Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:54, курсовая работа
Так, целью нашего исследования является изучение методики обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка, с учетом характерных черт монологического высказывания и диалога.
Задачей данной работы является обучение формированию речевых навыков (произносительных, лексических и грамматических) с помощью предложенных упражнений на формирование навыков монологической и диалогической речи.
Введение
В настоящее время английский язык стал языком международного общения, в связи с этим, уделяется большое значение методам, формам и средствам обучения английскому языку.
В данной работе рассматривается обучение
английскому языку на начальном
этапе изучения, так как здесь
приоритетом являются воспитательные
развивающие задачи, связанные с
формированием положительной
В связи с этим, тема нашей работы: «Обучение монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения».
Так, целью нашего исследования является изучение методики обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка, с учетом характерных черт монологического высказывания и диалога.
Задачей данной работы является обучение формированию речевых навыков (произносительных, лексических и грамматических) с помощью предложенных упражнений на формирование навыков монологической и диалогической речи.
Практическая значимость заключается в том, что выделенный алгоритм работы поможет учителям-практикам сформировать монологические и диалогические навыки у учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка в начальной школе.
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования монологической и диалогической речи на уроках английского языка у учащихся младшего школьного возраста.
Процесс говорения может осуществляться в 2 формах: диалогической и монологической.
Монолог — речь одного лица выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д.
Психологическая характеристика монологической речи.
Лингвистическая характеристика монологической речи.
Монологическая
речь имеет следующие
Виды монологических высказываний:
Начальный этап: описание и повествование (сообщение, пересказ).
Средний этап: повествование (сообщение с элементами рассуждения).
Старший этап: рассуждение.
МР обучают в парах (обращенная МР), когда партнёр даёт такие реплики: сообщи, обоснуй.
Целью является овладение определёнными типами речи, а также теми способами формирования мысли, которые обеспечивают данный ВРД. Чтобы достичь этой цели необходимо сформировать монологические умения и навыки.
Речевые монологические умения - это умения правильно в языковом отношении логически, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно-мотивировано и творчески пользоваться языковыми средствами языка.
При обучении МР Шатилов выделяет 2 этапа:
На первом этапе монологические умения формируются в учебной МР. Она не является подлинно коммуникативной. Цель начального этапа: правильно употребить речевые образцы. Велика роль описания. На первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок, после усвоения языкового материала в диалогической речи. На начальном этапе — подготовленное монологическое высказывание (описание постепенно переходит в повествование: пересказ текста; сообщение о своём друге, семье). Упражнения: продолжение предложения, начатого учеником; расширение, сокращение, объединение предложений. Используются также методы составления плана, схемы, темы, ключевые слова.
На среднем этапе обучения — развитие умения логически сочетать разнообразные речевые образцы, продолжать мысль, переходить от одной мысли к др. Могут использоваться различные опоры, но уровень владения МР должен быть высокий. В неё должно входить и мнение говорящего. Упражнения: продолжить мысль, объяснить фразу, составить 2-3 предложения по данной опоре, картине, ситуации.
На старшем этапе — развитие умений аргументировать, домысливать, доказывать, высказать мысль в более развернутой форме. Упражнения: доказать справедливость данного утверждения, согласиться или опровергнуть какое-либо мнение; охарактеризовать обстановку, в которой происходит действие. Материалом для обсуждения могут быть тексты. Самое трудное — добиться того, чтобы ученик научился экономно и творчески использовать активный языковой материал и умел выражать свои мысли.
В обучении МР в методике приняты 2 пути:
Грамотно подобранный
текст имеет высокую степень
информативности, при этом речевые
высказывания учащихся способствуют реализации
образовательных целей
Диалогическая речь — процесс взаимодействия двух или более участников, поэтому диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного речевого творчества, в котором поведение каждого из участников определяется речевым поведением другого; процесс формирования устного диалогического общения протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль партнёра.
По степени эмоциональной окрашенности ДР может быть:
В школьных условиях обучение идет только первым двум видам.
Цель ДР — формирование речевых диалогических умений. Это умение формулировать запрос информации, умение коммуникативно-мотивировано и ситуативно обосновано удовлетворить запрос информации; умение сообщить информацию в целях её дальнейшего обсуждения, умение выражать оценочное суждение по поводу полученной информации, реплики согласия, сомнения и т.д. В обучении можно выделить два этапа;
На первом этапе обучения ДР учащиеся должны овладеть различными типами речевых действий, то есть речевыми образцами. Необходимо обучать умениям выполнять различные речевые действия в ситуативных упражнениях, которые могли бы придать процессу обучения ДР ситуативно-коммуникативный характер. Важна роль опор, с помощью которых можно развить диалогические умения.
Второй и старший этапы обучения ДР состоит в овладении учащимися различными речевыми действиями в их логической связи в виде диалогов-переспросов, расспросов, бесед, которые постепенно приобретают черты естественного диалогического общения.
Выделяют два пути обучения диалогической речи:
Используя этот путь, удобнее
обучать разворачиванию реплики, вкраплению
микро-монологов. В такого рода диалоговых
единствах стимулирующая
ДР помогает активизировать
лексику и речевые образцы. Ведущим
партнёром является учитель. Он управляет
процессом усвоения и тренировки
усвоения нужного речевого или языкового
материала. Диалогические умения формируются
в учебной ДР, речевых упражнениях
с опорой на ситуацию (реальную / воображаемую)
- ситуативная ДР и на контексте -
диалогическая контекстная
МР и ДР вырабатываются при помощи разнообразных тренировочных и речевых упражнений:
Информация о работе Обучение монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения