Особенности системы упражнений для обучению говорению в школьном УМК для классов среднего звена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

целью настоящей работы является разработка концепции комплекса упражнений для обучения говорению на немецком языке.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
- анализ говорения, как вида речевой деятельности;
- раскрытие существующих методов говорения;
- анализ трудностей при обучении говорению;
- формулировка целей и раскрытие содержания обучения говорению;
- раскрытие требований к структуре и содержанию комплекса упражнений для обучения говорению;

Содержание работы

Введение ................................................................................................................ 2
Глава 1. Теоретические основы обучения говорению на иностранном языке.3
§ 1.1. Говорение как вид речевой деятельности ............................................... 3
§ 1.2. Существующие методы обучения говорению, их достоинства
и недостатки .............................................................................................. 7
§ 1.3 Трудности при обучении говорению ........................................................ 16
Глава 2. Разработка элементов комплекса упражнений по обучению
говорению на иностранном языке учащихся в среднем звене ..... 20
§ 2.1. Цели и содержание обучения говорению ............................................. .20
Заключение ...................................................................................................... 27
Список используемой литературы .............................................................. 28

Файлы: 1 файл

курсовая работаКоба М..docx

— 52.48 Кб (Скачать файл)

Неофициальное общение характеризуется непринужденностью, раскованностью, нередко фамильярностью как в поведении индивидов, так и в тоне их речи, свободой в выборе языковых средств. При неофициальном общении содержание высказываний индивидов, как правило, заранее не продумывается, им свойственен неподготовленный характер. В отличие от официального общения, в условиях которого используется официально-деловой стиль устной речи, при неофициальном общении широкое применение находит разговорный язык в различных его вариантах, включая профессиональный жаргон.

Современная методология обучения говорению различает два рода неофициального общения — деловой разговор и свободную беседу [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

Деловой разговор можно рассматривать как необходимое звено во внеречевой деятельности, как средство решения вытекающих из невербальных действий проблем (например, обсуждение между членами семьи способа проведения летнего отдыха, выбор профессии для оканчивающего школу сына, речевое сопровождение работы в саду и т. д.).

Свободная беседа,  представляет собой самостоятельную деятельность общения, или такую деятельность, цель которой — установление контакта, взаимопонимания, воздействие на знания, умения, систему социальных ценностей (убеждений), эмоциональное состояние другого человека. В такой сфере устной коммуникации, как социально-культурная, свободная беседа выступает в качестве основного, наиболее распространенного вида общения. Тематика свободной беседы отличается исключительной широтой диапазона и в принципе не зависит от какой-либо внеречевой деятельности или места действия: участники беседы могут начать общение с обсуждения нового спектакля, а кончить обменом мнений о ремонте велосипеда.

Свободная беседа характеризуется большим разнообразием речевых стимулов, побуждающих к общению ее участников. Это может быть желание поделиться новостью, получить те или иные сведения, либо просто заполнить время, возникшее в результате ожидания. Свободная беседа широко используется для установления контакта между членами временной группы, например, во время приема гостей.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что современная методология обучения иностранному языку различает следующие виды модели речевой коммуникации:

1) официальный индивидуальный  контакт;

2) деловой разговор;

3) свободная беседа;

4) групповая официальная  беседа;

5) монолог в групповой беседе;

6) публичное общение.

Наблюдения над коммуникацией в различных условиях, а также обследование драматических произведений позволили определить весьма обширный перечень коммуникативных ситуаций. Последующее сопоставление выделенных ситуаций выявило не только их разнообразие, но и возможность объединения их в группы по принципу явной схожести. Для этого было введено понятие сферы устного общения как совокупности коммуникативных ситуаций, характеризующихся однотипностью речевого побуждения человека, отношений между собеседниками и обстановки [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

Исходя из этого определения, можно выделить 8 сфер устного общения, которые присущи любому современному языковому коллективу [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982]:

1) сервисная сфера (социально-коммуникативные роли покупателя, пассажира, пациента, абонента, посетителя столовой и т.д.);

2) семейная сфера (социально-коммуникативные роли отца, матери, сына, дочери, сестры и т.д.);

3) профессионально-трудовая сфера (роли руководителя, подчиненного, ученика, коллеги, сотрудника и т.д.);

4) социально-культурная сфера (роли знакомого, друга, соученика и т.д.);

5) сфера общественной деятельности (роли члена общественной организации или избираемого органа, публициста и т.д.);

6) административно-правовая сфера (роли посетителя госучреждения, заявителя и т.д.);

7) сфера игр и увлечений (роли коллекционера, садовода, умельца, рыболова, любителя животных и т.д.);

8) зрелищно-массовая сфера (зритель в театре, цирке, кино, телезритель и т.д.).

Все современные системы обучения иностранным языкам используют в настоящее время эти восемь сфер устного общения.

Современная методология преподавания иностранных языков базируется на следующих принципах обучения устной речи :

- принцип коммуникативной направленности;

- принцип моделирования типичной  коммуникативной ситуации;

- принцип коммуникативной деятельности;

- принцип интенсивной практики;

- принцип по этапности речевых  умений;

- принцип адекватности.

Принцип коммуникативной направленности. Важность его для обучения иностранным языкам и особенно устной речи в настоящее время общепризнанна общепризнанна [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

Принцип моделирования типчиной коммуникативной ситуации. «Молекулой» устного общения является коммуникативная ситуация. Ситуация и речь тесно связаны между собой. Язык развивается через ситуации и неотделим от них. Язык нужен в определенных ситуациях, поэтому исходным моментом обучения должны быть ситуации. В методике аналогом реальных ситуаций служат типичные коммуникативные ситуации. [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

Принцип коммуникативной деятельности. Современная методика преподавания иностранного языка исходит из того, что иноязычной речи следует обучать не как отвлеченному коду, а как специфической психофизиологической деятельности, обеспечивающей производство и восприятие высказываний на иностранном языке, как операционной готовности включения в ту или иную ситуацию реального общения. [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

К достоинствам существующих методов обучения можно отнести следующее:

1. Разработка четырех факторов коммуникативной ситуации:

1) обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц);

2) отношений между коммуникантами (субъективно — личность собеседника);

3) речевого побуждения;

4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы  к речи.

2. Разработка типовой коммуникативной ситуации, например: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, беседа бывших однокашников, беседа коллекционеров, встреча близких людей и т.д.

3. Выделение трех видов общения: индивидуальное, групповое и публичное.

4. Разработка таких моделей речевой коммуникации как:

1) официальный индивидуальный  контакт;

2) деловой разговор;

3) свободная беседа;

4) групповая официальная  беседа;

5) монолог в групповой беседе;

6) публичное общение.

5. Выделение восьми сфер устного общения:

1) сервисная сфера;

2) семейная сфера;

3) профессионально-трудовая сфера;

5) сфера общественной деятельности;

6) административно-правовая сфера;

7) сфера игр и увлечений;

8) зрелищно-массовая сфера.

К недостаткам современной методологии обучения можно отнести:

1. Непроработанности-формирования фонетических навыков говорения таких как:

- ритмико-интонационные навыки, которые  проявляются костностью и невыразительностью  речи;

- слухо-произносительные навыки, которые  проявляются неспособностью понимать  в полном объеме речь другого  человека и формировать свою  речь в адекватном объёме.

2. Непроработанность формирования лексических навыков говорения, в частности таких компонентов, как:

- лингвистический, который выражается  в неспособности подбора для  формирования устной речи соответствующих  данному моменту слов, словосочетаний, идиом;

- методологический, который выражается  в недостаточной проработке соответствующих  разъяснений, памяток и инструкций  по использованию лексической  компоненты языка;

- психологический, который выражается  в недостаточной способности  мгновенно вызывать из долговременной  памяти эталон соответствующей  лексической единицы в зависимости  от конкретной речевой задачи  и включать его в речевую  цепь.

