Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 14:24, курсовая работа
Цель данной работы — создать целостную картину функционирования категории наклонения.
Для достижения данной цели нобходимо решить следующие задачи:
проанализировать историю изучения наклонения в испанском языке;
осмотреть грамматическое явление модальности;
соотнести формы наклонения и времени в испанском языке;
определить роль глаголов в передаче значений;
осветить характерные особенности категории наклонения.
Объектом исследования стало сослагательное наклонение El Subjuntivo.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы речевого употребления Subjuntivo в испанском языке
1.1. Наклонение глагола – общие положения
1.2. Сослагательное наклонение в испанском языке
1.3. Сослагательное наклонение как средство выражения модальности
1.3.1. Модальность объективная и субъективная
1.3.2. Модальность в испанском языке
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Функционирование субхунтиво в современном испанском языке
2.1. Вторичные функции наклонений. Соответствие форм наклонений в текстах
2.2. Функционально-когнитивный подход к лингвистическому исследованию?
2.3. Согласование времен субхунтиво
2.4. Особенности и ситуации употребления субхунтиво
2.4.1. Употребление в придаточных дополнительных
2.4.2. Употребление в придаточных подлежащных
2.4.3. Употребление в придаточных обстоятельственных
2.4.4. Употребление в независимых
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
[Введите текст]
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСПАНИСТИКИ, МЕЖКУЛЬТУРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ, ИНФОРМАЦИОННО КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра испанского языка
Гайдидей Юлия Николаевна
ОСОБЕННОСТИ И РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИСПАНСКОГО СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ SUBJUNTIVO
Научный руководитель:
канд. пед. наук, проф. кафедры
испанского языка
Ю. А. Ситнов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы речевого употребления Subjuntivo в испанском языке
1.1. Наклонение глагола – общие положения
1.2. Сослагательное наклонение в испанском языке
1.3. Сослагательное наклонение
как средство выражения
1.3.1. Модальность объективная и субъективная
1.3.2. Модальность в испанском языке
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Функционирование субхунтиво в современном испанском языке
2.1. Вторичные функции наклонений. Соответствие форм наклонений в текстах
2.2. Функционально-когнитивный подход к лингвистическому исследованию?
2.3. Согласование времен субхунтиво
2.4. Особенности и ситуации употребления субхунтиво
2.4.1. Употребление в придаточных дополнительных
2.4.2. Употребление в придаточных подлежащных
2.4.3. Употребление в придаточных обстоятельственных
2.4.4. Употребление в независимых
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Наклонение — одна из главных форм, без которой не может обойтись ни один глагол.
При исследовании морфологии испанского языка категория наклонения, которая выражает модальное значение, находится в центре внимания лингвистов, как в России, так и за рубежом.
В языкознании стало аксиомой понимания наклонения как грамматической категории глагола. Такова интерпретация грамматической природы наклонения. Во многих европейских языках наклонение — формальная характеристика слова, которая обозначает действие или состояние предмета как процесса.
Трудности в определении категории наклонения усугубляется наличием различных других наклонений и множествомвремен.
Анализируя морфологию испанского языка, категория наклонения и времени рассматривается в совокупности.
Актуальность заключается в том, что определение границ категории наклонения традиционными лингвистическими методами является затруднительно.
Цель данной работы — создать целостную картину функционирования категории наклонения.
Для достижения данной цели нобходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования стало сослагательное наклонение El Subjuntivo.
Предметом исследования были выбраны морфологические и грамматические категории наклонения в испанском языке.
Методы, которые использовались в работе, опираются на традицию синхронного описания грамматики испанского языка, а также на теоретическое осмысление категории модальности и наклонения в исследованиях.
Новизна работы состоит в том, что такое исследование — попытка изучить и обобщить результаты исследований категории наклонения, системно описать данную категорию с учетом современной лингвистической теории и практики.
Результаты исследования могут использоваться в качестве материала при подготовке к экзамену, зачету по испанскому языку, при разработки нормативной грамматики испанского языка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ SUBJUNTIVO В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1.Наклонение глагола – общие положения
Наклонение — грамматическая категория, выражающая отношение действия, названного глаголом, к действительности с точки зрения говорящего. В испанском языке существует 3 наклонения – изъявительное, повелительное и сослагательное.
Грамматическое значение форм наклонения выводится из их речевого употребления, предполагающего присутствие говорящего (пишущего) субъекта, речь которого включает, наряду с констатацией действия, его оценку как желательного, возможного, предполагаемого и т. п., т. е. передающую субъективное отношение говорящего к действию.
Разные языки располагают различным набором парадигматических форм наклонения, в зависимости от свойственных им модальных значений. Различают 2 типа наклонений: прямое и косвенные. Прямым наклонением является индикатив (изъявительное наклонение), служащий для объективной констатации факта в его отношении к действительности. Этим определяется обязательное наличие индикатива в языках разных типов. В косвенных наклонениях отражается различное отношение субъекта речи к высказываемому. Разнообразие этого отношения определяет разнообразие парадигм косвенных наклонений в разных языках.
Формы наклонения были свойственны древнейшим языкам. Так, шумерский язык знал ряд наклонений, имевших особые формы: прямое наклонение, изъявительное (показатели i-, e-, a-): косвенные наклонения — подтвердительное (показатели na-, sa-), пожелательное, допустительное, отрицательное, запретительное и другие (И. М. Дьяконов).
Древнегреческий язык имел 4 наклонения: индикатив, императив, конъюнктив, оптатив. Латинский язык уже не знал особой формы оптатива, вошедшего в систему конъюнктива как одно из его значений. Индикатив служил для объективной констатации действия, относимого к определённому временному плану; две формы императива передавали приказания и просьбы в отношении настоящего и будущего; оттенки субъективной модальности выражались конъюнктивом.
Грамматическое значение форм наклонения выводится из их речевого употребления, предполагающего присутствие говорящего (пишущего) субъекта, речь которого включает, наряду с констатацией действия, его оценку как желательного, возможного, предполагаемого и т. п., т. е. передающую субъективное отношение говорящего к действию.
Но наряду с классификациями наклонений, построенными на основании значения глагольных форм в речи, существует классификация, построенная на основе значения глагольных форм в системе языка, а не употребления их в речи. Это точка зрения сторонников направления психосистематики, представленного работами Г. Гийома и его школы. Исходя из соссюровской дихотомии язык/речь и обобщая речевые употребления глагольных форм, представители этого направления приходят к определению значения форм в системе языка, которое состоит в отражении основной объективной характеристики действия, а именно его отношения ко времени и, следовательно, не отвечает традиционному понятию «наклонение», а глагольные формы различаются лишь степенью точности локализации действия во времени.
Теория глагольных категорий психосистематики ориентируется главным образом на романские языки, где так называемые косвенные наклонения, противостоящие формам индикатива, точно указывающим временной план, обозначая в системе языка действия предстоящие или предшествующие, не локализуют их точно во времени и, следовательно, не утверждают их. Формы кондиционала и конъюнктива (сюбжонктива, как эту форму называют в романских языках) лишены собственных модальных значений. Последние лишь сохраняют в простых предложениях значение оптатива как пережиток латыни, но употребляются почти исключительно в придаточных, причём модальные значения представлены только в главном предложении. Ср. франц. Je doute (j’attends, j’ai peur) qu’il vienne, итал. Dubito (aspetto, ho paura) che venga ‘я сомневаюсь (жду, боюсь), что он придёт’; франц. Il est possible (je suis heureux) qu’il soit venu; итал. E possibile (sono felice) che sia venuto ‘возможно (я счастлив), что он пришёл’.
Сослагательное наклонение в испанском языке — El subjuntivo. Как правило оно противопоставляется объектному и изъявительному наклонению. Обозначает данное наклонение действия, которые могли бы произвойти в воображаемых ситуациях.
К примеру: Я мою пол. Я хочу, чтобы ты помыл пол.
Сравним оба предложения. Они довольно сильно отличаются друг от друга. В первой варианте идет констотация факта, а во втором — выражается желание о том, чтобы кто-то помыл пол.
В последнем предложение мы как раз наблюдаем использование El subjuntivo. Данное наклонение используется для выражения абстрактности, эмоций, желаний, неуверенности. Проще говоря, мы о чем-то думаем, планируем, но эта ситуация не является реальной, и не понятно, станет ли она возможно или же так и останется только во воображении. Для этого как раз используется El Subjuntivo.
Что касается временной категории, то оно имеет такие же времена, как и все остальные наклонения.
Более подробно рассмотрим элементы конструкции El Subjuntivo.
Предложение в сослагательном наклонении узнается по трем позициям:
Предложение делится на две части, в первой (главной, независимой) находится одно подлежащее, а второе располагается в подчинительной части.
Yo quiero (главное) que tu limpies el bano (придаточное).
Такие местоимения соединяют два предложения. При переводе обозначают «чтобы» или «что».
Yo quiero que tu limpies el bano.
Yo quiero que tu limpies el bano.
Используется сослагательное наклонение El Subjuntivo в следующих ситуациях:
В данную категорию попадает хотение, приказ, желание, предпочтение. В главном предложении выражается то, что мы желаем от кого-то получить, т.е это действие еще не свершилось, и нет 100% гарантии, что совершится. Именно этот факт «заставляет» глагол в придаточном предложении стоять в сослагательном наклонении.
Nosotros agradecemos que tu cocines bien. (Мы благодарны за то, что ты хорошо готовишь).
Данная категория присуща для раздражения, печали и пр — все зависет от реакции человека на какую-то ни было ситуацию. И в данном случае акцент ставится не на факт, а на эмоции, которые вызывают ситуации.
Me alegro de que tu sonrias. (я рад, что ты улыбаешься).
Es necesario que Jaime lea esta libro. (Необходимо, чтобы Хайме прочитала эту книгу).
При рекомендациях, предложениях или вопросах также используется subjunctivo. В таком случае que отделяет главное предложение от придаточного (второстепенного).
Ellos sugieren que tu leas esta libro. (Они предлагают тебе прочитать эту книгу).
Итак, рассмотрим сряжение глаголов в El Subjunctivo.
(-ar) |
(-er) |
(-ir) | |
Yo |
-e |
-a |
-a |
Tu |
-es |
-as |
-as |
El, ella, Ud |
-e |
-a |
-a |
Nosotros |
-emos |
-amos |
-amos |
Vosotros |
-eis |
-ais |
-aia |
Ellos |
-en |
-an |
-an |
Объективная и субъективная модальность противопоставляется друг другу. Это один из аспектов дифференциации.
Конкретно рассмотрим каждый вид модальности.
Объективная модальность. Предложение — предикативная едиинца. Его формирование невозможно без объективной модальности. Объективная модальность выражается в отношении сообщаемого к действительности в плане осуществляемости или неосуществленности. Но реальность/ирреальность порой могут пониматься неоднозначно. А.Б.Бондарко отражает в своей работе другую точку зрения. Он предлагает ввести еще доин эллемент системы - «потенциальность». «Потенциальность» в данном рассматриваемом случае — зона, фиксирующая переход от ирреальности к реальности [5: 126].Эта категория — поле. Категория глагольного наклонения — главное средство формления модальности в данной функции. Если рассматривать синтаксис, то на его уровне модальность выражена в противопоставлении форм синтаксического изъявительного наклонения синтаксическим ирреальным наклонениям.