Методика обучения диалогической речи на основном этапе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обобщить теоретический материал по теме исследования.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность говорения как вида речевой деятельности;
- выявить основные характеристики диалогической речи;
- раскрыть цель и содержание обучения диалогической речи на основном этапе общего образования;
- изучить методику обучения диалогической речи.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 30 источников по проблеме исследования.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические проблемы обучения диалогической речи на ИЯ…………………………………………………………………………………5
1.1. Говорение как вид речевой деятельности ………………………...……..5
1.2. Характеристика диалогической речи как формы говорения...................9
1.3. Цель и содержание обучения диалогической речи на основном этапе общего образования…………………………………………………………….14

Глава 2. Методика обучения диалогической речи на основном этапе общего образования …………………………………………...………….…..20
2.1. Пути обучения диалогической речи…………………………………….20
2.2. Приемы и упражнения обучения диалогической речи ………………..26

Заключение ……………………………………………………………...……..32

Список использованных источников ………………………………………34

Файлы: 1 файл

содержание и введение.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………...3

 

Глава 1.  Теоретические проблемы обучения диалогической речи на ИЯ…………………………………………………………………………………5

1.1. Говорение как вид речевой деятельности ………………………...……..5

1.2.  Характеристика диалогической речи как формы говорения...................9

1.3. Цель и содержание обучения диалогической речи на основном этапе общего образования…………………………………………………………….14

 

Глава 2.  Методика обучения диалогической речи на основном этапе общего образования …………………………………………...………….…..20

2.1.  Пути обучения диалогической речи…………………………………….20

2.2. Приемы и упражнения обучения диалогической речи ………………..26

 

Заключение ……………………………………………………………...……..32

 

Список использованных источников ………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Коммуникативная цель является основной целью в преподавании иностранных языков в школе и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Обучение диалогической речи помогает сформировать у школьников умение общаться, слушать собеседника, вступать в разговор и поддерживать его.

В современной теории и методике обучения иностранным языкам развитие диалогической речи является острой проблемой - не всегда получается научить обучающихся вести беседу на изучаемом языке, поэтому необходимо найти более рациональную методику обучения диалогической речи, чтобы результаты были достигнуты в полной мере, а сам процесс обучения был увлекательным и интересным.

Диалогическая речь сложнее монологической, так как она требует внимания и использования множества речевых образцов. Тем не менее, при обучении говорению следует отдать предпочтение именно диалогической речи, так как именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.

Методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи. Проблемам обучения диалогической речи посвящены работы таких ученых как Бим И.Л., Шатилов С.Ф., Пассов Е.И. и другие. Однако в этой области есть еще много вопросов, требующих теоретического и экспериментального исследования. К их числу можно отнести: принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке; особенности восприятия речи в процессе диалога; отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения; способы создания диалогической речевой ситуации на уроке; возможности использования ТСО для обучения диалогу. Таким образом, тема курсовой работы актуальна, т.к. овладение иностранным языком играет важнейшую роль в современном мире, а особое место в изучении иностранного языка занимает диалогическая речь.

Цель исследования – обобщить теоретический материал по теме исследования.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность говорения как вида речевой деятельности;

- выявить основные характеристики  диалогической речи;

- раскрыть цель и содержание обучения диалогической речи на основном этапе общего образования;

- изучить методику обучения диалогической речи.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 30 источников по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические проблемы обучения диалогической речи на ИЯ

 

 

    1. Говорение как вид речевой деятельности

 

Говорение – многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Понимание того, как это происходит, прежде всего, необходимо учителю для успешного обучения ИЯ. Во-вторых, говорение – это деятельность, точнее, один из видов человеческой деятельности. В-третьих, в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание.

Говорение представляет собой форму устного общения. Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения – говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением. Таким образом, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения [16; 53].

С помощью говорения происходит обмен (передача и прием) информацией, осуществляемой средствами языка. Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, внимание. Говорение представляет собой внешне выраженную (т.е. включающую в себя моторный компонент) деятельность в сфере коммуникативно-общественной деятельности людей. Кроме информативной, говорение, как форма устного общения, выполняет также регулятивную (регуляция поведения в широком смысле слова), эмоционально-оценочную и этикетную (детерминирует эмоциональные сферы человека) функции, которые осуществляются в тесном единстве [6; 22].

Выражение человеком мыслей, чувств, волеизъявления, или собственно процесс его говорения, издавна привлекало внимание философов, лингвистов, психологов. Начиная с середины прошлого века, исследователи заинтересовались и внутренней стороной этого процесса, то есть тем, как мысль говорящего переходит в звучащее слово. Проведенные исследования с большой очевидностью свидетельствуют, что говорение - это сложный и многогранный процесс. Интерпретация этого явления с позиции теории деятельности в то же время показывает, что это внутренне мотивированный, строго организованный, активный процесс [10; 112].

Психологическое содержание деятельности вообще, и речевой деятельности в частности, определяется наличием предмета, продукта, результата, средств и способов ее реализации, а также характером ее единиц.

Предмет рассматривается в качестве одной из основных характеристик деятельности. По определению А. Н. Леонтьева, «всякая деятельность организма направлена на тот или иной предмет, непредметная деятельность невозможна» [12; 57]. Предметом говорения является мысль как отражение в сознании человека связей и отношений явлений реального мира. Этот идеальный предмет обусловливает специфический характер деятельности говорения и его цель, а именно - выражение мысли [10; 119].

Рассматривая мысль как предмет говорения, необходимо обратить внимание на динамичность, - «текучесть» смыслообразующих отношений в построении высказывания - от исходного общего к отдельному. Мысль как предмет говорения - сложная структура отношений, верхний уровень иерархии которой представляет собой самое общее и в то же время самое главное для говорящего. Соответственно, трудность и внутренняя противоречивость процесса высказывания мысли заключается в том, что, высказывая отдельное предложение, говорящий посредством него раскрывает и общую мысль. Другими словами, специфика мысли как предмета говорения заключается в том, что она раскрывается в самом процессе говорения, в ходе установления всех смысловых связей нижележащих уровней вплоть до межпонятийных. Следует также отметить, что общая исходная мысль, то есть самый верхний уровень всей структуры смыслообразования, может быть и не выражена в тексте, находясь в подтексте или, точнее, образуя подтекст сообщения.

Следующим, не менее важным элементом психологического содержания говорения является продукт - является само высказывание, речевое сообщение (текст), вызывающее этот результат. Продукт - это то, в чем объективируется, воплощается, материализуется все психологическое содержание деятельности говорения, все условия ее протекания, а также особенности самого субъекта говорения. Результатом говорения является ответное действие участника речевого общения (вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время). Так, например, результатом говорения учителя является то, что ученики слушают (или не слушают) его. Результатом говорения учеников является слушание учителя, его одобрение или неодобрение их высказывания.

Единицей деятельности говорения является речевое действие, входящее в структуру говорения. Если продуктом деятельности говорения является целое высказывание (текст), то речевыми действиями, создающими этот продукт, являются фразы как относительно законченные коммуникативные смысловые образования. Если деятельность говорения воплощается в целом тематическом высказывании, то каждая реализующая его фраза - это коммуникативная, смысловая речевая единица [10; 124].

Фраза выражает суждение. Суждение состоит из субъекта (того, о чем сообщается) и предиката (того, что сообщается). В психологических исследованиях субъект часто определяется как данное, а предикат как то новое, что сообщается в суждении. Суждение представляет собой такую мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о предметах действительности и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом непременно одной из двух. Психологический предикат всегда выделен в устном сообщении логическим ударением. Анализируя психологическую природу этого явления, Л.С. Выготский отметил, что между психологической и грамматической (языковой) данностью нет полного соответствия.

В лингвистических исследованиях последних лет суждение и фраза рассматриваются не в терминах «субъект» - «предикат», а как связь «данного» и «нового», определяемых как «тема» и «рема». Соответственно, речевое действие - фраза, выражающее определенное суждение, включающее тематический и рематический компоненты и реализующее деятельность говорения, и рассматривается как речевой поступок. По определению В.А. Артемова, речевой поступок является простейшей единицей вербального общения, в котором как расстановка предикатов по содержанию, так и вид речевого действия являются предметом понимания [9; 23].

Речевое действие является выражением коммуникативного намерения, которое наряду с предметным содержанием мысли обязательно присутствует в акте общения.

Анализ «говорения» с точки зрения психологии и лингвистики позволяет более точно представлять говорение как вид речевой деятельности в методике обучения иностранным языкам.

Говорение как вид речевой деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания, которые могут формироваться в результате многократных речевых действий. Одной из основных характеристик этой деятельности является ее предмет. В предметном содержании деятельности большое значение уделяется также результату и продукту речевой деятельности, который представляет собой речевое сообщение, текст или в общем виде речевой сигнал. И как деятельность (процесс), и как продукт говорение обладает определенными признаками (характеристиками, параметрами), которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценки результатов обучения [7; 141].

Говорение неотделимо от условий, в которых оно протекает, а именно: от обстановки в самом широком смысле слова и от конкретного экстралингвистического контекста. К последнему относят цель и условия общения, конкретное содержание речевого акта, характерное своеобразие участников разговора, т.е. их возраст, уровень развития, образование, профессия, социальное положение и т.д. Все перечисленное образует ситуацию общения как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану». Возникая в определенных сферах речевого общения, ситуация общения влияет на выбор тематики и может быть однотемной (например, в социально-бытовой сфере - покупка подарка в магазине, покупка продуктов и др.) и политемной (например, в социально-культурной сфере - беседа на дне рождения или в гостях, обсуждение прочитанной книги и др.)» [5; 48].

Таким образом, говорение представляет собой форму устного общения, которое может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Формами протекания говорения являются монолог, диалог, полилог.

 

 

1.2. Характеристика диалогической речи как формы говорения

 

Диалогическая речь создается в процессе общения двух или более партнеров. Речевое поведение одного собеседника в диалоге зависит от речевого поведения другого. Каждый из партнеров преследует свою цель в диалогическом общении. Особенностью диалогической речи является то, что она проходит, как правило, в непосредственном контакте участников диалога, хорошо знающих обстановку, в которой происходит общение [13; 66].

К.И. Саломатов утверждает, что диалогическая речь является одной из наиболее распространенных форм устной разговорной речи. Монологическая форма речи занимает меньше места в разговорной речи, обычно монологу предшествует диалог. Диалог представляет собой обмен высказываниями, порожденными одно другим в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками [22; 14].

Информация о работе Методика обучения диалогической речи на основном этапе общего образования