Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:24, курсовая работа
Цель исследования — проанализировать научно обоснованные предложения лингвистов 18-20 вв. по совершенствованию правописания наречий. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1) охарактеризовать сущность орфографической нормы как разновидности нормы лингвистической, выявить ее отличительные черты и особенности;
2) исследовать историю становления нормативов правописания наречий в русском письме;
3) рассмотреть действующие орфографические нормы в учебниках, учебных и справочных пособиях по русскому языку и сопоставить с предложениями по упорядочению написания наречий 18-20вв.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4
Основная часть. Предложения по упорядочению написания наречий: достоинства и недостатки.
1. Проблема слитного, дефисного и раздельного написания наречий.5-7
2. Лингвистические основания слитного, дефисного и раздельного написания наречий…………………………………………………………………………8-14
3. Анализ предложений по упорядочению написания наречий……15-16
3.1. Общие предложения по упорядочению написания наречий……………………………………………………………………………17-21
3.2. Предложения по упорядочению написания наречий отдельных структурных типов…………………………………………22-24
Заключение………………………………………………………………………………………………………25
Литература………………………………………………………………………………………………………26
5. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с местоимением, например: ВНИЧЬЮ, ВОВСЕ, ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОЭТОМУ, СОВСЕМ,
6. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога В или НА с собирательными числительными, например: ВДВОЕ, НАДВОЕ, ВШЕСТЕРО.
Наречие пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС в четырех случаях.
1. Если оно образовано повторением одного и того же слова (например, БЫСТРО-БЫСТРО), той же основы (КРЕСТ-НАКРЕСТ) или синонимичных слов (ТИХО-МИРНО).
2. Если наречие образовано от полных прилагательных и местоимений, оканчивающихся на -ОМУ, -ЕМУ, -ЦКИ, -СКИ, -ЬИ с помощью приставки ПО, например: ПО-НОВОМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-РУССКИ, ПО-ПТИЧЬИ.
3. Если наречие образовалось от порядкового числительного, имеющего на конце -ЫХ или -ИХ, с помощью приставки В - или ВО- например: ВО-ВТОРЫХ, В-ПЯТЫХ.
4. Если наречие образовалось с помощью частиц, которые всегда пишутся через дефис: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, -ТАКИ.
Такие наречия называются неопределенными, например: КОГДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, ВСЕ-ТАКИ, КОЕ-ГДЕ.
Наречия, которые пишутся раздельно, справедливее называть наречными сочетаниями, так как это сочетания слов, которые принадлежат другим частям речи и лишь приобрели некоторые признаки наречий. Возможно, пройдет какое-то время, и они превратятся в полноправные наречия и будут записаны в словаре через дефис или даже слитно, но сейчас такие слова только встали на путь превращения в наречия. Среди наречных сочетаний, которые пишутся раздельно, можно выделить четыре группы.
1. К первой группе принадлежат сочетания существительных с различными предлогами, в которых существительное сохранило хотя бы некоторые падежные формы.
Рассмотрите следующие примеры: НА КОРТОЧКИ, НА КОРТОЧКАХ; ЗА ГРАНИЦУ, ЗА ГРАНИЦЕЙ, ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ; НА ДОМ, НА ДОМУ; НА ПАМЯТЬ, ПО ПАМЯТИ; НА COВЕСТЬ, ПО СОВЕСТИ; НА РУКУ, НЕ С РУКИ; ПОД МЫШКАМИ, ПОД МЫШКИ, ПОД МЫШКОЙ, ПОД МЫШКУ, ИЗ-ПОД МЫШЕК; НА ПОРУКИ, НА ПОРУКАХ. Наречие – это неизменяемая часть речи: оно не склоняется и не спрягается. Но если слово имеет несколько падежных форм, то это не наречие и писать его надо с предлогом раздельно.
2. Вторая группа наречных сочетаний, которые пишутся отдельно, состоит из предлога, оканчивающегося на согласный звук, и существительного, начинающегося на гласный звук.
Например: В ОБНИМКУ, В ОДИНОЧКУ, В ОТМЕСТКУ, В УПОР, В УГОДУ, БЕЗ УДЕРЖУ, БЕЗ УСТАЛИ и другие.
3. Третью группу составляют наречные сочетания, состоящие из двух повторяющихся существительных, иногда с предлогом между ними. Например: ЧЕСТЬ ЧЕСТЬЮ, ЧУДАК ЧУДАКОМ, БОК О БОК, С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ, ДВЕРЬ В ДВЕРЬ.
4. Четвертая группа представляет из себя менее четко определенное множество сочетаний существительных с предлогами, которые употребляются в наречном значении или просто похожи на наречия, потому что отвечают на вопрос КАК?.
Например: БЕЗ ВЕДОМА, БЕЗ ЗАПРОСА, БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕЗ ТОЛКУ, БЕЗ УСТАЛИ, В СТЕЛЬКУ, ДО ОТВАЛА, ДО СМЕРТИ, НА БЕГУ, НА ВИДУ, НА ГЛАЗОК, С РАЗБЕГУ, С ХОДУ и другие. Написания таких слов необходимо запоминать, а в случае сомнений обращаться за помощью к орфографическому словарю.
Необходимо запомнить слова-
Как ни была бы хорошо разработана теория выделения слова в качестве особой лексической единицы, трудно достичь полного соответствия между условными орфографическими правилами раздельного, дефисного и слитного написания слов и реальными языковыми фактами. Орфографические правила отражают лишь основные их закономерности.
3. Анализ предложений по упорядочению написания наречий.
«Несмотря на устойчивость и стабильность, свойственные письму как нормативной системе, орфография, отражая изменения, происходящие в языке, развиваясь вместе с ним, допускает усовершенствования, унификацию правил, «вырабатывая способы передачи на письме того нового, что появляется в языке, и отбрасывая ненужные, устаревшие элементы, для которых не оказывается оснований в языке» [Гвоздев А.Н., 1954, с.7-8].
Непрерывность развития орфографии особенно очевидна, если учесть, что изменение орфографии и изменение написания - не одно и то же. Орфография развивается и тогда, когда не изменяется написание, поскольку наблюдается изменение в соотношении «орфография – язык».
Процесс нормализации русской орфографии протекал в столкновении различных точек зрения на проблему радикальности возможного реформирования правописания: сторонников коренного преобразования орфографии; сторонников умеренно-радикальных преобразований; антиреформаторов (сторонников орфографической традиции), а в последние годы - и контрреформаторов. Однако научная аргументация каждой из этих точек зрения нуждалась и нуждается в существенном углублении.
«Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии» (18-20вв. / Отв. ред. В. В. Виноградов. – М., 1965) «представляет собой первый опыт свода предложений по усовершенствованию русского письма. Она обобщает работу орфографистов от М. В. Ломоносова до наших дней — как языковедов, так и работников в смежных областях науки. В ней учтены документы из архивов Орфографической подкомиссии 1904—1912 гг., Орфографической комиссии 1930 г., комиссий 30-х годов, работавших над созданием орфографического свода; в ней нашли отражение и те предложения, которые содержатся в письмах, полученных разными организациями во время орфографических дискуссий 1954—1955 и 1962—1964 гг.
В данном обзоре учтены и такие предложения, которые высказаны “в практической форме” — реализованы в определенных изданиях» [«Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии» 18-20вв. / Отв. ред. В. В. Виноградов. – М., 1965,с.5]
В Обзоре даны различные
А. Предложения относящиеся ко всей категории наречий и наречных образований, происходящих из предложно- именных сочетаний.
Б. Предложения относящиеся к предложно- именным сочетаниям, находящимся в стадии перехода в наречия.
В. Предложения, относящиеся к отдельным структурным типам наречий:
а. Наречия с по-, оканчивающиеся на –ски, -ьи, -ому (-ему).
б. Наречия типа во-первых, во-вторых.
3.1. Общие предложения по упорядочению написания наречий.
А. Предложения относящиеся ко всей категории наречий и наречных образований, происходящих из предложно- именных сочетаний.
I. Наречия этого типа писать слитно: вмиг, доупаду, сразу, вместе, назад, безудержу, воткрытую, порусски, на вытяжку и др.[Дискуссия 1934; И. Д. Дмитриев-Кельда 1954; Л. Е. Филиппова 1962; Дискуссия 1962; А. И. Ефимов 1963; Дискуссия 1964].
Iа. Все предложно-именные сочетания писать слитно: устола, поновому, вМоскве. [А. Г. Герасимов 1901; Д.А. Соколова 1963].
II. Все предложно-именные сочетания писать раздельно: без удержу, на верх, по русски, в даль, в верх, с нова, в крутую, во первых, в месте и др. [Дискуссия 1954; Дискуссия 1962; Дискуссия 1964].
IIа. Все предложно-именные сочетания писать раздельно: без удержу, на верх, по русски, в даль, в верх, за исключением тех, которые сформировались давно и содержат в своем составе именные основы не употребляющихся в настоящее время существительных: навзничь, сдуру, впросак и др. [Дискуссия 1962].
Б. Предложения относящиеся к предложно- именным сочетаниям, находящимся в стадии перехода в наречия.
I. Такие наречия писать раздельно: в миг, без удержу, на вынос, на прямик, без толку, до упаду и др. [В.В. Воробьёва В. Е. Кувичко 1963; Дискуссия 1964].
II. Такие наречия писать раздельно в случаях, если осознается предметное значение существительных, и слитно, если предметное значение пишущим не осознается: в дали голубой, но вобрез [ И. Ф. Фигуровский 1962].
III. Такие образования писать слитно: вмиг, безудержу, бестолку, доупаду, навынос, напрямик [Дискуссия 1954; Т. С.Ворошилова 1962].
IV. Такие образования писать через дефис: в-миг, без-толку, до-упаду, по-временам и др. [В. П. Шереметевский 1891; Дискуссия 1954; Дискуссия 1962].
V. В написании таких образований допустить факультативность: вглаза, вброд, вправду, втупик, вслух и в глаза, в брод, в правду, в тупик, в слух и т. п. [Дискуссия 1904, Декрет 1917; Е. Д. Поливанов 1927; М. В. Панов 1954, Дискуссия 1962; К. И. Демидова 1964; Проект 1964; Дискуссия 1964].
Достоинства предложения А I и I а:
Недостатки предложений А I и I а:
Достоинства предложений А II и II а:
Недостатки предложений А II и II а:
Достоинства предложения Б I:
1.Простое
правило: если пишущий уверен,
что перед ним наречие писать
предложно-именное сочетание
Недостатки предложения Б I:
Предложения Б II и Б III практически совпадают с предложением А I.
Достоинства предложения Б IV:
Недостатки предложения Б IV:
Достоинства предложения Б V:
Недостатки предложения Б V:
В. Предложения, относящиеся к отдельным структурным типам наречий
а. Наречия с по-, оканчивающиеся на –ски, -ьи, -ому( -ему).
I. Такие наречия писать раздельно: по старому, по нашему, по волчьи, по русски. [А. А. Данилов 1963].
I а. Наречия с по-, оканчивающиеся на -ому( -ему), писать раздельно; наречия оканчивающиеся на -ки, –ски, писать через дефис: по старому, по нынешнему. по моему, но по-русски, по-молодецки [Я. К. Грот 1873].
II. Все наречия указанного типа писать через дефис: по-русски, по-волчьи, по-человечески, по-лошадиному, по-своему, по-хорошему [ Н. И Греч 1827; А. Б. Шипаро 1933; Проект свода 1936-1955; Свод 1956; Дискуссия 1962; Дискуссия 1964].
III.Такие образования писать слитно: порусски, поволчьи, почеловечески, по-лошадиному, посвоему, похорошему [Ф. И. Буслаев 1858; З.З. Опоков 1901; Технико-орфографические правила 1927; Проект 1930; Дискуссия 1954; Дискуссия 1962; А. Б. Шипаро 1962; Д. Э. Розенталь 1964; Н.Н. Алгазина 1964; Н. М. Шанский1964; М.М. Копыленко Я.И. Шубов 1964; Проект 1964; Дискуссия 1964].
Информация о работе Обзор предложений по усовершенствованию написания наречий