Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 23:17, курсовая работа
В жизни современного человека чтение занимает значительное место. Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир.
Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Лучшие умы человечества воплощают свои чаяния и мечты в печатном слове. Приобщаясь к их мыслям, человек обогащается не только духовно, но и нравственно [Горшков 2000].
Введение………………………………………………………………………3
1.Чтение как ВРД и содержание обучения чтению…………………………..5
2. Текст газетно - публицистического стиля как компонент содержания обучения чтению. Характеристика интервью ……………………………...10
3. Методика обучения чтению………………………………………………...21
4.Методика обучения чтению газет и журналов на иностранном языке…...26
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………….32
Исходя из вышеизложенного, учитель намечает такие этапы работы с газетными текстами. До чтения:
1. Ознакомление учащихся с общим содержанием текста и определение цели работы (вступительное слово учителя).
2. Разъяснение отдельных слов, грамматических моделей, словосочетаний для снятия трудностей лексического и грамматического характера.
После чтения (про себя):
3. Выполнение упражнений, направленных на контроль понимания прочитанного и более полное осмысление содержания текста.
4. Выполнение заданий творческого характера на основе прочитанного текста.
Остановимся на отдельных этапах подробнее.
1. Первый этап проходит в виде беседы. Учитель задает классу ряд предварительных вопросов, которые нацеливают на тематику текста и тем облегчают дальнейшее восприятие его содержания. Далее следует вступительное слово, в котором учитель, не раскрывая содержания текста, кратко рассказывает о его проблематике, поясняет значение фактов, связанных с общественно-политической жизнью страны, где происходят описываемые в тексте события, дает объяснение отдельных реалий, характеристику отдельных лиц, упоминаемых в тексте. К своему вступительному слову учитель тщательно готовится. Сведения, сообщаемые им, должны вызвать интерес к информации, которую предстоит получить из газетного текста [Леонтьев 1991].
2. Вторая задача учителя — помочь учащимся разобраться в тексте, снять трудности лексического и грамматического характера.
Снятие трудностей до чтения текста — целесообразный методический прием, так как иначе чтение заметки в газете может превратиться в нудное расшифровывание. Но, с другой стороны, полная предварительная обработка текста снижает возможности развития языковой догадки учащиеся. На более поздней ступени обучения, когда учащиеся усвоили определенное количество специфических для газеты слов, словосочетаний и структур, трудностей будет меньше [Леонтьев 1991].
3. Однако главным этапом для достижения непосредственного понимания являются упражнения, направленные на более полное осмысление содержания текста.
Обучая газетной лексике, необходимо работать со словосочетаниями, а не с изолированными словами [Рахманова 1967].
Если учитель будет вести работу по накоплению газетных типовых фраз систематически, учащиеся легко будут узнавать их в процессе чтения газеты. Учитель может сам отбирать эти фразы при чтении газеты, заносить на карточки и использовать для подготовки к занятиям с газетой. Однако только этой одной рекомендации будет, по-видимому, недостаточно, чтобы добиться беспереводного понимания [Леонтьев 1991].
Словосочетания могут быть поняты в тексте, но общий смысл неясен. Для этого полезно варьировать тексты. Учитель может составлять их сам на базе газетных статей. Текст должен сохранять основной смысл статьи. После знакомства учащихся с первым текстом второй такой варьированный текст будет восприниматься на уровне смысла, без перекодирования в знаки родного языка. Еще легче будут восприниматься третий, четвертый и т, д. тексты [Карпов 1950].
Для контроля понимания каждого варианта учащимся могут быть заданы вопросы:
1. Что изменилось в тексте по сравнению с предыдущим?
2. Что осталось неизменным?
3. Изменился ли смысл?
Заключение
Чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте. Чтение входит в сферу коммуникативной деятельности человека и обеспечивает одну из форм письменно-вербального словесного общения. Как всякая деятельность чтение целенаправленно.
Овладение умениями чтения достигается с помощью упражнений: на формирование навыков чтения вслух и про себя; на формирование лексико-грамматических рецептивных навыков при активном и пассивном владении материалом; на развитие коммуникативного умения чтения.
Тексты различных жанров газетно–публицистического стиля часто используются в практике преподавания иностранных языков как специальности. В различных исследованиях по функциональной стилистике он называется общественно - публицистическим, газетно–публицистическим и публицистическим.
К основным особенностям публицистического стиля относятся такие черты, как экспрессивность, или повышенная эмоциональность, связанная с необходимостью воздействия на массового читателя или слушателя, стандарт, определяемый требованием быстроты распространения информации, а также императивность, открыто выраженное оценочное отношение к сообщаемому факту, явлению, событию.
Газетно-публицистический стиль характеризуется и своей системой жанров. Каждый жанр – это определённый способ организации речи, определённая речевая форма, в которой большую роль играет авторское «я».
Основными информационными жанрами являются заметка, репортаж и интервью. Часто рамки этих жанров расширяются и к ним причисляются и информационная корреспонденция, информационный отчёт, блиц-опрос, публикации типа «вопрос-ответ» и некролог.
Жанр интервью интересен для всех этапов обучения. Он обладает и перечисленными особенностями газетно–публицистического стиля, и достаточным информационным потенциалом, а также возможностями формирования, развития и совершенствования умений межкультурного общения, так как тексты интервью построены в форме диалога и могут представлять различные модели речевых ситуаций.
На начальном
этапе учащиеся должны
Средний этап
обучения чтению предполагает
чтение монологических и
На старшем этапе чтение развивается на научно-популярных текстах, отрывках их художественной литературы.
На профильно-ориентированном
этапе вводятся тексты научно-
Основная цель
работы с газетными текстами
— научить учащихся читать
про себя с беспереводным
Список использованной литературы
Информация о работе Обучение чтению газет и журналов на иностранном языке в средней школе