ глаголов речи. Лексическое значение других глаголов отражает особые элементы ситуации, более конкретные признаки ситуации речи, что и ограничивает их употребление.

К примеру, скандировать - "отчетливо произносить слова, выделяя каждый слог"(СРЯ). Скандирует обычно группа людей, несколько человек вместе отчетливо произносят слова, фразы, на митингах, демонстрациях, спортивных соревнованиях и тлі. Глагол может служить для обозначения особой манеры произнесения:декламировать, диктовать, цедить (перен., разг.), речевых дефектов: картавить, пришепетывать и др. Такие единицы расположены в основной части ЛСГ

В классификации Л-М. Васильева ядро ЛСГ составляют основные ЛСВ глагола говорить. Стилистически нейтральные синонимы разных значений ядерного глагола образуют основную часть лексического объединения. На периферии оказались многие глаголы речевого действия, не связанные синонимическими отношениями с лексико-семантическими вариантами лексемы говорить, например: убеждать/убедить, уговаривать/уговорить и др.

И-М. Кобозева, анализируя классификацию  Л.М- Васильева, предложила использовать логико-семантические тесты, приведенные в работе Дж- Лича (Leech 1975) для определения состава ядерной и периферийной части ЛСГ- В результате применения вопросно-ответного и импликативного тестов автор делает вывод о том, что на периферии класса глаголов речи располагается несколько групп глаголов:

1 / "глаголы, у которых сема ''говорить" входагг в пресуппозитивную часть их значения Іягать, оговариваться и т.п./, 2/ глаголы, вступающие с говорить /в узком значении/ в отношение несовместимости !писатьпечатать /на машинке/, ахать и т.п./, 3/глаголы - оперативы, у которых

сема "говорить" относится к  периферийной части их значения /назначать, директировать и т.п./, 4/ глаголы, у которых сема "говорить" входит в ассоциируемую с ними энциклопедическую информацию, фиксируемую в прагматической, коннотативной зоне их словарной статьи (торопить, позволять, заманивать и т.п." (Кобозева, 103)-

Таким образом, место лексической  единицы в структуре ЛСГ определяется в зависимости от того, в какой  части лексического значения находится  интегральный компонент.

Спорным остается место в структуре  глаголов речевого действия, то есть тех  глаголов, в значении которых речь является средством осуществления  действия. Эту сему можно назвать "с помощью речи", "говоря".

Информация о работе Лекции по "Русскому языку"