Обучение монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Так, целью нашего исследования является изучение методики обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка, с учетом характерных черт монологического высказывания и диалога.
Задачей данной работы является обучение формированию речевых навыков (произносительных, лексических и грамматических) с помощью предложенных упражнений на формирование навыков монологической и диалогической речи.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

Подготовительные (некоммуникативные): имитация без преобразования, с преобразованием (замена реплик в диалоге, сокращение, расширение предложений), составление ассоциограмм. 

Речевые упражнения (2 группы: для обучения неподготовленной МР или ДР, подготовленной МР или ДР):

  • для обучения подготовленной ДР: ответы на вопросы (краткие, полные), постановка узловых вопросов к тексту; диалогизация прослушанного или прочитанного монолога; объединение разрозненных реплик в диалог
  • для обучения подготовленной МР: составление ситуаций, рассказа на тему (по ключевым словам, плану); объяснение реалий, заголовка; выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их; пересказ (близкий, резюме)
  • для обучения неподготовленной ДР: составление аргументированных ответов на вопросы; ролевые игры, викторины, беседа за круглым столом;
  • для обучения неподготовленной МР: придумывание заголовка и его обоснование, описание картины, рисунка, не связанных с изученной темой, обоснование собственного суждения или отношения к фактам, характеристика действующих лиц;

Обучение диалогу предполагает решение следующих двух задач: 1) обучение реплицированию, 2) обучение умению разворачивать одну из реплик диалога  в связное высказывание, в микромонолог. При обучении диалогу возможен путь «сверху» и путь «снизу», то есть путь от целого диалога-образца или путь от элементарного диалогического единства (пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих органическое целое в содержательном и структурном  отношении).

Успешность обучения говорению зависит:

  • от сформированности технических навыков говорения — наличия фонетических и лексико-грамматических автоматизмов, редукции внутренней речи, умения пользоваться эквивалентными заменами и ассоциациями;
  • от создания мотивов учения;
  • от реализации ситуативной обусловленности;
  • от прогнозирования зон интерференции и переноса.
  • от индивидуально-возрастных особенностей учащихся (от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т. д.).

 

Глава 2

Цель  и задачи опытно-практической работы по формированию монологической и диалогической  речи учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка.

В основу нашей опытно-практической части выпускной квалификационной работы легла система работы по формированию монологической и диалогической  речи учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка.

Цель опытно-практической работы разработать и апробировать систему по формированию монологической и диалогической речи.

На первом этапе нам  необходимо установить, на каком уровне сформированности находятся МР и  ДР у учащихся. Нами был использован  метод беседы.

Ученикам было дано задание:

Разбиться на пары. Задать друг другу вопросы и ответить на них (по очереди). Затем каждый учащийся должен был рассказать о своем  соседе по парте то, что узнал.

Вопросы к заданию:

  • What is your name?
  • Do you like school?
  • What subject do you like?
  • Do you like animals?
  • Have you got a pet?
  • Do you like sport?
  • What sport do you like?

 В ходе беседы фиксировались проблемы МР и ДР и было выявлено 3 уровня сформированности этих навыков.

Высокий уровень: (3 балла)

  1. Умение свободно вступать в беседу / рассказывать о чем-либо;
  2. Речь эмоционально окрашена;
  3. Умение всегда правильно организовать свою речь (грамматически, лексически и фонетически);
  4. Умение быстро и правильно реагировать на реплики оппонента;

Средний уровень: (2 балла)

  1. Не всегда свободно вступает в беседу / повествует о чем-либо;
  2. Речь не всегда эмоционально окрашена;
  3. Не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонента.

Низкий уровень: (1 балл)

  1. Не умеет свободно вступать в беседу / рассказывать о чем-либо;
  2. Речь эмоционально не окрашена;
  3. Неточности в плане организации речи;
  4. Не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонента.

Ниже приведена таблица  результатов после первого занятия.

Фамилия

Вопрос

Ответ

Рассказ

Анисимова Л

2

2

2

Архипов М

1

2

1

Глебова Н

3

3

2

Крылло С

2

3

3

Рябова С

2

2

2

Подолинский С

2

2

1

Сивков О

2

1

1


Исходя из этого, мы можем  сделать вывод, у 2 человек – высокий  уровень, у 3 человек – средний  уровень, у 2 человек – низкий уровень.

