Методика обучения чтению на английском языке в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

Содержание работы

Введение

1. Обучение чтению на уроке английского языка

2. Чтение как вид речевой деятельности

3. Методика обучения чтению

4. Роль фабульных текстов при обучении чтению

5. Практические рекомендации по использованию фабульных текстов

5.1 Типы упражнений на овладение навыками чтения

5.2 Приемы снятия трудностей при чтении текстов в средней школе

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Методика обучения чтению на английском языке в средней школе.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые  слова, детей последовательно обучают  звукам, соответствующим буквам, и  тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.

Метод внутренней фонетики уделяет  основное внимание визуальному и  смысловому чтению.

 

То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с  помощью букв, а посредством рисунка  или контекста.

 

И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В целом у этого метода эффективность ниже, чем у метода систематической фонетики.

 

Это связано с некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при  начальном обучении чтению оказываются  даже важнее, чем общий уровень  интеллекта.

 

Лингвистический метод

 

Лингвистика - это наука  о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению.

 

Дети приходят в школу  с большим запасом слов, и это  метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся.

 

Именно на примере последних  ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

 

Метод целых слов

 

Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку  показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти  слова часто встречаются.

 

В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники  раннего развития увлекались им в 90-х  годах.

 

Метод целого текста

 

В чем-то схож с методом  целых слов, но больше апеллирует к  языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным  сюжетом. Ребенок читает, встречает  незнакомые слова, о смысле которых  ему нужно догадаться с помощью  контекста или иллюстраций. При  этом поощряется не только чтение, но и  написание собственных рассказов.

 

Цель этого подхода - сделать  процесс чтения приятным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками  устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как  и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить  все тонкости этого процесса самостоятельно.

 

Метод Зайцева

 

Николай Зайцев определил  склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и  гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который  они издают. Это помогает детям  почувствовать разницу между  гласными и согласными, звонкими и  мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

 

Методика относится к  фонетическим методам, ведь склад - это  или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает  не только склады, но буквы "поодиночке".

 

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)

 

Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним  способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменяются на обычные.

 

Метод Мура

 

Мур начинает с того, что  обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а  также названия знаков препинания и  цифр, когда нажимаешь на соответствующую  клавишу. На следующем этапе ребенку  показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать  их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать.

 

 

4. Роль фабульных текстов  при обучении чтению

 

По способам ориентации на коммуниканта тексты делят на прерывно-фабульные  и непрерывно-фабульные.

 

Фабула – это лежащий  в основе текста материал, сюжет  – то, что из этого материала  и как отражено в тексте.

 

В непрерывно-фабульных текстах  развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимально обеспечено фоновыми сведениями.

 

В прерывно-фабульных текстах  развитие сюжета перемежается с фоновыми сведениями и авторскими отступлениями.

 

Исследователи выделяют три  плана прерывно-фабульного текста:

 

- фоновый - включает предысторию  события, различные сведения справочного  характера, пояснения; 

 

- сюжетный - передает развитие  событий, 

 

- авторский – предлагает  авторские оценки, ассоциации, отступления.

 

При создании текста перевода переводчику приходится принимать  решение о выборе функционально-смыслового типа текста: описания, повествования, рассуждения. Описание отвечает на вопрос: какой?, повествование – на вопрос: что сделал?, рассуждение – на вопрос: почему?

 

Фабульный текст позволяет  применить следующий прием контроля: описать наружность того или иного  действующего лица, место, где происходит действие, сказать несколько фраз о людях, которые фигурируют в  рассказе, и т. д. Этот прием имеет  целью уяснить, насколько учащиеся поняли факты, изложенные в тексте.

 

Если текст фабульный  и не очень длинный (20- 25 строк), то учащиеся могут передать основное его  содержание на иностранном языке. В  этом случае, однако, есть опасность, что  более слабые учащиеся не справятся  с пересказом текста, но не потому, что  плохо его поняли, а из-за того, что у них недостаточно развиты  навыки экспрессивной устной речи. Поэтому данный прием следует  применять осторожно.

 

Основное требование к  текстам - тексты должны быть информативны, по возможности занимательны, доступны, отражать адекватную картину мира. Они должны соответствовать возрастным особенностям; должны задавать содержательный план речи и обеспечивать реализацию практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. На их основе осуществляется аналитико-синтетическая  фаза деятельности чтения.

 

 

5. Практические рекомендации  по использованию фабульных текстов

 

5.1 Типы упражнений на  овладение навыками чтения

 

 

 

Предтекстовый этап

 

Упражнения в работе с  заглавием текста.

 

1. Прочтите заглавие и  скажите, о чем (о ком), по  вашему мнению, будет идти речь  в тексте.

 

2. Прочтите заглавие и  скажите, в чем, по вашему  мнению, состоит основное содержание  текста.

 

3. Переведите заглавие  и ответьте на вопросы:

 

А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?

 

Б) Какое словосочетание наводит  на мысль о том, что …?

 

С) По какому слову вы определили, что это информация о …?

 

4. Переведите заглавие  со словарем и скажите, какая  приставка придает словам отрицательное  значение.

 

5. Прочтите заглавия текстов.  Предположите, о каких конкретных  фактах может идти речь в  текстах. Просмотрите их.

 

6. Скажите, какую, по  вашему мнению, цель ставил перед  собой автор, включая в заглавие  слова, которые не повторяются  в тексте.

 

7. Придумайте заглавие, которым  можно объединить три названных  факта.

 

8. Прочтите заглавие следующего  текста и подумайте, с чем  оно ассоциируется в вашем  представлении. Если заглавие  вас интересует, читайте текст  дальше.

 

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением  любого текста.

 

1. Внимательно прочитайте  заглавие и выделите в нем  ключевое слово (чаще всего  оно выражено существительным).

 

2. Просмотрите текст и  обратите внимание на то, как  часто встречается выделенное  вами доминирующее слово заглавия  в тексте.

 

3. Найдите слова-заместители  для доминирующего слова и  всего заглавия в тексте.

 

4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова  из текста.

 

5. Найдите в тексте предложения  с варьирующимся повтором доминирующего  слова в заголовке.

 

6. Скажите, являются ли  выделенные вами ключевые слова  и их заместители самыми информативными  элементами в тексте.

 

7. Повторно прочтите заглавие  и скажите, о чем будет идти  речь в данном тексте.

 

Упражнения на овладение  структурно-композиционными особенностями  текстов различных функциональных стилей

 

Овладение структурой газет  и распознавание жанров газетных материалов

 

1. Найдите в данном номере  газеты основное информационное  сообщение. Скажите, какое событие  описывается в нем. Найдите  в газете другие материалы  по данному вопросу.

 

2. Найдите второе по  важности информационное сообщение  номера; скажите, о каком событии  рассказывается в нем и какие  еще материала газеты посвящены  этому событию

 

3. найдите в газете некомментированные  информационные статьи (информационные  статьи с элементами комментария,  комментированные информационные  статьи); скажите, каким вопросам  они посвящены.

 

4. Найдите в газете редакционные  статьи (статьи специалистов, постоянных  обозревателей газеты); скажите,  каким вопросам они посвящены.

 

5. Найдите интересные для  вас материалы, которые газета  публикует под рубриками …..

 

6. Просмотрите страницу  газеты, журнала, набор текстов  и отберите тексты на тему  ….

 

7. Просмотрите газету (журнал). Перескажите на родном или  иностранном языке содержание  наиболее интересного текста  по теме.

 

8. Сделайте выборку статей  по указанному вопросу из нескольких  газет.

 

Овладение структурно-композиционными  особенностями научных (научно-популярных) текстов.

 

1. Просмотрите текст. Определите  его характер (описание, рассуждение,  повествование).

 

2. Просмотрите текст и  скажите, содержит ли он, с вашей  точки зрения, интересную информацию.

 

3. Прочтите начальные предложения  первого и последнего абзацев.  Сформулируйте вопрос, который освещается  в статье.

 

4. Установите, верно ли  указана граница вводной части  текста; если нет, исправьте ошибки.

 

5. Выберите из напечатанных  на отдельных карточках текстов  вводную, основную и заключительную  части статьи. Составьте из них  статью.

 

6. Выделите в тексте  вводную и основную части.

 

7. Установите, повторяется  ли главная мысль в тексте, сколько раз, в каких структурных  компонентах (заглавии, вводной или  основной части) она формулируется.

 

8. Проверьте, правильно  ли обозначена граница заключительной  части текста. Если нет, дайте  свой вариант.

 

9. Выделите в тексте  вводную, основную и заключительную  части.

 

10. Найдите заключительную  часть текста. Дается заголовок  и вводная часть текста; основная  часть разделена на отдельные  смысловые куски.

 

11. Составьте общее представление  о содержании текста по заглавию (таблице, чертежу, формуле, вводной  и заключительной частям).

 

12. Прочтите первые предложения  абзацев и назовите вопросы,  которые будут рассматриваться  в тексте.

 

13. Прочтите последний  абзац текста и скажите, какое  содержание может предшествовать  этому выводу.

 

14. Прочтите про себя  первый абзац (введение) и попытайтесь  догадаться, о чем будет идти  речь в данном тексте.

 

15. Просмотрите текст, ознакомьтесь  с чертежом (таблицей, описываемой  в тексте), составьте план основного  содержания текста.

 

16. Просмотрите текст и  нарисуйте эскиз строящегося  объекта, описанного в тексте.

 

17. Бегло просмотрите текст.  Сопоставьте первое предложение  текста с заглавием. Установите:

 

1. выражают ли одну и  ту же мысль 

 

2. выражают ли они общее  содержание текста.

 

18. Прочтите второе предложение  первого абзаца и первые предложения  всех последующих абзацев. Исключите  из них те, которые не выражают  новую мысль.

 

19. Составьте структурно-смысловую  схему текста по следующему  образцу:

 

1. Цель сообщения (предикация  первого порядка)

 

2. элементы общего содержания:

 

а) основные констатирующие тезисы (предикация второго порядка)

 

б) второстепенные элементы (предикации третьего, четвертого и  последующих порядков)

 

Подобного рода схемы смысловой  структуры текста могут быть также  основой для написания рефератов.

 

Текстовый этап. Упражнения на определение темы текста.

 

1. Не читая текст, укажите  структурный компонент, в котором  выражена тема. Прочтите эту часть  текста, назовите тему. В ряду  заглавий подчеркните то, которое  взято из сообщения о …

 

2. Распределите заглавия  по указанным темам.

 

3. Скажите, выражена ли  тема в заголовке текста.

 

1. Определите структурный  компонент текста, в котором содержится  тема (вводная часть, основная  часть)

 

2. Установите, какая проблема  обсуждается в тексте.

 

3. Прочитайте заглавие  и скажите, о чем идет речь  в тексте.

 

4. Назовите вопросы, которые  рассматриваются в редакционных  статьях и статьях специалистов  в данном номере газеты.

 

5. перечислите темы информационных  сообщений, помещенных на …  полосе газеты (под рубрикой …).

 

Упражнения на смысловое  прогнозирование содержания текста.

 

При составлении упражнений данной группы следует помнить, что  существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора:

Информация о работе Методика обучения чтению на английском языке в средней школе