Методы и приемы обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:55, реферат

Описание работы

Слово «метод» означает путь к достижению поставленной цели. В педагогике различают методы обучения и методы воспитания. Методы обучения рассматриваются в дидактике. Методы воспитания в теории воспитания.
В методике обучения иностр. языкам слово «метод» используется в значениях:
1. В значении принципиального направления, характеризующегося определенными целями, содержанием и принципами обучения. Например, грамматико-переводной метод.

Файлы: 1 файл

Методы и приемы обучения иностранному языку на начальном этапе.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

Методы и приемы обучения иностранному языку 

Слово «метод» означает путь к достижению поставленной цели. В педагогике различают  методы обучения и методы воспитания. Методы обучения рассматриваются в  дидактике. Методы воспитания в теории воспитания.

В методике обучения иностр. языкам слово «метод» используется в  значениях:

1. В значении принципиального направления, характеризующегося определенными целями, содержанием и принципами обучения. Например, грамматико-переводной метод. Обучение велось в основном с целью развития логического мышления учащегося и формирования умения читать тексты и переводить их (виды методов узнаете в курсе «Методика преподавания иностранного языка»).

2. метод используется в значении «система обучения» внутри какого-либо направления, отражающая концепцию автора, предложившего ее. Например, метод Китайгородской, Пальмера, метод Майкла Уэста.

3. метод как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (внутри какой-либо системы) (в курсовых, дипломных работах – метод исследования – тоже способ деятельности по осуществлению написания работы). Например, анализ литературы, изучение литературы, наблюдение). В этом значении метод реализуется через приемы, выбор которых определяется принципами, лежащими в основе обучения. В книге «Педагогика» Б.Есипова метод – системы целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся»

Прием обучения – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи обучения на определенном этапе практических занятий (определение из: Н.И.Гез, М.В.Ляховицкий, А.А.Миролюбов. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982. взято из: С.Ф.Шатилов. Методика обучения немецкому зыку в средней школе. М., 1986)

В процессе обучения учитель и ученик выполняют определенные функции. Один учит, а другой учится. Учитель выполняет организующую, обучающую и контролирующую функции. Ученик выполняет следующие функции: ознакомление с учебным материалом, тренировка и применение языка в решении коммуникативных  задач, например, понять иноязычную речь, что-то сообщить, узнать в ходе беседы, получить информацию из текста и пр.

 Раскроем каждую из функций.  Так, в организующую функцию учителя входит организация ознакомления учащихся с учебным материалом, организация тренировки, организация применения языка в ходе коммуникативных задач. В организующую функцию учителя входит привитие учащимся навыков самостоятельной работы, осуществление контроля за ее применением.

Обучающая функция учителя состоит в том, что он разъясняет, сообщает, комментирует, корректирует и тем самым обогащает знания учащихся по языку. Контролирующая функция учителя проявляется при ознакомлении учащегося с новым материалом (понял-не понял, как понял), при выполнении им тренировки (правильно-неправильно, что неправильно), в ходе применения изучаемого языка (коммуникативная функция выполнена - не выполнена, что конкретно мешало тому, чтобы коммуникативный акт состоялся, например, при аудировании мешали пробелы в знании лексики).

        Теперь рассмотрим функции обучаемого. Так, ознакомление с учебным материалом  является первой ступенью в овладении ним. Учащийся должен понять форму (правильно ее услышать или увидеть, то есть прочитать),  значение (соотнести с предметом, явлением, действием обозначаемым) и употребление (как сочетается с другими языковыми единицами, в каких ситуациях употребляется, какие коммуникативные задачи можно решать с его помощью). Однако, понимания учебного материала недостаточно. Необходима тренировка, предусматривающая многократную «встречу» с учебным материалом, «прохождение» его через слуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы, обеспечивающие запечатление материала, удержание его в памяти. Без тренировки обладание иностранным языком невозможно. И, наконец, применение изучаемого языка в коммуникативных целях в устной и письменной речи.

      Из сказанного становится очевидным тесное  взаимодействие обучающего и обучаемого в учебном процессе, что должно определять методы работы учителя и учащегося. К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из  методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку.

 В деятельности  учащегося основными методами учения также является ознакомление, тренировка, применение. В психологическом плане эти методы – ознакомление, тренировка, применение, являясь путями достижения доставленной цели, указывают и на этап работы по усвоению учебного материала. К сопутствующим методам следует отнести самоконтроль, самокоррекцию.

Со стороны учащегося ознакомление с «порцией» учебного материала (это могут быть слова, сочетания  слов, грамматическая структура), представляемые в речевых единицах разной протяженности от словосочетания или предложения до текста) осуществляется при слуховом или зрительном восприятии речи или же и притом, или при другом одновременно. В первом случае учащийся слушает звучащую речь, во втором – видит записанное, то есть читает, в третьем - слушает и читает. Как слуховое, так и зрительное восприятие учебного материала может подкрепляться зрительным восприятием предмета, действия, явления, ситуации и т.д. и разъясняться учащемуся, что обеспечивает осознание через чувственное и смысловое содержание восприятия. 

Со стороны учителя организация ознакомления с порцией учебного материала включает, во-первых, показ. Показ апеллирует к чувственному восприятию учащегося (слуховому, зрительному, моторному).  Учитель может просто показать, например, предмет, действия и т.д. и назвать его на немецком языке или показать произнесение звука. Он может изобразить ситуацию рисунком, сопровождая соответствующим высказыванием на немецком языке. Учитель может сопровождать показ некоторыми пояснениями. Во-вторых, объяснение, побуждающее обучаемого к размышлению.

Благодаря тренировке память учащегося обогащается новыми единицами языка(звуками, словами, словосочетаниями, схемами построения высказываний или структурами)  и вырабатывается автоматизм в их употреблении. Со стороны учителя требуется организовать целенаправленную тренировку учащегося в узнавании на слух или при чтении узнаваемого материала и его воспроизведением в устной речи и на письме. Организуя тренировку, учитель определяет кол-во и характер упражнений, то есть сколь нужно упражнений и какие это должны быть упражнения, чтобы выработать необходимый автоматизм.

В практике обучения часто тренировке уделяется недостаточно внимания. Учитель  слишком поспешно переводит учащихся от ознакомления к применению, тем  самым обучаемому не обеспечивается реализация полученных знаний. Учащийся не готов применять усваиваемый  материал в новой ситуации, как  это требует задание. Нередко  понимание принимается за умение. Не подкрепленное навыками, оно не срабатывает в процессе коммуникации. Такого владения можно добиться лишь тренировкой. Наблюдения показывают, что  учитель нередко сокращает тренировку из-за боязни скуки на уроке и особенно в тех случаях, когда класс «неровный», то есть наряду с успевающими учащимися имеются и слабые. Тренировку необходимо использовать, применяя разные средства.

   При использовании тренировки  особая роль принадлежит контролю. Поскольку происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Учитель может осуществлять контроль либо в ходе наблюдения за выполнением тренировочных упражнений учащимися, либо в ходе отсроченной проверки. Наиболее экономной формой проверки являются тесты.

Особую роль играет самокоррекция и самоконтроль. Учащийся может проверить себя по ключу, выполняя задания из рабочей тетради.

При применении организующая функция учителя проявляется наиболее четко. Учитель должен создать благожелательную атмосферу для нормального протекания речевого акта. Он должен сделать так, чтобы каждому учащемуся хотелось участвовать в работе группы, чтобы дети не боялись сделать ошибку. Особая роль при этом принадлежит выбору стимулов. К стимулам нужно отнести игровые моменты, слайды, кинофильмы.

При применении контролируется сформированность речевых умений, будь то понимание речи на слух, говорение, чтение или письмо. Помимо непосредственного наблюдения, контакт с учащимися, и в данном случае контроль, можно осуществлять с помощью тестов.

Каждый из рассмотренных методов (ознакомление, тренировка, применение) реализуется в системе приемов, используемых учителем. Но если метод называет основную, доминирующую деятельность – ознакомление, тренировка, применение, - то прием связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой речевой деятельности и входящим в нее в качестве компонента. Метод можно представить как некую емкость, а прием – заполнителями этой емкости. Из сказанного можно заключить, что методы указывают на деятельность, организуемую учителем и осуществляемую учащимися. Они носят универсальный характер. Приемы – это конкретное содержание действий с учебным материалом, которые сильно различаются в зависимости от направления и системы обучения этому предмету в школе. Конкретное содержание приемов определяется методическими принципами, лежащими в основе обучения иностранным языкам в рамках системы, по которой идет обучение.

Именно принципы и правила, из них вытекающие, определяют выбор приемов.

Классификация методов-направлений в обучении ИЯ

1. Прямые

а)натуральный 
б)прямой 
в) аудиовизуальный 
г) аудиолингвальный 
д) армейский 
е) устный 
ж) «метод гувернантки»

2. Сознательные

а) грамматико-переводный 
б) сознательно-практический 
в) сознательно-сопоставительный

3. Комбинированные

а) чтение 
б) коммуникативный 
в) тандем-метод

4. Интенсивные

а) суггестопедический 
б) эмоционально-смысловой 
в) метод активизации 
г) гипнопедия 
д) ритмопедия 
е) «экспресс метод» 
ж) «интелл-метод»

Прямой метод

Прямой метод возник на основе натурального метода в конце  Х1Х-начале XX в. В его разработке участвовали  известные лингвисты и методисты В. Фиетор, О. Есперсен, Ш. Швейцер и др. Представители метода ставили перед собой задачу обучить учащихся практическому владению языком преимущественно в его устной форме. Отбор лексического материала для занятий определялся темами и ситуациями общения, заимствованными из реальной жизни, а из грамматики предлагалось изучать только то, что соответствовало современной языковой норме. Создатели метода рекомендовали широко использовать на занятиях индукцию, т.е. наблюдение учащихся за использованием моделей языка в речи, и самостоятельное нахождение языковых закономерностей, которые затем приводились преподавателем в определенную систему в виде правил и инструкций.

Основная заслуга представителей этого метода заключается в обращении  к живому разговорному языку, в разработке методики обучения устной речи, в создании системы фонетических упражнений, в использовании наглядности как средства обучения. Прямой метод отличается от натурального следующим: а) использование правил и инструкций в результате обобщения приобретаемого на занятиях речевого опыта. Тем самым наблюдается известный отход от чисто интуитивного овладения языком, характерного для натурального метода; б) использование чтения и письма для закрепления и активизации введенного в устной форме материала

Аудиовизуальный метод — это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, преимущественно из сферы обиходно-бытового общения и в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности, представленной в виде иллюстраций в учебнике, диафильмов и кинофильмов. Последние используются в качестве основного средства семантизации и активизации учебного материагга и призваны обеспечить зрительно-слуховой синтез.

Принципы аудиовизуального метода

Концепция метода базируется на следующих принципах:

глобальность - единицей обучения является предложение, а

его восприятие и воспроизведение  носят целостный (глобаль

ный) характер;

устное опережение — обучение организуется в последова

тельности слушание-говорение-чтение-письмо при значитель

ной продолжительности устного  курса (от нескольких недель до

1,5-2 месяцев);

беспереводность - полное исключение родного языка либо

его использование в ограниченном объеме преимущественно в

качестве средства контроля;

ситуативность — материал вводится в виде диалогов с ис

пользованием типичных ситуаций повседневного общения;

функциональность - отбор  и характер подачи лексико-

грамматического материала  определяются содержанием выска

зывания и интенциями (намерениями осуществить речевой акт);

использование зрительной и  слуховой наглядности, высту

пающей в качестве основного средства семантизации, закрепле

ния и активизации учебного материала.

Аудиолингвальный метод - это метод обучения иностранным языкам, предусматривающий в процессе занятий использование слухового канала восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором единиц языка (фонем, звукосочетаний, слов, фраз, а затем и текстов), что ведет к образованию речевых автоматизмов.

Информация о работе Методы и приемы обучения иностранному языку