Практическая работа была проведена в МОУ Лицее №159 г  Екатеринбург во 2 «А» классе. В данном классе занятия проводятся по учебнику Верещагина И.Н. «English» Английский язык для учащихся 2 класса школ с углубленным изучением английского языка.

На втором этапе необходимо было улучшить знания учеников: правильная постановка вопроса и ответ на нее в краткой и полной формах, формирование предложений с использованием новых выученных слов по изученным  темам.

Нами было проведено 12 занятий  по темам:

  1. About myself
  2. My family
  3. Do / Don’t - вопросы и ответы
  4. Sport
  5. Have got / have not got – вопросы и ответы
  6. Animals
  7. Pets

Третий этап: проведение итогового задания, оценка и сравнение  ранних результатов. Выявить улучшения  или их отсутствие в МР И ДР учащихся.

По завершению этих тем, учащимся было дано итоговое задание:

Разбиться на пары. Задать вопросы  партнеру, затем ответить на вопросы  партнера. После этого каждый ученик должен рассказать о своем соседе по парте.

Вопросы на тему «Animals and Pets» с использованием изученного материала:

  • What is your name?
  • Do you like animals?
  • What animals do you like?
  • Do you like a dog?
  • Why you like / don’t like a dog?
  • Do you like a tiger? 
  • Why you like / don’t like a tiger?
  • Have you got a pet?
  • What is his name? / Why you have not got a pet?
  • Do you like to play with him.

Ниже приведена таблица  результатов по итоговому заданию

Фамилия

Вопрос

Ответ

Рассказ

Анисимова Л

3

3

2

Архипов М

2

2

1

Глебова Н

3

3

3

Крылло С

3

3

2

Рябова С

2

2

3

Подолинский С

2

2

2

Сивков О

2

2

1


 

Исходя из этого мы видим, что у 3 человек – высокий уровень  и у 4 человек средний уровень.

По результатам двух таблиц можно сделать вывод, что большей  части учеников удалось повысить свой уровень, в особенности ДР. МР сложнее для изучения, чем ДР, по этому на данном этапе в ДР и работе в парах ученики преуспели  больше.

 

Заключение

 

Рассмотрев проблемы обучения монологической и диалогической речи на начальном  этапе изучения английского языка, можно сделать следующие выводы.

Говорение может выступать  в форме монологического (связного) высказывания и диалогического (беседы), хотя по своей сути такое разграничение  несколько искусственно. Осуществляется оно в методических целях, с тем  чтобы учитывать лингвистические  особенности каждой из форм речи, условия  их протекания. Так, для монологической речи характерна, например, полнота  и развернутость, это может быть описание, повествование, рассуждение. Диалогическая речь характеризуется  использованием разговорных клеше (conversational formulas) эллиптических предложений и т.д. Естественно, в обучении говорению необходимо учитывать эти особенности, а также показывать учащимся то общее, что свойственно речевому общению и на родном, и на иностранном языке.

Тематические планы урока  строятся исходя из разновидностей монолога, которые встречаются в реальном общении. В частности к ним  можно отнести:

- приветственную речь;

- похвалу;

- порицание;

- лекцию;

- рассказ;

- характеристику;

- описание;

- обвинительную или оправдательную  речь и т.д.

Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько  иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками:

- целенаправленность (соответствие  речевой задаче);

- непрерывный характер;

- логичность;

- смысловая законченность;

- самостоятельность;

- выразительность.

Диалогическая речь рассматривается как объединенное ситуационно-тематической общностью коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний порожденных двумя и более собеседниками.

Изучение литературы, посвященной  проблематике обучения диалогической  речи и монологической речи на начальном этапе обучения показало, что ученые сходятся во мнении, что начальный этап обучения важнее потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

 

Глоссарий основных терминов

 

Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля.

Монологическая  речь - форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие.

Диалогическая речь – форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.

Монологическое  умение – это умение правильно в языковом отношении логически, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно-мотивировано и творчески пользоваться языковыми средствами языка.

Диалогическое умение – это способность человека вести полноценный диалог с несколькими адресатами.

Устная  речь – форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.

Письменная  речь - графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Разновидность монологической речи, которая обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения

Реплицирование – построение реплик.

Метод ассоциограмм -  это комплексный методический прием обучения, который облегчает интеграцию знаний в познавательные структуры, руководствуясь учебно-психологическими основами.

 

Список литературы

  1. Колесникова И.Л., Долгина О.А. - Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - 2008

Информация о работе Обучение монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения