Методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования: 1) систематизировать информацию по педагогике и методике иностранного языка по проблеме развития внимания учащихся на уроках английского языка;
2) Раскрыть сущность понятия внимание и охарактеризовать особенности его развития на уроках английского языка;
3) Определить методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка и выявить возможности их применения;
4) разработать конспекты уроков английского языка с использованием методов и приемов.
Методы исследования: методы анализа, классификации, моделирования, обобщения.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6
1.1. Особенности процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6
1.2. Характеристика методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка и возможности их применения 13
Выводы по I главе 24
Глава II. Практическая работа по использованию методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25
2.1. Конспекты уроков английского языка с использованием методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

чистовичок.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно  определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Развивая различные свойства внимания, можно  повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность  заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен  влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.

Особенности развития внимания у детей подросткового  возраста.

Как известно, переходный возраст характеризуется  существенными изменениями и  в физиологических, и в психических  процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на внимании подростков. Наблюдения показывают, что именно пятиклассники занимаются в школе  особенно неровно: бывают, то сосредоточенными, работоспособными, то рассеянными. Особенно невнимательными они оказываются  во второй половине учебного дня.

Дело в  том, что не только в физическом, но и в психическом отношении  подросток, перестав быть ребенком, не стал и взрослым. Он как бы на грани  между тем и другим. Эта двойственная природа подростка сказывается  и на особенностях его внимания. С одной стороны, у него сильно развито непроизвольное внимание: все  новое, интересное, вызывающее те или  иные эмоции, привлекает подростка, но, с другой стороны, это - возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни, поэтому у подростка получает большое развитие и произвольное внимание. Благодаря этому подросток может уже отвлечься от того, что непосредственно заинтересовывает его, для решения поставленных задач.

Также отметим  тот факт, что у подростков появляется интерес и к субъективному  миру человека, к мыслям, к переживаниям, как к чужим, так и к своим собственным. Возникает внутренняя направленность внимания.

Все свойства внимания (объем, устойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умение подолгу на чем-либо сосредоточиваться. В случае необходимости подростки могут без особых усилий и переключать внимание. Возрастает также и способность к его распределению. Поэтому подростки иногда не хуже взрослых справляются с работой, требующей данного качества внимания.

В этом же возрасте получает сильное развитие послепроизвольное и привычное внимание, которое, как отмечалось выше начинает формироваться еще в младшем школьном возрасте. У подростка появляется привычка быть внимательным, потому, что у него уже не раз произвольное внимание переходило в послепроизвольное.

Хотя волевое  управление вниманием в подростковом возрасте достигает значительно  более высокого уровня, чем у младших  школьников, однако в регуляции его  у подростка еще могут быть срывы. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая  смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

Особенности развития внимания в юношеском возрасте

Внимание  учащихся старшего возраста характеризуется  дальнейшим его развитием на основе общего интеллектуального роста  школьника, формирования волевых и  эмоциональных черт личности. Если у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наибольшую сосредоточенность часто вызывают предметы, явления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью, но привлекающие своим внутренним содержанием, ставящие перед человеком какую-то проблему, вызывающие работу мысли. Иногда старшие школьники бывают более внимательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно.

Старший школьник настолько развит, что требует, как  говорится, пищи для ума, а где, как  мы уже сказали, есть мысль, там необходимо присутствует и внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика методов и приемов  развития внимания учащихся на  уроках английского языка и  возможности их применения

 

 Наглядность, как компонент  развития внимания на уроках  английского языка

В своей практике учителя английского языка стремятся  использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный  сигнал, способствующий развитию таких  способностей ребенка, как воображение, зрительная и эмоциональная память, внимание.

Наглядность один из принципов обучения. Наглядный  образ возникает не сам по себе, а результате активной познавательной деятельности ребенка. Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности запоминания. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его знаний, от уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, боле глубокие по содержанию психические образы познаваемых запоминаемых объектов (лексем), что очень важно при изучении языков.

Наглядность как принцип обучения был впервые  сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Т. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений.

Наглядность обучения, как дидактический принцип  построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам может быть использован  и при изложении нового материала, и при проверке освоения учебного материала, и в оформлении учебных  пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д.

Наглядность в обучении относится к различным  видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими. Например, при изучении природы (темы "Времена года", "Погода" и др.), наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. На уроках грамматики удобнее применение условных изображений, выражающих отношения между словами, частями предложения с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т.п. В таких случаях сопоставительное обучение языкам получает еще одно преимущество, так как он зрелищнее, дает дополнительные точки соприкосновения или различий изучаемых объектов. Применение этого способа осуществить и легко и сложно одновременно. Необходимо не загромождать предлагаемый материал излишним сравнением, рассеивающим внимание, а акцентировать внимание на самых главных моментах. Например, при изучении времен в грамматике русского,, английского языков достаточно упомянуть существование трех времен в русском языке и большее наличие их в английском языках.

Нередко возникает  необходимость использовать различные  виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применении наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления ребенка. Это правило относится не только к средним и старшим классам, но и к начальным классам. В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задачи, особенностям учебного материала и конкретными условиями обучения.

Использование технических средств для развития внимания на уроках английского языка

С развитием  современных технологий компьютер  становится средством обучения, способным  наглядно представлять самую различную  информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы  обучения: цели, содержание, методы и  организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет  решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров  при обучении английскому языку.

В наше время  применение интерактивных средств  обучения прочно вошло в школы. Это  не только современные технические  средства, но и новые формы и  методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применение в  образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и  организацию учебного процесса по различным  дисциплинам. С развитием современных  технологий компьютер становится средством  обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые  информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскому языку.

Применительно к компьютерному обучению, принцип  наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью" играет очень важную роль. Если в традиционном понимании наглядность это, прежде всего иллюстративная компонента, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее с помощью нажатия различных клавиш или управления мышью.

Компьютерные  обучающие системы также называют интерактивными (диалоговыми) - это форма общения, характерными особенностями которого являются смешанная человеко-машинная инициатива, предвидение намерений пользователя и возможность сотрудничества с системой. Традиционные уроки по природе своей являются пассивной формой обучения. Поскольку соотношение между количеством учащихся и количеством преподавателей может быть достаточно велико, у преподавателя мало возможностей взаимодействовать с каждым учеником и ученик робкий и застенчивый зачастую остается без внимания. Обучение с помощью компьютеров, напротив, подразумевает обязательное взаимодействие каждого учащегося с системой с целью усвоения урока: это делается нажатием клавиш для перехода к другому окну, с помощью ответов на вопросы и т.п.

Эффективное представление уроков на экране является одним из центральных вопросов компьютерного  обучения. Тесты с альтернативным выбором ответов по пройденным темам  курса английского языка с  рисунками, графиками и автоматическим выбором баллов за правильные ответы по данному тесту. Следует отметить, что применение компьютерных программ - тренажеров заметно повышает интерес  к предмету. Помимо этого развивается  навык к самооценке - с компьютером  спорить за оценку бесполезно.

Нельзя не упомянуть и о том, что занятия  на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации  и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию.

При получении  информации при помощи и слуха, и  зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Если человек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь его посторонним звуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадом освещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя - звук будет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексном восприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить более эффективно.

В последние  годы, появилось большое количество обучающих программ по иностранным  языкам. Они не только позволяют  читать текст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в  себе такой классический метод, как  аудирование. Более того, ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.

Изучение  английского языка с помощью  компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся средней школы. Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет свои умения и способности.

Мультимедийный курс английского языка - это видеоролики, интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игры направлены на достижение только положительного результата! Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению иностранному языку.

При проведения таких уроков, видно что, благодаря использованию интерактивного мультимедийного курса решается проблема повышения качества обучения.

Компьютерный  курс содержит большое количество мультимедийных лекций и позволяет резко облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала.

Информация о работе Методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка