Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

В ст.ст.2,18 Конституции 1993 года РФ провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора……….6-17
§ 1.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………….6-11
§ 1.2. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………………………12-17
ГЛАВА II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАГИРОВАНИИ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………………………………………………………18-35
§ 2.1 СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА…………………………..18-25
§ 2.2 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………..25-27
§ 2.3 Работа прокурора с обращениями и заявлениями граждан…28-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..36-37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……38-39

Файлы: 1 файл

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

     В связи с этим предметом особой заботы прокуроров является исполнение законодательства о гражданстве, о льготах и пособиях, пенсионного законодательства, законодательства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужденных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркоманией. При наличии сведений о нарушении этого законодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение проверок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять активность в получении сведений о нарушении названного законодательства.

     Сокращение  продолжительности жизни россиян,  рост заболеваемости населения,  в том числе и в результате  загрязнения окружающей среды,  коммерциализация медицинских услуг  и их недоступность для бедной  части населения делает особо актуальным надзор за исполнением законодательства о здравоохранении и об охране окружающей природной среды.

     Многочисленные  нарушения законодательства об  образовании, рост числа подростков, оставивших общеобразовательные  учебные заведения, подчеркивает необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого законодательства. Сказанное относится и к надзору за исполнением жилищного законодательства, включая и законодательство о

приватизации жилищного  фонда.

     Нуждаются  в защите средствами прокурорского надзора также политические, экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и слова, передвижение и выбор места жительства, вероисповедание, личную неприкосновенность, занятие предпринимательской деятельностью, владение частной собственностью, включая недвижимость, и

т.д.

      В поле постоянного внимания прокурора должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие руководители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод.

В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.

      Работа по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находит отражение в текущих и перспективных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защите их прав и свобод обычно включаются во все разделы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруппированы в самостоятельные разделы планов. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не отличается заметной спецификой от организации работы по надзору за исполнением законов.

§ 2.3 Работа прокурора с обращениями и заявлениями граждан

 

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает  прокуроров рассматривать и разрешать  заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан  занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Ежегодно прокурорами и следователями всех уровней рассматриваются и разрешаются сотни тысяч жалоб и заявлений. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последнее время неизменно возрастает. Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции Российской Федерации право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан, реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества справедливости.13

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших  социально-правовых институтов, активно  используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, и в определенной мере охраны государственных интересов.

Работая с обращениями граждан, то есть, рассматривая и разрешая их жалобы и заявления прокуроры  и следователи получают важную информацию:

  • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
  • о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами проживающими в регионе, так и другими лицами;
  • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
  • об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, то есть иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений;

Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в частности:

  • о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
  • о недопустимом, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры, как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту), и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом  пополняет информационную базу органов  прокуратуры, что в свою очередь  способствует, во-первых, организации  их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.14

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской федерации  в своем приказе от 15 декабря 1998 г. № 90 «О порядке рассмотрения обращений  и приема граждан в органах  прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев  работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратуры, к компетенции которой относится решение вопроса. Генеральный прокурор Российской Федерации обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные ст. 27 Закона о прокуратуре.

Работа по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений  граждан и приему посетителей  организует и контролирует прокурор-руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и  свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегии, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе Генеральной прокуратуры  Российской Федерации имеется отдел  писем и приемная, а в прокураторах субъектов Федерации – отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению граждан, оказанию помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора Российской Федерации, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники  и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей). Он организуется таким образом, чтобы  гражданам было известно, когда, где  и кто из прокурорских работников принимает. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей.

Так, в прокуратуре Ставропольского  края установлен следующий порядок  приема граждан:

Прокурор края

Полуэктов Иван Васильевич

Понедельник

с 10 до 12 часов

Первый заместитель  прокурора края

Васин Сергей Александрович

Вторник

с 10 до 12 часов

Заместитель прокурора  края

Гладченко Игорь Евгеньевич

Четверг

с 10 до 12 часов

Заместитель прокурора  края

Щербаков Василий Анатольевич

Среда

с 10 до 12 часов

Начальники управлений и отделов аппарата прокуратуры  края

с 10 до 12 и

с 15 до 17 часов

Старший помощник прокурора  края по рассмотрению писем и приему граждан 

с 10 до 12 и

с 15 до 17 часов


 

Прием граждан в вечернее время, выходные и праздничные дни ведет дежурный прокурор с последующим докладом и передачей принятых письменных обращений старшему помощнику прокурора края по рассмотрению писем и приему граждан.

Прокурором края прием граждан  осуществляется по жалобам и обращениям, по которым решение принималось заместителями прокурора края.

Заместителями прокурора края осуществляется прием граждан с жалобами и  обращениями, по которым решение  принималось начальниками подразделений  аппарата прокуратуры края.

Начальники управлений, отделов, старшие  помощники прокурора края принимают граждан по жалобам и обращениям, по которым решения приняты в подразделениях аппарата прокуратуры края, прокурорами городов, районов, специализированных прокуратур.15

Помимо этого прокурорские работники  могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже одного раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.16

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора Российской Федерации. В соответствии с действующей инструкцией все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации все поступившие  в органы прокуратуры обращения  докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений:

    • принять заявление или жалобу к своему производству;
    • поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику;
    • передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
    • приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления;
    • направить в суд для приобщения к материалам судебного дела;
    • направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон  запрещает пересылку жалоб в  органы и должностным лицам, решения  либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее одного месяца, а не требующие изучения и проверки – 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры – безотлагательно, не позднее 7 дней со дня их поступления.

Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина