Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретических основ и возможных путей и приёмов обучения учащихся речевому взаимодействию на уроках немецкого языка и подготовка методической разработки.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить теоретическую литературу (психологическую, общедидактическую, методическую и др.) по теме исследования;
исследовать характеристики интерактивного аспекта общения;
рассмотреть психологические особенности организации взаимодействия учащихся на уроке ИЯ;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Речевое взаимодействие как успешное условие обучения немецкому языку……………………………………………………………...5
1.1. Характеристика интерактивного аспекта общения…………………..5
1.2. Психологические особенности организации речевого
взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка………………….9
1.3. Принципы организации речевого взаимодействия………………….12
Глава II. Методика активизации речевого взаимодействия
учащихся на уроке иностранного языка…………………………………..15
2.1. Роль учителя в активизации взаимодействия на уроке………………15
2.2. Пути и приёмы активизации речевого взаимодействия
учащихся на уроке иностранного языка…………………………………..19
2.3. Диалогическая речь как одно из направлений в активизации
речевого взаимодействия учащихся……………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………….31
Для
того чтобы учащиеся давали
развернутый ответ, нужно
Путь «снизу» предполагает также выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Например, дается картинка, на которой изображены два школьника перед дверью кабинета иностранного языка. Один говорит: Wie hast du die Kontrollarbeit geschrieben? War sie schwer? Zu welchem Thema? У другого открыт рот. Что он отвечает?
Овладение диалогическим общением путем «снизу» может происходить и в игре. В этом отношении особо эффективна игра «Знаменитости», в которой кроются большие познавательные возможности и которая никогда не наскучивает учащимся. В ней успешно развивается навык запроса информации – существенный компонент диалогического общения; одновременно осваивается большой пласт словарного и грамматического материала. Приведем серию исходных вопросов, которыми учащиеся обмениваются, чтобы отгадать задуманное лицо. По мере овладения игрой и продвижения в усвоении языка их обьем расширяется. Ответы на вопросы»Да» или «Нет».
Это мужчина (женщина)?
Он (она) жив?
Он (она)писатель? и т.д.
Дальше
вопросы развиваются в
Писал ли он романы?
Как видно
из этого перечня, ставятся только общие,
неместоименные вопросы (предполагающие
в ответе только «Да» или «Нет») и
рассчитанные на догадку. Чтобы придать
этому расспросу характер общения,
нужно побуждать учащихся к использованию
по мере необходимости модально-
Эта игра позволяет также решить задачу развития реплики и превращения ее в микромонолог. Когда по мере продвижения игры уже накопились какие-то данные об отгадываемой личности, ведущий обращается к классу с вопросом: «Что нам известно о знаменитом человеке?». Один из играющих выступает с небольшим обобщением – микромонологом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования мы пришли к ряду выводов.
1. Анализ научной литературы
по данной проблеме позволил
заключить, что общение
2. Анализ литературы наблюдения
за ходом учебного процесса
свидетельствует о том, что
взаимодействие учащихся
развернутая дискуссия учеников по общему для коллектива предмету и теме;
коллективное решение вербальных задач;
моделирование статусных отношений членов групповой деятельности;
индивидуальное выполнение части общегруппового задания.
3. Активизация устноречевого взаимодействия учащихся на уроке ИЯ возможна при условии соблюдения общедидактических положений.
4. Роль учителя в активизации взаимодействия учащихся зависит от этапа учебного процесса. Учитель может быть:
организатором;
помощником;
проверяющим.
5. В ходе использования в
6. Одним из наиболее
7. Проведённое пробное обучение
показало, что применение на уроках
ИЯ элементов коммуникативного,
игрового и проблемного
Перспективу дальнейшего исследования мы видим в более глубоком изучении особенностей применения технологии учебного сотрудничества и коммуникативного метода с целью активизации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка в старших классах.
Информация о работе Обучение учащихся речевому взаимодействию на уроках немецкого языка