Метод проектов на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Основная цель, которую преследует метод проектов:
научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почеркнуть информацию;
получить навыки обработки информации;
сформировать навыки проведения исследований;
сформировать навыки работы и делового общения в группе;
сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта

Файлы: 1 файл

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

5.      Защита проектов (гипотез решения  проблемы) каждой из групп с  оппонированием со стороны всех  присутствующих.

6.      Выдвижение новых проблем. 

Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях  может быть различным. В курсе  иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой  теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для  школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. Многое зависит от выбранного типа проекта: его структура, избираемые методы, источники информации, оформление результатов, т.е. форма защиты проекта.

Типология проектов.

 Рассмотрим  общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

1. Доминирующий  в  проекте  метод или  вид деятельности:  исследовательский,  творческий, ролево-игровой, практико-ориентированная, пр.

     2. Предметно-содержательная область:  монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

     3. Характер  координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),  скрытый (неявный,  имитирующий участника проекта).

     4.Характер контактов (среди участников   одной   школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.

     5.Количество  участников проекта.

     6.Продолжительность   проекта.

     В  соответствии  с первым признаком  можно наметить следующие типы  проектов:

     - исследовательские

Такие проекты  требуют хорошо продуманной  структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности  предмета исследования  для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Ониполностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация  актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

     - творческие

Следует оговориться, что любой проект требует творческого  подхода и в этом смысле любой  проект можно назвать творческим. При определении типа проекта  выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее  оформление результатов. Такие проекты,  как правило,  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.0 она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности,  интересам участников проекта.  В данном случае  следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете,  сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре, пр.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа,  дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.

    -ролево-  игровые

В таких проектах структура также только намечается и  остается открытой до окончания  проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные  характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.  Это  могут быть литературные персонажи  или выдуманные герои, имитирующие  социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками  ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к  его концу. Степень творчества здесь  очень высокая, но доминирующим видом  деятельности все-таки является  ролево-игровая, приключенческая;

     - информационные проекты

Этот тип  проектов  изначально  направлен  на сбор информации о каком-то объекте, явлении  ознакомление участников проекта  с этой информацией,  ее анализ и  обобщение фактов,  предназначенных  для широкой аудитории.  Такие  проекты  так же,  как  и  исследовательские, требуют  хорошо  продуманной  структуры,  возможности систематической  коррекции по ходу работы над проектом.  Структура такого проекта может  быть обозначена следующим образом:

Цель проекта, предмет информационного  поиска, источники информации (средства  СМИ,  базы данных,  в том числе  электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,  аргументированные  выводы), результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, пр.),  презентация (публикация,  в  том числе  в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

Такие проекты  часто интегрируются в исследовательские  проекты и становятся их органичной частью, модулем.

     - практико-ориентированные

Эти проекты  отличает  четко  обозначенный с  самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат  обязательно ориентирован на социальные интересы  самих  участников ( документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).

            Такой проект  требует хорошо  продуманной структуры,  даже  сценария всей деятельности его  участников с определением функций  каждого из них, четкие результаты  совместной деятельности и участие  каждого в оформлении конечного  продукта.  Здесь особенно важна  хорошая организация координационной  работы в плане поэтапных обсуждений,  корректировки совместных и индивидуальных  усилий,  в  организации презентации   полученных  результатов  и   возможных способов их внедрения   в  практику,  организация   систематической  внешней оценки  проекта.

    По  второму  признаку - предметно-содержательной  области - можно выделить 

монопроекты

Как правило, такие  проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются  наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка - темы, связанные со страноведческой тематикой, социальной проблематикой, исторической пр.). Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний  из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания, т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам ( роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся);

межпредметный проект

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие  проекты, как: “Единое речевое пространство”, “Культура общения “, “Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XX веков”, "На рубеже веков", пр.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

            Как правило, краткосрочные проекты   проводятся на уроках по отдельному  предмету, иногда с привлечением  знаний из другого предмета. Что  касается проектов средней и  значительной продолжительности,  то такие проекты обычные или  телекоммуникационные, внутренние  или международные  являются  междисциплинарными и содержат  достаточно крупную проблему  или несколько взаимосвязанных  проблем и тогда они могут  представлять собой целостную  программу(совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

            Разумеется, в реальной практике  чаще всего приходится иметь  дело со смешанными типами  проектов, в которых имеются признаки  исследовательских проектов и  творческих, например, одновременно, практико-ориентированные  и исследовательские. Каждый тип  проекта  имеет тот или иной  вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

            Отдельно следует   сказать   о координации проектов и   организации внешней оценки,  поскольку хорошо известно, что  лучшая импровизация -  хорошо  подготовленная. Поэтому, если учитель  решил использовать при изучении  какого-то раздела, вопроса программы  метод проектов, он должен все  тщательнейшим образом продумать,  разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предлагаемой  им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько таких возможных проблем, которые могут попасть в поле зрения учащихся, либо к которым учитель будет их вести наводящими вопросами, ситуациями, пр. Учитель должен четко прописать учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у школьников), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, пр., в том числе и из электронных источников), который он предложит учащимся или к которому он порекомендует обратиться, например, в сетях, на компакт-дисках. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Другими словами, желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания  эффективности деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само и взаимоконтроля. На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей иностранного языка, которые могут выступить в качестве экспертов. Характер внешней оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты ( его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: "Все правильно. Продолжайте." или " Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите." В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя придти на помощь, если такая помощь потребуется ( но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные внешние независимые эксперты (учителя, ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично в случае необходимости, приходя на помощь ребятам.

Приведу теперь несколько  примеров таких проектов. Начнем с проектов, предназначенных  для уроков английского  языка.

Проект  по теме "Путешествия" (этап обучения можно определить самостоятельно, исходя из специфики используемой модели обучения).

Ситуация: английские школьники пригласили наших ребят  приехать к ним на празднование  Рождества. При этом они попросили  обсудить, каким видом транспорта они собираются приехать и какую культурную программу им хотелось бы иметь в Лондоне. Желательно с обоснованием, поскольку ребят нужно встретить и заранее заказать экскурсии. Некоторые ребята смогут разместиться у английских партнеров, но кому-то придется жить в гостинице и об этом тоже следует подумать. Тип проекта определяется как практико-ориентированный. Однако, как и любой другой проект, он предусматривает использование исследовательских методов. Будет ли это монопроект или межпредметный заранее трудно определить, поскольку многое зависит от подготовленности и творчества детей. Может потребоваться информация исторического, географического плана. Это покажет развитие проблемы , сюжета. 

I этап (первый урок). Ситуация вводится  учителем на первом  уроке работы над  темой "Путешествия".

Учитель просит обсудить, на какую сумму могут  рассчитывать ребята с учетом различных  обстоятельств. Начинается обсуждение (фронтально, со всем классом). Учитель  заранее должен подготовить прайс-лист на основные услуги, которые потребуются  детям. Ребята должны не просто назвать  сумму, на которую они могут рассчитывать, но и обосновать, исходя из предполагаемых расходов. Они вправе задавать учителю  любые вопросы. Излишне говорить, что все обсуждение ведется на английском языке. Всю необходимую  при этом лексику учитель на этом этапе урока подсказывает. Однако по возможности на этом уроке учитель  пользуется знакомой учащимся лексикой. Обсуждение должно строиться не в  виде ответов на заранее подготовленные учителем вопросы, а в виде естественного  обсуждения вопроса. Инициатива должна исходить от ребят. В результате такого обсуждения определяется некая сумма, необходимая, но и достаточная для  организации поездки, например $400.

Отсюда ребята сами формулируют проблему: Каждый ребенок может рассчитывать не более, чем на $400. При выборе вида транспорта и экскурсий надо уложиться в эту сумму и постараться при этом увидеть как можно больше.

Далее определяются (опять сообща) задачи подготовки к  поездке: с какой целью каждый из ребят желает ехать в Лондон; каким видом транспорта и почему; как купить билеты; как забронировать  номера в гостинице; какие достопримечательности они хотели бы увидеть.

Информация о работе Метод проектов на уроках иностранного языка