3. Непроработанность способов формирования индивидуальных семантических полей учащихся и способов семантизации, таких как:

- использование наглядности, т.е. сочетание  визуальной образности предмета  общения и его логической значимости;

- использование синонимов и  антонимов, т.е. наполнение речевого  ряда контрастными лексическими  единицами;

- использование известных способов  словообразования, т.е. применений речевых  шаблонов общения;

- использование простого индивидуального  перевода. 

 

§ 1.3. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ

Основные трудности при обучению говорению связаны с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной функции [Гурвич П.Б. Проблемы обучения ин.яз.-Владимир: ВГПЧ,1982].

Характер и структура мотивации коммуникативной функции обусловлены теми же ситуативными факторами, что и структура любой сферы психической деятельности человека, то есть, с одной стороны, характером проблемности той или иной объективной ситуации, с другой — субъективным образом этой ситуации, своего места в ней и пр.

Преобладающий в каждом конкретном случае осознанный мотив деятельности и реализует себя через установку как направляющее, регулирующее, селективное начало деятельности [Гурвич П.Б. Проблемы обучения ин.яз.-Владимир:ВГПЧ,1982].

Вопрос о механизмах воздействия потребностей на возникновение установки на общение рассматривается в социальной психологии, детской психологии, теории художественного творчества. В качестве движущей силы развития речевого действия рассматривают «конфликт», «кризис», «дилемму», «диссонанс» [Гурвич П.Б. Проблемы обучения ин.яз.-Владимир:ВГПЧ,1982].

Общим для всех указанных понятий является нарушение гармонии в системе отношений, в которую включены коммуниканты, рождающее потребность восстановить потерянное равновесие. Результатом рассогласования в уровне информированности может быть как сообщение познавательной, так и управляющей информации [Гурвич П.Б. Проблемы обучения ин.яз.-Владимир:ВГПЧ,1982].

Наличие рассогласования в уровне информированности можно выразить оппозицией знаю — не знаю [Гурвич П.Б. Проблемы обучения ин.яз.-Владимир:ВГПЧ,1982].

Можно наблюдать и другие виды рассогласования, такие, например, как имею — не имею. Типичными побудителями речевого общения являются также такие виды рассогласования, которые вытекают из различия взглядов, вкусов, разницы в оценке ситуации. Они могут быть выражены оппозициями: нравится — не нравится; хочу — не хочу, которые особенно типичны для межличностных отношений, но иногда возникают и в процессе совместной деятельности, когда принимается решение о следующем ходе или общей стратегии действий (лежат в основе спора, уговора, убеждения) [Гурвич П.Б. Проблемы обучения ин.яз.-Владимир:ВГПЧ,1982].

Анализ факторов, от которых зависит потребность в общении, приводит к выводу о том, что они могут быть постоянно действующими и эпизодическими [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

Постоянно действующие факторы имеют, как правило, своим источником социальные функции общающихся или их психические, а также физические характеристики [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

Например, ситуация перевеса информации у одного из партнеров является постоянной при общении родителей и детей, учителей и учеников. Соответственно этому ролевой компонент ситуации выступает как основной детерминатор определенных коммуникативных действий в условиях стабильного диссонанса [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

Не всякая роль выполняет такую функцию, а только такая, которая обладает либо [Бычева А.Н. Проблемы обучения иностранным языкам.- Владимир: ВГПЧ,1982].

1) потенциалом для перевеса информации  или какого-либо другого диссонанса, например, старший всегда в принципе может знать больше младшего, высокий — видеть больше низкого, внук — слышать лучше бабушки, капризный — отвергать предлагаемое;

либо:

2) закрепленными за ролью текстовыми  характеристиками (коммуникативными  программами или даже готовыми  текстами).

Любопытный по своей природе человек постоянно обращается к окружающим с вопросами, а хвастунишка рассказывает о своих достижениях.

Эпизодически действующие факторы связаны с внешними условиями. Например:

- один видел фильм, а другой  не видел;

- один ездил летом в лагерь, а другой — к бабушке;

- один сидит недалеко от тарелки  с хлебом, а другой не может  до нее дотянуться.

Информация о работе Особенности системы упражнений для обучению говорению в школьном УМК для классов среднего звена