Лекции по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:39, курс лекций

Описание работы

Установление системных отношений внутри различных групп лексики остается важной задачей многих лексикологических исследований. Сопоставление свойств слов одного лексического объединения привлекает внимание лексикологов и семасиологов, поскольку, в конечном счете, способствует более полному и адекватному толкованию значений отдельных лексических единиц.

Файлы: 1 файл

глаголы.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи вообще не включают данные гааголы в группу глаголов речи, выделяя их в отдельное лексическое объединение. С этим трудно согласиться, так как большинство из них обозначает действие, которое осуществляется только с помощью речи: тать, врать, оговаривать и т.п. В значении данных піаголов сема "говорить" является обязательным компонентом, что, по нашему мнению, является достаточным основанием для включения их в основную часть полевой структуры лексического объединения.

В других глаголах, содержащих сему "с  помощью речи", например: успокаивать, обманывать, сообщать основу значения составляет сема действия, которое совершает человек. Сема "говорить" занимает в лексическом значении подчиненное положение, играет второстепенную роль. Средство осуществления действия соотносится с валентностью, которая может быть замещена словами, не содержащими сему "речь". Успокоить можно не только словом, но и конфетой, подарком, обмануть значит и "сказать неправду", и, к примеру, "обещать что-либо и не сделать". В этом случае слово должно быть расположено на периферии ЛСГ, зоне пересечения с глаголами, обозначающими различные действия.

Если говорить о связи синтагматических свойств единицы и места ее расположения в структуре объединения, то следует отметить, что основное свойство ядерных и приядерных единиц - широкая сочетаемость- Эти единицы, сочетаясь с разными словами, могут выражать разнообразные смыслы. Глаголы, находящиеся дальше от ядра, содержат в своем значении больше разнообразных семантических компонентов, поэтому их сочетаемость ограничена,

Работа над такими глаголами  в преподавании РКИ должна быть связана  с представлением об их лексической  сочетаемости- Описание значения слова с учетом его лексической сочетаемости - материал для наиболее точного и адекватного перевода на другие языки- Кроме того, знание сочетаемостных свойств слова позволяет формировать навык предсказуемости лексических связей.

Остается неопределенным место  приставочньис глаголов, которые имеют дополнительное оценочное и/или аспектуальное значение. В русском языке глагол обладает богатой парадигмой словоизменения и широкими словообразовательными возможностями- Б сочетании с приставками многие глаголы получают аспектуальное значение, которое как бы "наслаивается" на основное лексическое значение, например, аспектуальное значение начннательности выража-ется с помощью приставкиза-: заговорить, забормотать, залепетать, заворчать и тд. Глаголы речевого сообщения и речевого контакта и взаимодействия данный смысл выражают с помощью словосочетания начать + глагол речи: начали ругаться, начал упрашивать, начап рапортовать, начап докладывать и т.п.;

- завершительности: досказать, закончить ворчать, браниться и 
> Т-Д-

- определенной ограничительное: проворчать, прокричать, 
пробубнить, промурлыкать, проворковать, проспорить, пробеседовать 
два часа и т.дч;

неопределенной ограничительное: пробормотать^

прокартавить, прошепелявить и т,д.Л

Следует обратить внимание на то, что  с помощью приставок аспектуальное  значение выражается преимущественно  у характеризующих глаголов- Приставочные глаголы в русском языке -очень емкие и информативные единицы- Аффиксы часто выражают не только аспектуальное значение, но и "привносят" разнообразные оттенки смысла. Многие приставочные и приставочно-суффиксальные глагольные образования приобретают дополнительное оценочное значение:

усилительности: раскричаться, расшуметься, разворчаться;

степени, например, значение "со всеми  и серьезно" приобретают глаголы  взаимного контакта при присоединении  приставки пере-: переругаться, перессориться, пересобачиться, переговорить и т.д.

- исчерпанности: искричатъея, изворчаться и др. Это явление 
свидетельствует о пересечениях внутри лексического объединения. С 
одной стороны, приставочные глаголы входят в ЛСГ глаголов речи, с 
другой стороны, - принадлежат грамматическим разрядам, так 
называемым способам глагольного действия. В аспектуальных пшголах 
не передний план выступает характер протекания речевого действия или 
процесса. Такие гааголы, как и оценочные, имеют ограниченные 
сочетаемостные возможности.

Трудность исследования данных пересечений  заключается в том, 
что для выражения аспектуального и оценочного значений не сущест 
вует строго закрепленных аффиксов и данные образования не являются 
обязательными для всех слов одной подгруппы или разряда- 
Например, значение нежелательной (пейоративной) результативности 
выражается достаточно регулярно с помощью приставки до- и 
постфикса ся-: докричаться, дошуметься. Так глагольные формы 
доругались, досоветовались, досплетничались, доябедничался,

довыступапся, докритиковался часто можно услышать в разговорной

речи, наряду с допршапся - словом, которое употребляется для обозначения практически любого действия, которое привело к противоположным и нежелательным результатам. Данная словообразовательная модель характерна практически для всех глаголов речи, тогда как завершительность действия выражается разными средствами: досказать, но закончить ругаться, прекратить ссору, закончить

Сообщение И Т.П.

Пересечения такого рода представляют собой отдельную проблему исследования, поэтому мы не будем останавливаться  на этом подробнее. Выделение аспеетуальных значений позволяет ограничить материал исследования, поскольку в первую очередь при системном подходе изучается лексическое значение слов без некоторых грамматических значений, составляющих особый объект лингвистического анализа. Глаголы с ярко выраженным оценочным значением являются предметом нашего исследования и включены в состав анализируемой ЛСГ.

Особо оговоримся, что отдельную  подгруппу составляют глаголы письма, которые не рассматриваются в  нашей работе. Но разделение средства осуществления действия на "с помощью устной речи" и "с помощью письменной речи" в значении многих глаголов не закреплено, к примеру, информировать в письме, уведомлять докладной запиской и другие глаголы официально-делового языка. Данные лексемы включают сему "с помощью речи", они отличаются от слов успокоить, обманывать,поэтому нет основания относить их за границы лексического объединения или к периферии ЛСГ глаголов речи.

Некоторые глаголы речи имеют вторичные  и переносные значения, которые выходят  за рамки исследуемой группы. Отметим, что в ЛСГ включаются те лексико-семантические  варианты, которые служат для обозначения  речевых ситуаций, сочетаются с существительными, обозначающими лиц, при замещении  валентностей субъекта речи и адресата. При этом не учитываются переносные значення глагола

говорить, такие как "свидетельствовать": факты говорят, синонимичное глаголу писать и др., подробно охарактеризованные в диссертации Г.В. Степановой- Не анализируются значения глаголов в контекстах типа, история свидетельствует, молиться на него (^'боготворить1'), препираться с судьбой (= "бороться"). В ЛСГ глаголов речи отбираются единицы, субьеісгную валентность которых замещают слова, имеющие в своем значении сему "лицо", "человек".

 


Информация о работе Лекции по "Русскому языку"