Методическое формирование иноязычной компетенции учеников в чтении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Методика преподавания иностранных языков – одна из наиболее сложных педагогических дисциплин. Это сложная и продолжительная дисциплина, потому что нуждается в строго организованной структуре, основы которой должны быть заложены еще в младшем школьном возрасте, так как в современной школе обучение иностранных языков начинается именно на этом этапе (начиная с 2 – 3 класса) и длится в течении всей школьной жизни до окончания школы (до 11-12 класса).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЯ УЧЕНИКОВ……………………………………………………………

1.Психологические и физиологические особенности учеников как важный фактор в процессе обучения чтения……………………………………..
2.Психологическая характеристика основных видов деятельности учеников старшего возраста………………………………………………
3.Психологические основы чтения при изучении этого вида языковой деятельности……………………………………………………………….
4.Теория основного процесса чтения. Виды чтения……………………..
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ…….

1.Чтение как вид языковой деятельности…………………………………
2.Этапы обучения чтения…………………………………………………..
3.Формирование механизма чтения. ……………………………………...
4.Отбор текстового материала……………………………………………..
5.Организация учебного процесса и система упражнений для формирования языковых навыков чтения……………………………….
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра английской филологии 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Методическое формирование иноязычной компетенции учеников в чтении»

студентки 3-го курса факультета иностранных языков

ПАВЛЕНКО  ЯНЫ 
 
 
 
 

Научный руководитель

Ст. пр. Е.В. Трофимова 
 
 
 
 
 
 

ДОНЕЦК

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

ГЛАВА I  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЯ УЧЕНИКОВ…………………………………………………………

    1. Психологические и физиологические особенности учеников как важный фактор в процессе обучения чтения……………………………………..
    2. Психологическая характеристика основных видов деятельности учеников старшего возраста………………………………………………
    3. Психологические основы чтения при изучении этого вида языковой деятельности……………………………………………………………….
    4. Теория основного процесса чтения. Виды чтения……………………..

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ…….

    1. Чтение как вид языковой деятельности…………………………………
    2. Этапы обучения чтения…………………………………………………..
    3. Формирование механизма чтения. ……………………………………...
    4. Отбор текстового материала……………………………………………..
    5. Организация учебного процесса и система упражнений для формирования языковых навыков чтения……………………………….

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 
 
 
 

    ГЛАВА I  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЯ УЧЕНИКОВ 

    1.1. Психологические  и физиологические  особенности учеников  как важный фактор в процессе обучения чтения

    Методика  преподавания иностранных языков – одна из наиболее сложных педагогических дисциплин. Это сложная и продолжительная дисциплина, потому что нуждается в строго организованной структуре, основы которой должны быть заложены еще в младшем школьном возрасте, так как в современной школе обучение иностранных языков начинается именно на этом этапе (начиная с 2 – 3 класса) и длится в течении всей школьной жизни до окончания школы (до 11-12 класса).

    Когда мы говорим о сложном процессе обучения иностранным языкам, целесообразно отметить взаимосвязь четверых видов языковой деятельности: письмо, речь, аудирование и чтение. Так, например, невозможно научить читать ученика без наличия привычек аудирования (то есть умение фонетического произношения слова или фразы); письма (умение раскодирования символов, представленных на бумаге: буквы, их соединение). Система, организованная с учетом этих аспектов, и правильное ее использования могут стать ручательством успеха в обучении иностранным языкам, а именно успеха в достижении главной цели учителя - научить процессу коммуникации.

    С другой стороны, этот успех невозможный без учета психологических особенностей ученика, который также само по себе усложняет, а с другой стороны облегчает задачу учителя. Психологическое состояние ученика имеет очень большое значение при планировании урока в конкретном классе, потому что от такого учета зависит восприятие учеником излагаемой учителем информации, а таким образом, и успех усвоения этой информации. Невозможно научить чтение ученика среднего и старшего школьного возраста, используя для этого методы и подходы, целесообразные для детей младшего возраста, поскольку развитие личности человека зависит от его вековых и индивидуальных особенностей, потому что с возрастом связанные особенности мышления, круг интересов человека и их проявления.

    Так, например, развитие памяти и мышления наиболее интенсивные в детские и юношеские годы, должно быть использовано максимально и своевременно, поскольку в дальнейшем будет трудно догнать упущенное. Однако чрезмерное использование физических и умственных способностей детей могут не только не оказать желаемого эффекта, но и задержать процесс усвоения. Таким образом, это является еще одним доказательством того, что учеба - это сложный, систематизированный процесс, который должен быть тщательно спланирован с учетом психологических особенностей ученика. Поэтому в педагогике и психологии не случайно существует четкое разграничение детей по возрасту. Задача учителя остается - внимательно изучить ученика для того, чтобы знать его особенности для успешного и уместного оперирования ими в воспитательном процессе [10, c. 126]. 

    Таким образом, мы выяснили, что психологические особенности учеников - это необходимый аспект в процессе обучения, без которого нельзя представить преподавание в целом и обучение иностранному языку и отдельным видам языковой деятельности, но и успешное усвоение изложенного учителем материала.  
 
 

    1.2. Психологическая характеристика основных видов деятельности учеников старшего возраста

    Согласно периодизации развития человека, разработанной Д. А. Эльконина [11, c.56], старший школьный возраст - это период в жизни ребенка между 15-18 (19) годами. Это - время перехода от детства к взрослости, первые признаки которой появляются еще в подростковом возрасте. 
На период ранней юности, традиционно связывают с обучением в старших классах, приходится становление нравственного самопознания. На его основе происходит самоопределение особенности старшеклассника, что требует от педагога особой чувствительности и такта при обучении ученика старшего школьного возраста.

    Поскольку кроме морали мировоззрение человека состоит из социально-политических, экономических, научных, культурных, религиозных и иных взглядов, то их становления также происходит в период ранней юности. Соответственно, развивается интеллектуально-познавательная сфера особенности. Старший школьник интересуется достаточно большим объемом информации различных планов, поэтому он с легкостью усваивает материал, который попадает к нему при чтении, особенно чтении литературы на иностранном языке (например, газет и журналов) [4]. 
Следует упомянуть, что хотя период ранней юности с физиологической точки зрения характеризуется как "спокойный" (заканчивается формирование организма, продолжается развитие головного мозга, наступает половая зрелость), но надо помнить, что половая зрелость не означает зрелости социальной. У юношей и девушек происходит конфликт между ними и миром взрослых.

    Они уже чувствуют, что они сами стали взрослыми, но их деятельность и поведение жестко регламентируется как родителями, так и школой. Старшеклассник, достигший физической зрелости (а иногда и интеллектуальной) имеет те же обязанности как и любой другой школьник любого возраста [5, c.42]. Стремясь быть независимым, он все же находится на иждивении своих родителей. Невозможность частого проявления свободной инициативы и несоответствующая поведение учителей со школьником накладывает негативный отпечаток на его психику, сказывается на отношении к учебному процессу. Кроме того, в последний год пребывания подростка в школе порой можно наблюдать некоторые расслабления ученика, которое психологи обозначили как феномен "Последнего года детства" [1, c.4].

    Юношеский возраст часто называется "третьим миром", который существует между детством и взрослостью [5, c.36]. Исходя из этого, психолог И. С. Кон определяет особенности психики детей старшего школьного возраста. Он утверждает, что многие юноши еще испытывают чувств и проблем, оставшихся в наследство от подросткового периода - проблема права собственного взгляда на жизненные процессы, независимость от старших и т.д. Однако в это же время, именно на этом этапе, происходит личностное самоопределение, которое вовсе не означает автономию от взрослых. Наоборот, происходит определение своего места во взрослой жизни. Это предполагает формирование мировоззрения, механизмов самосознания, а также самоопределение. Этап самоопределения в юношеском возрасте - очень важный этап формирования личности, который продолжается или дальше развивается, либо устанавливается в дальнейшем, уже во взрослой жизни. 
     С точки зрения методики эти психологические особенности имеют большое значение, поскольку именно все перечисленные факторы напрямую влияют на познавательную деятельность учащегося, а главной деятельностью на этапе юношества становится учебно-профессиональная деятельность, основы которой закладываются еще в подростковый период. 
     Юношеский возраст - это еще одна ступень к взрослой жизни, и педагогу следует помнить об интересах юношей, которые также приближаются к интересам взрослого человека. То, что интересно шестиклассник, неинтересно девятикласснику, внимание которого привлекает работа, требующая самостоятельного обдумывания, поиска общих принципов, обобщений. Это связано, прежде всего, с развитием самостоятельной и активной мыслительной деятельности, развитием интеллекта.

    Развитие интеллекта у старших школьников тесно связано с развитием творческих способностей, которые предусматривают усвоение информации с проявлением стремления к созданию учеником нового. Но когда мы говорим о таком связь, следует провести грань между этими двумя понятиями, поскольку творческие способности вовсе не сводятся к интеллектуальных способностей учащихся старшего школьного возраста.

    Здесь имеет место персональный подход к ученикам, на базе которого должна осуществляться организация процесса обучения. Творческие задания на данном этапе используются лишь для того, чтобы проявились индивидуальные черты характера ученика, поскольку именно в период старшего школьного возраста формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. Индивидуализация подхода к процессу обучения также необходима для того, чтобы не выпустить возможность развить потенциальные мыслительные способности юношей, большинство которых обладают устойчивыми познавательными процессами. В противном случае у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к механическому запоминанию материала, тогда как именно в этом возрасте развивается логическая память и становится ведущим видом памяти.

    Мотивационная сфера старшеклассника становится свободной, то есть ученик руководствуется целью (которая является сознательно поставленной), своими намерениями. Старшие школьники лучше осознают свое отношение к учебе, причины, побуждающие их к учебе. Это сознание свидетельствует о развитии произвольного внимания учащихся. У старшеклассников, по сравнению с подростками, повышается интерес к учебе поскольку ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни.

    В связи с самоопределением юноши в обществе, поиска своего места среди взрослых, старшеклассник ищет общения во взрослой среде. Так, границы между учеником и учителем начинают стираться, юноша ищет друга в учителя. Очень часто неуспеваемость в учебе, отсутствие проявления интереса к учебе ученики объясняют особенностями личности педагога, его искусством и отношением к ученикам.

    Поэтому педагогу так важно привлечь внимание и вызвать интерес у учащихся к обучению чтению. Существенной помощью при этом станут выше указанные особенности психики подростков и старшеклассников с учетом преобладающих в возрасте интересов. Именно поэтому при обучении чтению необходимо включить в учебный материала тексты для чтения профессионального направления, поскольку у подростков, как и у старших школьников превалирует учебно-профессиональные интересы. Так, тексты экономической, юридической и политической тематики, а также тексты, принадлежащие к другим сферам деятельности, которые могут максимально приблизить к взрослой жизни, эффективно будут влиять на весь процесс обучения чтению. Аспект взрослости имеет также большое значение, поскольку, в основном, все действия учащихся на старшем и среднем этапе направлены на познание "взрослого мира". Но не следует забывать о рациональном использовании таких текстов и чередование их с материалом о стране изучаемого, ее культуре, то есть текстами, имеющих общеобразовательный характер.

    Отбор материала для чтения - очень важный пункт в обучении этого вида деятельности, так как от текстов зависит реализация мотивационной сферы учащихся среднего и старшего школьного возраста. Поскольку старшеклассники идут вслед самостоятельно поставленной цели и интереса к самостоятельной жизни, необходимо вводить тексты выше указанного направления. Таким образом, тексты соответствуют одному из важнейших требований - соотнесенности содержания текста с возрастными особенностями и интересами учащихся. Это требование является значительной, поскольку от этого фактора зависит степень удовлетворения эмоциональных и познавательных требований подростков и юношей. Именно потому, что познавательная деятельность школьников является очень развитой, тексты о культуре и жизни страны изучаемого, представляют интерес для учащихся, имеющих познавательный характер и, таким образом, формируют позитивное отношение учащихся к чтению. 

Информация о работе Методическое формирование иноязычной компетенции учеников в чтении