Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

В ст.ст.2,18 Конституции 1993 года РФ провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора……….6-17
§ 1.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………….6-11
§ 1.2. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………………………12-17
ГЛАВА II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАГИРОВАНИИ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………………………………………………………18-35
§ 2.1 СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА…………………………..18-25
§ 2.2 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………..25-27
§ 2.3 Работа прокурора с обращениями и заявлениями граждан…28-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..36-37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……38-39

Файлы: 1 файл

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Безотлагательно также рассматриваются обращения, поступающие от президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателя палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, Уполномоченного по правам человека в России, руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них  обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении – о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованиям заявителя ему  предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакамливается с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов  заявителя.

По результатам проверки, проведенной  по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействительным, о внесения представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства об административном правонарушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора Российской Федерации  не подлежат разрешению в органах  прокуратуры обращения, не связанные  с вопросами исполнения или нарушения  законов. Что касается обращений  по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного «не персонифицированного» интереса либо прав наименее защищенных лиц.17

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный  анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроках разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, к совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного автором исследования можно сделать  вывод о том, что:

защита прав и свобод человека и гражданина - это самостоятельное  и приоритетное направление деятельности современной прокуратуры Российской Федерации;

 защищая права и  свободы человека и гражданина, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют деятельность по защите охраняемых законом интересов российского общества и государства;

определено место прокурорского  надзора и иных видов деятельности прокуратуры в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Предложено различать собственно гарантирование прав и свобод и их реализацию. Система гарантирования прав (свобод) человека (гражданина) должна состоять из общих условий, а также юридических средств, применяя которые прокуратура обеспечивает их защиту, выступает участником социально-юридического механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

Кроме этого, автором были показаны место и роль заявлений, жалоб и иных обращений заявителей в механизме защиты прав (свобод) человека (гражданина) и определены особенности их рассмотрения и разрешения органами прокуратуры как одного из средств защиты прав и свобод человека и гражданина.

Теоретическая и практическая значимость курсового исследования определяется определенным вкладом в развитие науки прокурорского надзора, касающейся, в частности, полномочий прокурора, организационных форм и методов прокурорского надзора, разработки основ методики и тактики осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой области.

Правозащитная функция прокуратуры в ее полном объеме выкристаллизовалась сравнительно недавно. И многое на этом направлении прокурорского надзора нуждается в дальнейшем осмыслении, анализе, изучении, научном обосновании. Возможны и разумные корректировки, связанные с совершенствованием самого предмета надзора.

Нам хотелось бы подчеркнуть на настоящий момент один принципиально важный вопрос: нельзя противопоставлять, как это иногда просматривается в науке и практике, защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, защите интересов государства, всего общества – с другой. Все это неразрывно связано. Охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защищаем и государственные и общественные интерес. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан. Такова диалектика жизни в демократическом обществе.

Важнейшими предпосылками успешного  осуществления прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются знания прокурорами  и следователями, специфики и особенности работы прокуратуры, своих полномочий применительно к данной сфере деятельности, умение правильно организовывать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ. – М., 2009.(с попр. от. 30.12.2008г)
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина.//Российская газета. 1995. 5 апреля.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ – М., 2002.
  4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. М., 2002.
  5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // РГ. 1999, 17 февраля, Собрание законодательства РФ. № 26, 2002, ст. 2523.
  6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
  7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 декабря 1998 г. № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
  8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
  9. Алексеев С.С. Теория права: 2-е изд. М.: БЕК, 1995. 320 с.
  10. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М., 1998.
  11. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 2000.
  12. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М., 1998.
  13. Винокуров А.Ю., Виноградов В.П. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды: Учеб. пособие. М., 1996.
  14. Вопросы теории управления в органах прокуратуры./Отв. ред. проф. В.П.Рябцев. М., 1997.
  15. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: Сб. норм. актов./ Сост. М.А.Миронов, В.Н.Крылов. М., 1997.
  16. Прокурорский надзор: учебник. 3-е изд. / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2009. 464 с.
  17. Прокурорский надзор: учебник. 3-е изд. / А.Ю. Винокуров [и др.]; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. М.: Норма., 2009. 464 с.
  18. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». С приложением ведомственных нормативных актов // М.П. Журавлев [и др.]; сост. В.П. Рябцев; под общ. ред. Ю.И. Скуратова. М.: Норма, 1996. 736 c.
  19. Официальный сайт Прокуратуры Ставропольского края (http://www.proksk.ru/)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФЗ от 17 января 1992 г.  № 2202-1 «О прокуратуре Российской  Федерации» 

2 Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М., 1998.

3 Качалов В.И., Качалов О.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации: монография. М., 2007.

4 Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М., 1998.

5 Прокурорский надзор: учебник. 3-е изд. / А.Ю. Винокуров [и др.]; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. М.: Норма., 2009.

6 Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М., 1998.

7 Алексеев С.С. Теория права: 2-е изд. М.: БЕК, 1995.

8 Сапун В.А. Деятельность по использованию правовых средств в реализации современного права // Проблемы реализации права: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во СЮИ, 1990.

9 Прокурорский надзор в СССР: учебник / С.Г. Березовская [и др.]; под ред. Б.А. Галкина. М.: Юрид. лит., 1982.

10 Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». С приложением ведомственных нормативных актов // М.П. Журавлев [и др.]; сост. В.П. Рябцев; под общ. ред. Ю.И. Скуратова. М.: Норма, 1996

11 Трикс А.В. Справочник прокурора. Спб.: Питер, 2007.

12 Прокурорский надзор: учебник. 3-е изд. / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2009.

13 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник /Под ред.  А.А.Чувилева. М.: Юрист, 2001.

14 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник /Под ред. А.А.Чувилева. М.: Юрист, 2001.

15 Официальный сайт Прокуратуры Ставропольского края

  16 Российский прокурорский надзор: Учебник для ВУЗов /Под ред. А.Я.Сухарева – М.: Норма, 2002.

17 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 декабря 1998 г. № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».


Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина