Метод проектов на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Основная цель, которую преследует метод проектов:
научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почеркнуть информацию;
получить навыки обработки информации;
сформировать навыки проведения исследований;
сформировать навыки работы и делового общения в группе;
сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта

Файлы: 1 файл

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Метод проектов

     Проект  – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися комплекс действий, где  они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Основная  цель, которую преследует метод проектов:

  • научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
  • научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почеркнуть информацию;
  • получить навыки обработки информации;
  • сформировать навыки проведения исследований;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

     Метод проектов – «система обучения, при  которой учащиеся приобретает знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся  практических заданий – проектов».

     Проектирование  помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают  быть целью, а становятся средством  в образовании, позволяют каждому  самостоятельно осваивать культурные ценности.

     Положительные факторы проектной  деятельности:

  • повышение мотивации учащихся;
  • развитие способности к активной практической деятельности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

           Проектное обучение стимулирует  истинное учение самих учеников, потому что оно

  • личностно-ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивируемо, что приводит к возрастанию интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Велико  разнообразие учебных проектов:

  • от проекта на один урок до проекта на весь учебный год;
  • проектирование может быть индивидуальным и групповым;
  • общешкольным, межшкольным по составу участников;
  • в проекте могут участвовать дети разного возраста;
  • проекты могут быть предназначены для изучения разных тем одного предмета, а могут быть надпредметными, межпредметными, внепредметными.
  • проект может быть итоговым, текущим.
 

Каждый предмет  имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия, пр. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации: сметы, материалов, условий эксплуатации. В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого объекта, даже без целостной и детальной проработки. Нет необходимости оспаривать подобное толкование общепринятого термина. Думается, поэтому некоторые школьные мероприятия (неделя английского языка в школе, создание общешкольного альманаха, спортивные мероприятия) часто стали называть модным словом проект. Иногда это оправдано, если речь идет действительно о  проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие. Однако следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем  в виду именно способ достижения дидактической  цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым  практическим результатом, оформленным  тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Чтобы добиться такого результата, необходимо  научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично  интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. 

 Но обратимся  к иностранному языку, его специфике.  Зачем нужен метод проектов  в преподавании иностранных языков  и как он может быть использован  с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать  доступными учащимся языковыми  средствами?

Прежде всего, еще раз подчеркнем мысль о  том, что  мы обучаем способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции  как одной из основных целей обучения иностранному языку. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что коммуникативная  компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции  определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения:

Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и  навыки в том или ином виде речевой  деятельности, сформировать лингвистическую  компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого  ученика группы.

        Чтобы сформировать у учащихся  коммуникативную компетенцию вне  языкового окружения, недостаточно  насытить урок условно-коммуникативными  или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные  задачи. Важно предоставить им  возможность мыслить, решать какие-то  проблемы, которые порождают мысли,  рассуждать над возможными путями  решения этих проблем с тем,  чтобы учащиеся акцентировали  внимание на содержании своего  высказывания, чтобы в центре  внимания была мысль, а язык  выступал в своей прямой функции  - формирования и формулирования  этих мыслей.

        Чтобы учащиеся воспринимали  язык как средство межкультурного  взаимодействия, необходимо не только  знакомить их со страноведческой  тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести  акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми  средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого  применения языкового материала. Только метод проектов может позволить  решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки  иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором  решаются действительно интересные, практически значимые и доступные  для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности  на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных  предметных знаний, необходимых и  достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными  умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с  текстом (выделять главную мысль, вести поиск  нужной информации в иноязычном тексте),  анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным  справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам  речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для  чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много  вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или  иного решения. К коммуникативным  умениям  стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать  и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную  аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично  излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с  работой над проектом. Наш предмет  вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов - суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время в школах, гимназиях, работающих по второй - четвертой моделям обучения. Но он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблеме, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения. Попробуем суммировать основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой  в исследовательском, творческом  плане проблемы / задачи, требующей  интегрированного знания, исследовательского  поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения  празднования  различных праздников  в англо-говорящих странах  - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых  результатов (например,  доклад  в соответствующие службы о  демографическом состоянии данного  региона,  факторах, влияющих на  это состояние,  тенденциях, прослеживающихся  в развитии данной проблемы;  совместный выпуск газеты,  альманаха  с репортажами с места событий;  программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка,  участка, планировка и обустройство  квартиры, пр.);

     3. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность  учащихся на уроке или во  внеурочное время. 

     4. Структурирование содержательной  части проекта (с  указанием  поэтапных результатов и распределением  ролей).

     5. Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы (использование в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки",  "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Отсюда могут  быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

1.      Презентация ситуаций, позволяющих  выявить одну или несколько  проблем по обсуждаемой тематике.

2.      Выдвижение гипотез решения выявленной  проблемы (мозговой штурм). Обсуждение  и обоснование каждой из гипотез. 

3.      Обсуждение методов проверки  из принятых гипотез в малых  группах ( в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

4.      Работа в группах над поиском  фактов, аргументов, подтверждающих  или опровергающих гипотезу.

Информация о работе Метод проектов на уроках иностранного языка