Методика обучения диалогической речи на основном этапе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обобщить теоретический материал по теме исследования.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность говорения как вида речевой деятельности;
- выявить основные характеристики диалогической речи;
- раскрыть цель и содержание обучения диалогической речи на основном этапе общего образования;
- изучить методику обучения диалогической речи.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 30 источников по проблеме исследования.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические проблемы обучения диалогической речи на ИЯ…………………………………………………………………………………5
1.1. Говорение как вид речевой деятельности ………………………...……..5
1.2. Характеристика диалогической речи как формы говорения...................9
1.3. Цель и содержание обучения диалогической речи на основном этапе общего образования…………………………………………………………….14

Глава 2. Методика обучения диалогической речи на основном этапе общего образования …………………………………………...………….…..20
2.1. Пути обучения диалогической речи…………………………………….20
2.2. Приемы и упражнения обучения диалогической речи ………………..26

Заключение ……………………………………………………………...……..32

Список использованных источников ………………………………………34

Файлы: 1 файл

содержание и введение.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Участие в языковых олимпиадах, конкурсах убеждают в том, что наибольшее затруднение в данной связи представляют следующие моменты:

  • умение сформулировать содержательно- ценный вопрос;
  • логично   планировать   серию   вопросов,    ориентированных   на получение нужной информации, даже в том случае, если партнер немногословен и явно не расположен к общению [26; 108].

Таким образом, в методике преподавания иностранных языков выделяют два пути обучения диалогической речи - дедуктивный и индуктивный: путь «сверху вниз»  и путь «снизу вверх».

 

 

2.2. Приемы и упражнения обучения диалогической речи

 

Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию  на реплику   собеседника.   Сначала   учитель   дает   стимулирующие   реплики, разнообразя их в зависимости  от  типа  диалогических  единств,  а  учащиеся овладевают умением реагировать  на  них.  Разнообразие  реакции  зависит  от класса, от языковых средств, которыми  они  располагают,  от  индивидуальных особенностей  учащихся.  Например,  на  реплику-стимул  What's   his   name? (показывается фотография) может последовать различная реакция:

Р1 – Anton Pavlovich

Р2 – His name is Anton Pavlovich.

Р3 – I don’t know.

Р4 – I don’t know what his name is.

Или  на  реплику-стимул  учителя  It’s  a  fine  day  today  могут последовать такие реакции:

Р1 – Oh, yes. It’s great.

Р2 – Not very.

Р3 – It sure is.

Р4 – I can't say so. It’s windy. Etc.

Дальше  стимулирующие  реплики  дают  сами  дети,  а  их  товарищи реагируют на них. После того как учащиеся  научатся  без  труда,  в  быстром темпе реагировать на стимул с помощью одной реплики, учитель показывает  им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например:

Р1 – What season do you like, Maria Ivanovna?

Т – I like spring. It’s warm. The sun shines brightly. And  I  can work in the garden and what about you, Petya? [14; 85]

Для того чтобы обучение реагированию не было формальным  и  носило коммуникативную направленность,  учитель  может  использовать  разнообразные игры. Например,  очень  важно  научить  учащихся  быстрому  реагированию  на стимулирующие вопросы. Для этого можно использовать прием «Пинг-понг».

– Do you like to play badminton?

– Yes, I do.

– Can you play it well?

– Yes, I can.

– Did you play it in summer?

– Yes, I did.

– Is it difficult to play it?

– No it isn't.

– Will you teach me to play it?

– Yes, it's my pleasure.

Этот игровой прием реализуется в  быстром  темпе,  формирует  у  учащихся правильную реакцию на стимулирующие разнообразные вопросы. Учитель  начинает эту игру, а затем передает свою функцию детям. Повторяя  подобную  работу  в ходе обучения реагированию, а  оно  должно  проходить  на  протяжении  всего начального этапа, потому  что  составляет  суть  беседы  (диалога),  учитель добивается  формирования  этого  важного   умения [23; 71].  

В   процессе   обучения   реагированию   начинается   обучение   и стимулированию. Этой цели служит игра «Угадай». Ученик выходит класса, а  класс задумывает какой-нибудь предмет, его хождение или  действие  с ним.  Вопрос для  отгадывания  быть  очень  простым,  однотипным:  Is it  a ...? или отгадывающие задают ряд вопросов, например: What color is it? Where  is  it? Is it large or small? Etc.

В  такой  игре  учащиеся  учатся  стимулированию  речи  с  помощью вопросов. Однако стимулом для начала беседы может быть и утверждение [20; 39].

Если единицей обучения является краткий диалог-образец, то  работа с ним проходит три ступени:

1. Восприятие и понимание.

2. Воспроизведение (простое  и с модификацией).

3. Использование его в  новых ситуациях.

Дети слушают диалог либо в звукозаписи, либо в исполнении учителя. Учитель обеспечивает и проверяет понимание диалога. Затем дети  слушают  его еще  раз  с  опорой  на  печатный  текст  и  отрабатывают  чтение,  то  есть воспроизводят его. Дома (а иногда и в классе) учащиеся  заучивают  диалог  и воспроизводят его уже по памяти. Далее  учитель  предлагает  учащимся  слова для подстановки или учащиеся делают  это  сами.  Таким  образом,  происходит воспроизведение диалога с модификацией [23; 82].

Подавляющее  большинство  упражнений,   применяемых   в   обучении диалогической речи,  речевые.  Однако  первоначальное  знакомство  с  новыми типовыми фразами в типичных для диалога  комбинациях  может  проводиться  в отрыве от речевой ситуации. Цель таких  упражнений  –  установить  в  памяти учащихся прочные связи между репликами,  которые  постоянно  или  достаточно часто выступают в составе данного диалогического единства, т. е.  Отработать контекстные  связи  на  функциональной  основе  и  структурные  связи  между репликами.  Вне  речевой  ситуации  можно   также   обеспечить   лексическое разнообразие  реплик,  учить  развертыванию  и  сцеплению  реплик,  а  также формировать  автоматизмы  в  грамматическом  и  лексическом   преобразовании реплик. Соответственно можно выделить три вида работы над материалом:

1) заучивание диалогических  единств наизусть;

2)  комбинирование реплик  на основе функциональных связей;

3) грамматические и лексические преобразования реплик.

Усвоение новых диалогических единств происходит  путем  заучивания коротеньких диалогов, состоящих  из  одного-двух  единств.  Так  усваиваются единства, включающие приветствия, обращения,  формулы  вежливости,  а  также синтаксические единства, которые допускают варьирование ответной реплики:

– Happy New Year, Ann!

– Happy New Year, Peter!

– I wish you all the best.

– The same to you.

– Let us go to…

– With pleasure (I am sorry, but I can’t).

В  процессе  заучивания  диалогических  единств,   когда   имеется возможность  сосредоточить  внимание  учащихся  на  форме  речи,   создаются наиболее благоприятные условия  для  отработки  интонации,  характерной  для реплик разных  видов.  Разучивание  маленького  диалога  лучше  начинать  со слухового восприятия. Тогда первое, самое яркое  впечатление  будет  хорошей основой  для  усвоения  звуковой  формы  единства;  развивается  и  слуховая память, что также важно для диалога. Разучивание диалогического единства  на слух воспроизводит условия оперирования репликами  в  естественном  диалоге.

Однако было  бы  неверно  ограничиться  одним  только  слуховым  восприятием разучиваемого диалога, так как при этом возможно  искажение  и  неправильное слияние  слов,  неправильное  членение   фразы.   Поэтому   следующий   этап разучивания диалога целесообразно подкреплять  зрительным  его  восприятием. Письменный текст будет хорошей опорой для повторения диалога дома [26; 69].

Воспроизведение даже небольшого диалога  не  должно  носить  форму безучастного проговаривания заученного. Стараясь приблизить  это  упражнение к условиям речевого общения, учитель описывает вербально или  показывает  на картинке ситуацию, в которой  может  возникнуть  подобный  диалог.  Учащиеся должны вообразить себя одним из действующих лиц и действовать в стиле  этого персонажа, инсценируя диалог.  Если  диалог  воспроизводится  по  лицам,  то желательно,  чтобы  каждый  из  партнеров  поочередно  выступал  в  роли  то первого, то второго собеседника.

Существенным компонентом подготовки языкового  материала  являются всякого  рода  грамматические  и   лексические   преобразования   реплик   в соответствии с вариативностью условий  их  употребления  в  речи  (изменение действующего лица, времени действия и др.).  Упражнения,  рекомендуемые  для этой цели, делятся по структурному  принципу  на  дистрибутивные  (изменение синтаксических связей), подстановочные (расширение ассоциативных  связей)  и трансформационные (расширение тех и других связей). Выбор упражнений  связан с лексическими и грамматическими особенностями реплик [24; 71].

Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь.

В современных УМК используются следующие упражнения, связанные с развитием подготовленной диалогической речи:

• ответы на вопросы (краткие и полные);

• подбор вопросов из числа предложенных к имеющимся утверждениям (matching);

• постановка вопросов, в том числе и вопросов к тексту (прослушанному или прочитанному);

• объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;

• восстановление диалога через заполнение пропущенных реплик;

• изменение диалога-образца в связи с изменением ситуации;

• драматизация монологического текста (напр., инсценировка сказки);

• завершение диалога с ориентацией на подсказку-опору;

• составление диалога по образцу на заданную тему в связи с определённой ситуацией общения и его воспроизведение.

Все перечисленные упражнения используются и для контроля сформированности у учащихся умений диалогической речи.

При обучении подготовленной диалогической речи используется также заучивание типового диалога наизусть с последующим воспроизведением его как без изменения содержания, так и с определёнными вариациями. Для заучивания наизусть нужно предлагать небольшие по объёму диалоги, насыщенные различными типичными репликами, клише, формулами, которые можно без изменения переносить затем в другие диалоги.

Упражнения и приёмы обучения, связанные с развитием неподготовленной диалогической речи:

• ответы на вопросы;

• вопросно-ответные игры или викторины (типа “Угадай-ка”);

• управляемый диалог без предварительной подготовки;

• сюжетно-ролевая игра [23; 58].

Таким образом, подавляющее  большинство  упражнений,   применяемых   в   обучении диалогической речи,  речевые. Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь. Для их развития используются такие упражнения как ответы на вопросы, восстановление диалога через заполнение пропущенных реплик, вопросно-ответные игры или викторины, сюжетно-ролевая игра и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Говорение – очень сложное явление и представляет собой форму устного общения, которое может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Целью обучения говорению является развитие у обучающихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях.

Свободное владение иностранным языком предполагает умение самопроизвольно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности. В связи с этим целью преподавания иностранных языков в школах является овладение учениками иностранного языка как способом общения и осуществление в этом процессе воспитания, образования и развития личности ученика (формирование коммуникативной компетенции). Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.

Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее, предпочтение в обучении иноязычной устной речи все же отдается диалогической речи.

Диалогическая речь обладает коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, а именно: она состоит из стимулирующих и реагирующих реплик; характеризуется обращенностью, спонтанностью, эмоциональностью и экспрессивностью.

Для того чтобы обучение диалогической речи носило коммуникативный характер, учитель использует как можно более разнообразные упражнения.

В ходе работы была достигнута поставленная цель. Так же были выполнены поставленные задачи:

- раскрыта сущность  говорения как вида речевой  деятельности;

- выявлены основные  характеристики диалогической речи;

- раскрыта цель и  содержание обучения диалогической  речи на основном этапе общего  образования;

- изучена методика обучения  диалогической речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Артёмов, В. А. Речевой поступок [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2011. – 264 с.
  2. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1998. – 189 с.
  3. Блох, М. Я. Строй диалогической речи [Текст] / М.Я. Блох. – М.: Прометей, 2009. – 160 с.
  4. Володин, Н. В. Афферентный учебный диалог [Текст] / Н.В. Володин // Иностранные языки в школе. - 1971. - № 4. - С. 41-47.
  5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова. -  М.: АРКТИ, 2008. – 141 с.
  6. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н.И. Гез. – М.: Высшая школа, 2002. – 252 с.
  7. Глядиковская, Е.С.  Говорение как вид речевой деятельности [Текст] / Е.С. Глядиковская. - М.: Просвещение, 2009. - 173 с.
  8. Горский, Д. П. Логика [Текст] / Д.П. Горский. - М.: Инфра, 2012. – 192 с.
  9. Жинкин, Н. И. Вопрос и вопросительное предложение [Текст] / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. – 2005. - № 3. – С. 30-34.
  10. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. — М.:Просвещение, 2011. – 173 с.
  11. Леонтьев, А. А. Язык, речь и речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2009. – 211 с.
  12. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 1991. – 90 с.
  13. Мешимбаева, Б. Ш. Научные и методические основы диалога [Текст] / Б.Ш. Мешимбаева. – Усть-Каменогорск: Феникс, 2009. – 162 с.
  14. Никитенко, З.Н. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей [Текст] / З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2009. - 141 с.
  15. Олейник, Т. И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках [Текст] / Т.И. Олейник. - М.: Просвещение, 2012. – 246 с.
  16. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2011. –162 с.
  17. Поздеева, Г. Р. Развитие и контроль коммуникативных умений на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Г.Р. Поздеева. – Режим доступа: http://www.nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/
  18. Попов, П. С. Суждение [Текст] / П.С. Попов. – М.: Высшая школа, 2007. - 115 с.
  19. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2001. – 127 с.
  20. Рогова, Г. В. Methods of Teaching English [Текст] / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2003 – 178 с.
  21. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2005. –138 с.
  22. Саломатов, К. И. Проблемы обучения диалогической речи [Текст] / К.И. Саломатов // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 6. - С. 29-32.
  23. Саломатов, К. И. Практикум по методике преподавания иностранных языков [Текст] / К.И. Саломатов. – М.: Просвещение, 2010. – 113 с.
  24. Скалкин, В. Л. Обучение диалогической речи на материале английского языка [Текст] / В.Л. Скалкин. – М: Инфра, 2009. – 156 с.
  25. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2007. – 164 с.
  26. Соловьёва, А. К. О некоторых общих вопросах диалога [Текст] / А.К. Соловьёва // Вопросы языкознания. - 2005. – № 6. – С. 104-110.
  27. Соколова, Н.К. Обучение диалогической речи [Текст] / Н.К. Соколова // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1. - С. 28-33.
  28. Травкина, Л. И. Использование тематического опорного диалога при обучении английскому языку [Текст] / Л.И. Травкина // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 4. - С. 21-23.
  29. Шуплецова, В. С. Терминологический справочник к курсу «Теория и методика обучения иностранному языку» [Текст] / В.С. Шуплецова. – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2005. – С. 30-33.
  30. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. [Текст] / А.Н. Щукин. - М.: Инфра, 2007. - 184 с.

Информация о работе Методика обучения диалогической речи на основном этапе общего образования