Методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования: 1) систематизировать информацию по педагогике и методике иностранного языка по проблеме развития внимания учащихся на уроках английского языка;
2) Раскрыть сущность понятия внимание и охарактеризовать особенности его развития на уроках английского языка;
3) Определить методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка и выявить возможности их применения;
4) разработать конспекты уроков английского языка с использованием методов и приемов.
Методы исследования: методы анализа, классификации, моделирования, обобщения.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6
1.1. Особенности процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6
1.2. Характеристика методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка и возможности их применения 13
Выводы по I главе 24
Глава II. Практическая работа по использованию методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25
2.1. Конспекты уроков английского языка с использованием методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

чистовичок.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Башкортостан

ГАОУ  СПО СМПК

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

на  тему: «Методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка»

 

 

 

 

 

                                                               Выполнила студентка ΙV курса

                                                               специальности «Иностранный язык»

                                                               Громова Ирина Александровна.

оценка:                                                  Руководитель

                                                               Яруллина Светлана Тагировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак, 2013г. 
Содержание

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6

1.1. Особенности процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6

1.2. Характеристика методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка и возможности их применения 13

Выводы по I главе 24

Глава II. Практическая работа по использованию методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25

2.1. Конспекты уроков английского  языка с использованием методов  и приемов развития внимания  учащихся на уроках английского  языка 25

Заключение 32

Список литературы 34

Приложение 34

 

 

 

Введение

 

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно — необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наше психические процессы полноценными; только дает возможность воспринимать окружающий нас мир.

Но внимание не только условие успешной деятельности. По мнению Артёмова В. А., оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Это позволяет говорить о внимании как об одном из важнейших условий успешной адаптации учащихся в школе.

Как считает Загорский А. П., изучение иностранного языка закладывает  основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством  расширения кругозора учащихся, позволяет  углубить знания школьников о структуре  родного языка, но названные направления далеко не исчерпывают развивающих возможностей данного учебного предмета. Процесс обучения иноязычной речи на уроках иностранного языка может быть действенным фактором развития внимания школьников на уроках иностранного языка. Развивая и формируя речевые процессы учащихся на иностранном языке, мы можем способствовать развитию внимания с одной стороны, а с другой  значительно повысить эффективность процесса овладения иностранным языком.

На сегодняшний день развивающие  резервы иностранного языка полностью  не изучены. Проблемой развития внимания занимались отечественные педагоги, психологи и методисты: Андреев  О. Ю., Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Голушкова Н.М., Соловова Е. Н., Немов Р. С. Она традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Значение иностранного языка как  предмета школьной программы способствующего  развитию внимания на уроках иностранного языка часто  недооценивается  на практике. Как показывает анализ существующих научных исследований, процесс развития внимания учащихся на уроках английского языка рассмотрен в достаточной степени, однако потенциал урока английского языка в формировании и развитии внимания учащихся раскрыт не полностью. В связи с этим учителя английского языка на практике испытывают затруднения при реализации возможностей своего предмета в процессе развития внимания учащихся.

Это обуславливает актуальность исследования.

Тема исследования: «Методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка».

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать эффективность применяемых методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка.

Объект исследования: процесс развития внимания учащихся на уроках английского языка.

Предмет исследования: методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка

Гипотеза исследования: если раскрыть особенности развития внимания учащихся на уроках английского языка и определить методы и приемы его развития, то эффективность процесса обучения английскому языку будет выше.

 Задачи исследования: 1) систематизировать информацию по педагогике и методике иностранного языка по проблеме развития внимания учащихся на уроках английского языка;

2) Раскрыть сущность понятия  внимание и охарактеризовать  особенности его развития на  уроках английского языка;

3) Определить методы и приемы  развития внимания учащихся на  уроках английского языка и  выявить возможности их применения;

4) разработать конспекты уроков  английского языка с использованием  методов и приемов.

Методы исследования: методы анализа, классификации, моделирования, обобщения.

 

Глава I. Теоретические основы процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка

 

1.1. Особенности процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка

 

Внимание  - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

Одним из определений  внимания в психологии является предложенное Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью - углубление в данную деятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, если опираться на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса. Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект".

За вниманием  всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения  к объекту. А изменение отношения  к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Последовательность  анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:

- структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.);

- структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т.д.).

Выделяют  следующие функции внимания:

- отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и игнорирование (торможение) других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;

- удержание (сохранение) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель;

- регуляция и контроль протекания деятельности.

Выделяют  три вида внимания:

1) непроизвольное  - пассивное, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего отклик раздражителя;

2) произвольное  - активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Быстро утомляет, требует волевых усилий для поддержания. Условия, облегчающие произвольное сосредоточение внимания:

- включение в познание практического действия (например, сопровождение чтения конспектированием облегчает удержание внимания на содержании научной книги);

- оптимальное психическое состояние человека (утомление и эмоциональное возбуждение ослабляют сосредоточенность).

3) послепроизвольное - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Различая  произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого  и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим.

К числу основных характеристик внимания относят  объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.

Под объемом  внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо  восприняты в относительно короткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором  может сосредоточиться сознание ребенка с тем, чтобы использовать эту информацию.

Устойчивость  внимания - это способность ребенка не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания являются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий, интерес.

Отвлекаемость - свойство, противоположное устойчивости, - колебания, периодическое ослабление внимания к конкретному объекту деятельности, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Концентрация  внимания предусматривает так определение  способности субъекта сохранять  сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности  помех. Чем меньше круг объектов внимания, тем выше концентрация. Сосредоточение на объекте обеспечивает углубленное  изучение познаваемых объектов и  явлений, вносит ясность в представления  человека о том или ином предмете.

Распределение внимания свидетельствует о возможности  ребенка направлять и сосредоточивать  внимание на нескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.

Переключение  внимания представляет собой перемещение  его направленности и сосредоточенности  с одного объекта на другой или  с одного вида деятельности на другую. Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями ребенка, а именно свойствами его нервной системы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче. Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенности детей, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и т.д.

Возрастные  особенности развития внимания у  школьников.

Развитие  внимания у детей проходит постепенно. Произвольное внимание особенно интенсивно развивается в играх, где соблюдение правил игр требует от ребенка сосредоточенности и концентрации внимания.

Развитию  произвольного внимания способствует участие детей в других видах  деятельности (учение, труд, рисование и др.). Без наличия цели, сосредоточенности и направленности внимания, без его устойчивости невозможно овладеть ни одним видом деятельности, невозможно достичь желаемого результата.

Характер  внимания зависит от направленности и интересов личности школьника. Внимание младшего школьника носит  избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.

Внимание  учащихся начальных классов в  связи с их значительной эмоциональной  возбудимостью легко отвлекается  и с трудом направляется на то, что  им кажется скучным. Поэтому второстепенные детали замечаются ими иногда легче, чем основное.

В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать  развитию произвольного. Для возбуждения в поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.

Информация о работе Методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка