Методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования: 1) систематизировать информацию по педагогике и методике иностранного языка по проблеме развития внимания учащихся на уроках английского языка;
2) Раскрыть сущность понятия внимание и охарактеризовать особенности его развития на уроках английского языка;
3) Определить методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка и выявить возможности их применения;
4) разработать конспекты уроков английского языка с использованием методов и приемов.
Методы исследования: методы анализа, классификации, моделирования, обобщения.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6
1.1. Особенности процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6
1.2. Характеристика методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка и возможности их применения 13
Выводы по I главе 24
Глава II. Практическая работа по использованию методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25
2.1. Конспекты уроков английского языка с использованием методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

чистовичок.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Существующие  на сегодняшний день компьютерные программы позволяют выводить на монитор информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать как самостоятельную работу каждого ученика в отдельности, так и групповую работу вместе взятых учащихся группы.

Мультимедийные задания носят различный характер:

- нажать на правильный ответ;

- заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды;

- найти слово, (правильный ответ);

- расположить предметы на картинке;

- соединить точки, ответить на вопросы;

- найти слова, соответствующие картинкам;

- прочитать слова и указать на предмет;

- прослушать и спеть песенку;

- прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос;

- напечатать слово, фразу, предложение.

Занимательные упражнения, направленные на развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение, формирование и закрепление навыков монологической и диалогической речи позволяют отрабатывать произношение, совершенствовать письменную речь, пополнять словарный запас.

Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обучености, склонностей. Новейшие технологии в обучении английскому языку повышают самостоятельность детей, но в то же время способствуют сотрудничеству учителя и ученика на уроке, дают учащимся прочные знания и развивают коммуникативную компетенцию, а так же позволяют идти в ногу со временем и не отставать от прогресса.

Электронные издания учебного назначения, обладая  всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий  и преимуществ.

Известно, что  учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих  подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся не только в аудитории, но и в домашних условиях, что необходимо для более успешного перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника

 Использование игровых методов  на уроках английского языка

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие  в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно  успешно решать через технологию игровых форм обучения. Применение игровых методик на уроках иностранного языка способствует развитию внимания у учащихся, особенно на начальном  и среднем этапе обучения. Игра имеет большое значение в жизни  ребенка, имеет то же значение, какое  у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется  беззаботной и легкой. А на самом  деле она властно требует, чтобы  играющий отдал ей максимум своей  энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игра всегда предполагает принятия решения - как  поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет  мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Место игр  на уроке и отводимое игре время  зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей  и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. (Приложение 1)

Следует помнить, что при всей привлекательности  и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Как известно, движущей силой говорения как  вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый  важный компонент деятельности учителя  при организации ролевых игр.

Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все  это дает возможность ребятам  преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова  чужого языка, и благотворно сказывается  на результатах обучения. Незаметно  усваивается языковой материал, и  вместе с этим возникает чувство  удовлетворения - "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми".

В структуре ролевой игры мы выделяем такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Игры можно  подразделить на следующие категории:

1. лексические  игры;

2. грамматические  игры;

3. фонетические  игры;

4. орфографические  игры;

5. творческие  игры;

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает  память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

Игры на уроках иностранного языка можно и нужно  использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового  материала, при активизации речевой  деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом  ведущей деятельности.

Игры лучше  всего использовать в середине или  в конце урока, с тем, чтобы  снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные  эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в  ситуации, когда интерес или мотивация  детей к изучению иностранного языка  начинает ослабевать.

 

Выводы  по I главе

 

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать  как основу успешной познавательной деятельности.

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.

У разных возрастных групп школьников внимание развивается по разному. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.

Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая  смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

Внимание учащихся старшего возраста характеризуется дальнейшим его  развитием на основе общего интеллектуального  роста школьника, формирования волевых  и эмоциональных черт личности.

 Наглядность один из принципов  обучения. Наглядность в обучении  языкам один из основных принципов,  согласно которому обучение строится  на конкретных образах, непосредственно  воспринимаемых учащимися. В современной  дидактике понятие наглядности  относится различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным  и др.). Ни один из видов наглядных  пособий не обладает абсолютным  преимуществом перед другими.

С развитием современных технологий компьютер становится средством  обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Нельзя не упомянуть и о том, что занятия  на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации  и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию.

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной  форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес  к иностранному языку.

 

 


Информация о работе Методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка