Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:39, курс лекций
Установление системных отношений внутри различных групп лексики остается важной задачей многих лексикологических исследований. Сопоставление свойств слов одного лексического объединения привлекает внимание лексикологов и семасиологов, поскольку, в конечном счете, способствует более полному и адекватному толкованию значений отдельных лексических единиц.
Некоторые исследователи вообще не включают данные гааголы в группу глаголов речи, выделяя их в отдельное лексическое объединение. С этим трудно согласиться, так как большинство из них обозначает действие, которое осуществляется только с помощью речи: тать, врать, оговаривать и т.п. В значении данных піаголов сема "говорить" является обязательным компонентом, что, по нашему мнению, является достаточным основанием для включения их в основную часть полевой структуры лексического объединения.
В других глаголах, содержащих сему "с помощью речи", например: успокаивать, обманывать, сообщать основу значения составляет сема действия, которое совершает человек. Сема "говорить" занимает в лексическом значении подчиненное положение, играет второстепенную роль. Средство осуществления действия соотносится с валентностью, которая может быть замещена словами, не содержащими сему "речь". Успокоить можно не только словом, но и конфетой, подарком, обмануть значит и "сказать неправду", и, к примеру, "обещать что-либо и не сделать". В этом случае слово должно быть расположено на периферии ЛСГ, зоне пересечения с глаголами, обозначающими различные действия.
Если говорить о связи синтагматических свойств единицы и места ее расположения в структуре объединения, то следует отметить, что основное свойство ядерных и приядерных единиц - широкая сочетаемость- Эти единицы, сочетаясь с разными словами, могут выражать разнообразные смыслы. Глаголы, находящиеся дальше от ядра, содержат в своем значении больше разнообразных семантических компонентов, поэтому их сочетаемость ограничена,
Работа над такими глаголами в преподавании РКИ должна быть связана с представлением об их лексической сочетаемости- Описание значения слова с учетом его лексической сочетаемости - материал для наиболее точного и адекватного перевода на другие языки- Кроме того, знание сочетаемостных свойств слова позволяет формировать навык предсказуемости лексических связей.
Остается неопределенным место
приставочньис глаголов, которые имеют
дополнительное оценочное и/или аспектуальное
значение. В русском языке глагол обладает
богатой парадигмой словоизменения и
широкими словообразовательными возможностями-
Б сочетании с приставками многие глаголы
получают аспектуальное значение, которое
как бы "наслаивается" на основное
лексическое значение, например, аспектуальное
значение начннательности выража-ется
с помощью приставкиза-: заговорить, забормотать,
залепетать, заворчать и тд. Глаголы речевого сообщения и речевого
контакта и взаимодействия данный смысл
выражают с помощью словосочетания начать + глагол
- завершительности: досказать, закончить ворчать,
браниться и
> Т-Д-
- определенной ограничительное:
пробубнить, промурлыкать, проворковать,
проспорить, пробеседовать
два часа и т.дч;
неопределенной
прокартавить, прошепелявить и т,д.Л
Следует обратить внимание на то, что
с помощью приставок
усилительности: раскричаться, расшуметься, разворчаться;
степени, например, значение "со всеми и серьезно" приобретают глаголы взаимного контакта при присоединении приставки пере-: переругаться, перессориться, пересобачиться, переговорить и т.д.
- исчерпанности: искричатъея, изворчаться и
др. Это явление
свидетельствует о пересечениях внутри
лексического объединения. С
одной стороны, приставочные глаголы входят
в ЛСГ глаголов речи, с
другой стороны, - принадлежат грамматическим
разрядам, так
называемым способам глагольного действия.
В аспектуальных пшголах
не передний план выступает характер протекания
речевого действия или
процесса. Такие гааголы, как и оценочные,
имеют ограниченные
сочетаемостные возможности.
Трудность исследования данных пересечений
заключается в том,
что для выражения аспектуального и оценочного
значений не сущест
вует строго закрепленных аффиксов и данные
образования не являются
обязательными для всех слов одной подгруппы
или разряда-
Например, значение нежелательной (пейоративной)
результативности
выражается достаточно регулярно с помощью
приставки до- и
постфикса ся-: докричаться, дошуметься. Так
глагольные формы
доругались, досоветовались, досплетничалис
довыступапся, докритиковался часто можно услышать в разговорной
речи, наряду с допршапся - словом, которое употребляется для обозначения
практически любого действия, которое
привело к противоположным и нежелательным
результатам. Данная словообразовательная
модель характерна практически для всех
глаголов речи, тогда как завершительность
действия выражается разными средствами: досказать, но зако
Сообщение И Т.П.
Пересечения такого рода представляют собой отдельную проблему исследования, поэтому мы не будем останавливаться на этом подробнее. Выделение аспеетуальных значений позволяет ограничить материал исследования, поскольку в первую очередь при системном подходе изучается лексическое значение слов без некоторых грамматических значений, составляющих особый объект лингвистического анализа. Глаголы с ярко выраженным оценочным значением являются предметом нашего исследования и включены в состав анализируемой ЛСГ.
Особо оговоримся, что отдельную подгруппу составляют глаголы письма, которые не рассматриваются в нашей работе. Но разделение средства осуществления действия на "с помощью устной речи" и "с помощью письменной речи" в значении многих глаголов не закреплено, к примеру, информировать в письме, уведомлять докладной запиской и другие глаголы официально-делового языка. Данные лексемы включают сему "с помощью речи", они отличаются от слов успокоить, обманывать,поэтому нет основания относить их за границы лексического объединения или к периферии ЛСГ глаголов речи.
Некоторые глаголы речи имеют вторичные и переносные значения, которые выходят за рамки исследуемой группы. Отметим, что в ЛСГ включаются те лексико-семантические варианты, которые служат для обозначения речевых ситуаций, сочетаются с существительными, обозначающими лиц, при замещении валентностей субъекта речи и адресата. При этом не учитываются переносные значення глагола
говорить, такие как "свидетельствовать": факты говорят, синонимичное глаголу писать и др., подробно охарактеризованные в
диссертации Г.В. Степановой- Не анализируются
значения глаголов в контекстах типа, история свидетельствует, молиться на
него (^'боготворить1'), препир