Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:17, курсовая работа
В ст.ст.2,18 Конституции 1993 года РФ провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора……….6-17
§ 1.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………….6-11
§ 1.2. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………………………12-17
ГЛАВА II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАГИРОВАНИИ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………………………………………………………18-35
§ 2.1 СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА…………………………..18-25
§ 2.2 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………..25-27
§ 2.3 Работа прокурора с обращениями и заявлениями граждан…28-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..36-37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……38-39
Безотлагательно также рассматриваются обращения, поступающие от президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателя палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, Уполномоченного по правам человека в России, руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении – о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.
По требованиям заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакамливается с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).
В отдельных случаях после
По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействительным, о внесения представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства об административном правонарушении или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора Российской Федерации не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного «не персонифицированного» интереса либо прав наименее защищенных лиц.17
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроках разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, к совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного автором исследования можно сделать вывод о том, что:
защита прав и свобод
человека и гражданина - это самостоятельное
и приоритетное направление деятельности
современной прокуратуры
защищая права и свободы человека и гражданина, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют деятельность по защите охраняемых законом интересов российского общества и государства;
определено место
Кроме этого, автором были показаны место и роль заявлений, жалоб и иных обращений заявителей в механизме защиты прав (свобод) человека (гражданина) и определены особенности их рассмотрения и разрешения органами прокуратуры как одного из средств защиты прав и свобод человека и гражданина.
Теоретическая и практическая значимость курсового исследования определяется определенным вкладом в развитие науки прокурорского надзора, касающейся, в частности, полномочий прокурора, организационных форм и методов прокурорского надзора, разработки основ методики и тактики осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой области.
Правозащитная функция прокуратуры в ее полном объеме выкристаллизовалась сравнительно недавно. И многое на этом направлении прокурорского надзора нуждается в дальнейшем осмыслении, анализе, изучении, научном обосновании. Возможны и разумные корректировки, связанные с совершенствованием самого предмета надзора.
Нам хотелось бы подчеркнуть на настоящий момент один принципиально важный вопрос: нельзя противопоставлять, как это иногда просматривается в науке и практике, защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, защите интересов государства, всего общества – с другой. Все это неразрывно связано. Охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защищаем и государственные и общественные интерес. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан. Такова диалектика жизни в демократическом обществе.
Важнейшими предпосылками
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
2 Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М., 1998.
3 Качалов В.И., Качалов О.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации: монография. М., 2007.
4 Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М., 1998.
5 Прокурорский надзор: учебник. 3-е изд. / А.Ю. Винокуров [и др.]; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. М.: Норма., 2009.
6 Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М., 1998.
7 Алексеев С.С. Теория права: 2-е изд. М.: БЕК, 1995.
8 Сапун В.А. Деятельность по использованию правовых средств в реализации современного права // Проблемы реализации права: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во СЮИ, 1990.
9 Прокурорский надзор в СССР: учебник / С.Г. Березовская [и др.]; под ред. Б.А. Галкина. М.: Юрид. лит., 1982.
10 Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». С приложением ведомственных нормативных актов // М.П. Журавлев [и др.]; сост. В.П. Рябцев; под общ. ред. Ю.И. Скуратова. М.: Норма, 1996
11 Трикс А.В. Справочник прокурора. Спб.: Питер, 2007.
12 Прокурорский надзор: учебник. 3-е изд. / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2009.
13 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник /Под ред. А.А.Чувилева. М.: Юрист, 2001.
14 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник /Под ред. А.А.Чувилева. М.: Юрист, 2001.
15 Официальный сайт Прокуратуры Ставропольского края
16 Российский прокурорский надзор: Учебник для ВУЗов /Под ред. А.Я.Сухарева – М.: Норма, 2002.
17 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 декабря 1998 г. № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина