Обучение монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Так, целью нашего исследования является изучение методики обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка, с учетом характерных черт монологического высказывания и диалога.
Задачей данной работы является обучение формированию речевых навыков (произносительных, лексических и грамматических) с помощью предложенных упражнений на формирование навыков монологической и диалогической речи.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время английский язык стал языком международного общения, в связи с этим, уделяется большое  значение методам, формам и средствам  обучения английскому языку.

В данной работе рассматривается обучение английскому языку на начальном  этапе изучения, так как здесь  приоритетом являются воспитательные развивающие задачи, связанные с  формированием положительной мотивации. Основной задачей на данном этапе  является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков  иноязычного общения. От осознания  возможности выражать одну и ту же мысль на другом языке до навыков  и умений самостоятельного решения  коммуникативно – познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к  воспринимаемой информации.

В связи с этим, тема нашей работы: «Обучение монологической и диалогической  речи на начальном этапе обучения».

Так, целью нашего исследования является изучение методики обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка, с учетом характерных черт монологического высказывания и диалога.

Задачей данной работы является обучение формированию речевых навыков (произносительных, лексических и грамматических) с  помощью предложенных упражнений на формирование навыков монологической и диалогической речи.

Практическая значимость заключается в том, что выделенный алгоритм работы поможет учителям-практикам  сформировать монологические и диалогические  навыки у учащихся младшего школьного  возраста на уроках английского языка  в начальной школе.

 

 

Глава 1.

Теоретические аспекты формирования монологической и диалогической речи на уроках английского  языка у учащихся младшего школьного  возраста.

Процесс говорения может  осуществляться в 2 формах: диалогической  и монологической.

Монолог — речь одного лица выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д.

Психологическая характеристика монологической речи.

  1. Участвует в основном один говорящий. У него задействованы речевые анализаторы,
  2. Монологическую речь можно готовить и планировать.
  3. Монологу присуща последовательность, логическая завершённость.
  4. Он обращен к какому-либо лицу или группе лиц. Монолог непрерывен. Его эмоциональная окраска мала, он нейтрален.

Лингвистическая характеристика монологической речи.

  1. МР характеризуется полносоставностью предложений.
  2. В ней отсутствуют фразеологизмы. Предложения в основном повествовательные. Стиль речи приближен к письменному.
  3. Жесты, мимика играют не решающую роль. Можно обойтись без них.

Монологическая  речь имеет следующие коммуникативные  функции:

  1. Информативная - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния.
  2. Воздейственная - убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, побуждение к действию или предотвращение действия.
  3. Эмоционально-оценочная - МР включает в себя монолог и монологическое высказывание, то есть высказывание, которое ориентировано на УР. Монолог может быть в УР и ПР.

Виды монологических высказываний:

  1. описание - перечисление признаков того, о чём говорится (предмет, лицо);
  2. повествование - сообщение о развивающихся событиях. Функция: дать динамику событий.
  3. рассуждение - речь по тезису. Тезис - аргумент - тезис.

Начальный этап: описание и повествование (сообщение, пересказ).

Средний этап: повествование (сообщение с элементами рассуждения).

Старший этап: рассуждение.

МР обучают в парах (обращенная МР), когда партнёр даёт такие реплики: сообщи, обоснуй.

Целью является овладение  определёнными типами речи, а также  теми способами формирования мысли, которые обеспечивают данный ВРД. Чтобы  достичь этой цели необходимо сформировать монологические умения и навыки.

Речевые монологические умения - это умения правильно в языковом отношении логически, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно-мотивировано и творчески пользоваться языковыми средствами языка.

При обучении МР Шатилов  выделяет 2 этапа:

  1. овладение основными монологическими высказываниями;
  2. совершенствование монологических умений;

На первом этапе  монологические умения формируются в учебной МР. Она не является подлинно коммуникативной. Цель начального этапа: правильно употребить речевые образцы. Велика роль описания. На первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок, после усвоения языкового материала в диалогической речи. На начальном этапе — подготовленное монологическое высказывание (описание постепенно переходит в повествование: пересказ текста; сообщение о своём друге, семье). Упражнения: продолжение предложения, начатого учеником; расширение, сокращение, объединение предложений. Используются также методы составления плана, схемы, темы, ключевые слова.

На среднем этапе обучения — развитие умения логически сочетать разнообразные речевые образцы, продолжать мысль, переходить от одной  мысли к др. Могут использоваться различные опоры, но уровень владения МР должен быть высокий. В неё должно входить и мнение говорящего. Упражнения: продолжить мысль, объяснить фразу, составить 2-3 предложения по данной опоре, картине, ситуации.

На старшем этапе —  развитие умений аргументировать, домысливать, доказывать, высказать мысль в  более развернутой форме. Упражнения: доказать справедливость данного утверждения, согласиться или опровергнуть какое-либо мнение; охарактеризовать обстановку, в которой происходит действие. Материалом для обсуждения могут быть тексты. Самое трудное — добиться того, чтобы ученик научился экономно и  творчески использовать активный языковой материал и умел выражать свои мысли.

В обучении МР в методике приняты 2 пути:

  1. Путь сверху — исходной единицей обучения является законченный текст
    • снятие лингвистических трудностей (предречевые упражнения – опрос по заголовку о чем текст, снятие содержания трудностей)
    • предъявление базового текста, отработка (составление плана текста и др.)
    • репродукция текста (подготовленное высказывание; цитатные и развернутые)
    • подстановка, расширение, комбинирование (подстановка лексики и грамматических структур)
    • подготовленная речь
    • спонтанная речь
    • творчество.

Грамотно подобранный  текст имеет высокую степень  информативности, при этом речевые  высказывания учащихся способствуют реализации образовательных целей обучения. Текст - очень хорошая речевая  опора.

  1. Путь снизу — в основе обучения лежит предложение, отражающее элементарное высказывание. Навыки развиваются без опоры на текст. Опора только на тематику и проблематику, на изученную лексику и грамматику и на речевые структуры. Используется на начальном этапе, когда ученики не могут хорошо читать; и учебный текст ещё слишком мал. На среднем и на старшем этапах обучения этот путь используется иногда, когда уровень знаний по проблеме достаточно высок.
  • отработка речевой структуры
  • подстановка и расширение
  • комбинирование с другими структурами
  • управляемая речь
  • спонтанная речь
  • творческие виды работы.

Диалогическая речь — процесс взаимодействия двух или более участников, поэтому диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного речевого творчества, в котором поведение каждого из участников определяется речевым поведением другого; процесс формирования устного диалогического общения протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль партнёра.

  • Диалогическое общение с точки зрения инициативности его участников может быть двусторонне инициативным (в парном диалоге) и многоинициативным (в беседе). Может быть односторонне инициативным, когда активен лишь один из участников (задаёт вопросы), а другой реактивен (отвечает на вопросы).
  • Главная психологическая особенность ДР - её ситуативность. Содержание ДР иногда может быть понятно только с учётом ситуации, в которой она создаётся. Ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми.
  • Другая особенность ДР состоит в контакности общающихся, в обращённости реплик, в которых выражается учёт речевого и неречевого поведения партнёров, знание обстоятельств.
  • Эмоциональная окрашенность: в непосредственном общении люди выражают свои чувства, переживания, своё отношение. Выражением этих чувств могут быть реплики восклицания, одобрения, разочарования.

По степени эмоциональной  окрашенности ДР может быть:

    1. Нейтральная
    2. умеренно-эмоциональная
    3. повышенно-эмоциональная

 В школьных условиях  обучение идет только первым  двум видам.

Цель ДР  — формирование речевых диалогических умений. Это умение формулировать запрос информации, умение коммуникативно-мотивировано и ситуативно обосновано удовлетворить запрос информации; умение сообщить информацию в целях её дальнейшего обсуждения, умение выражать оценочное суждение по поводу полученной информации, реплики согласия, сомнения и т.д. В обучении можно выделить два этапа;

  1. Формирование элементарных умений реплицирования (построение реплик);
  2. Совершенствование этих диалогических умений  в сложном речевом общении (групповом диалоге, тематической беседе).

На первом этапе  обучения ДР учащиеся должны овладеть различными типами речевых действий, то есть речевыми образцами. Необходимо обучать умениям выполнять различные речевые действия в ситуативных упражнениях, которые могли бы придать процессу обучения ДР ситуативно-коммуникативный характер. Важна роль опор, с помощью которых можно развить диалогические умения.

Второй и старший  этапы обучения ДР состоит в овладении учащимися различными речевыми действиями в их логической связи в виде диалогов-переспросов, расспросов, бесед, которые постепенно приобретают черты естественного диалогического общения.

Выделяют два  пути обучения диалогической речи:

  1. Путь сверху: отталкиваясь от Д-образца, учащиеся проходят через след этапы:
    • воспроизведение сначала на слух, а затем с графической опорой готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявление действующих лиц и их позиций.
    • аналитический – выявление и «присвоение» особенностей данного диалога (речевых клише, эмоционально-модальных реплик, обращений).
    • воспроизведение по ролям – драматизация, предполагается полное «присвоение» данного диалога. Здесь кончается работа над подготовленным диалогом.
    • стимулирование ДР на основе подобной, но новой ситуации.
  1. Путь снизу от диалогического единства к целому диалогу.

Используя этот путь, удобнее  обучать разворачиванию реплики, вкраплению микро-монологов. В такого рода диалоговых единствах стимулирующая реплика  строится так, что она вызывает развернутый  ответ. Она выражена серией вопросов или вопросом типа «почему?» и  «отчего?», «с какой целью?». Путь «снизу»  предполагает выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Овладение  диалоговым общением путем «снизу»  может происходить и в игре (игра - знаменитости).

ДР помогает активизировать лексику и речевые образцы. Ведущим  партнёром является учитель. Он управляет  процессом усвоения и тренировки усвоения нужного речевого или языкового  материала. Диалогические умения формируются  в учебной ДР, речевых упражнениях  с опорой на ситуацию (реальную / воображаемую) - ситуативная ДР и на контексте - диалогическая контекстная речь.

МР и ДР вырабатываются при помощи разнообразных тренировочных  и речевых упражнений:

Информация о работе Обучение монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения