ПОВЫШЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ТРУДА
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
Содержание
Введение ------------------------------------------------------------------------------------
1
1. Самостоятельная работа как
высшая форма учебной деятельности
---- 1 – 3
2. Самостоятельная
работа как средство формирования
учебно- познавательной
мотивации учащихся --------------------------------
3 – 6
3. Проектная
деятельность учащихся ---------------------------------------------
6 – 7
4. Организация
самостоятельной работы ----------------------------------------
7 - 8
5. Роль контроля
и самоконтроля при обучении
иностранному языку -----9 -11
6. Методические
рекомендации по организации
самостоятельной работы
учащихся
на среднем этапе обучения --------------------------------------------
11-12
Заключение
-------------------------------------------------------------------------------
13
Библиографический
список -------------------------------------------------------
13 -14
Приложение
Современная
концепция обучения иностранному языку,
как известно, развивается в гуманистическом
направлении, которое связано с
новыми подходами к определению
содержания, средств, реального процесса
обучения. Обновление осуществляется
по линии переосмысления степени
свободы, которую учащиеся получат
в выборе средств обучения и учения,
то есть речь идёт о значительном повышении
ответственности школьника за ход
и результаты процесса овладения
иностранным языком. Самым главным
в воспитании развитии интереса к
знаниям и потребности в самообразовании
является воспитание самостоятельности
и творческого подхода в овладении
знаниями, всемерное развитие наблюдательности,
познавательной активности и стремления
к самообразованию. Привитие учащимися навыков
самостоятельной работы является ещё
более актуальной задачей школы в современных
условиях быстрого накопления и обновления
информации, расширения международных
связей. Обучить человека на всю жизнь
невозможно, важно культивировать в нём
интерес к накоплению знаний, обучить
его приёмам самостоятельной учебной
работы.
Из психологии известно, что знания,
полученные самостоятельно, путём
преодоления посильных трудностей
усваиваются прочнее, чем полученные
в готовом виде от учителя.
Ведь в ходе самостоятельной
работы каждый ученик непосредственно
соприкасается с усваиваемым
материалом, концентрирует на нём
всё своё внимание, мобилизуя
все резервы интеллектуального,
эмоционального и волевого характера.
Оставаться пассивным он не
может. Помимо того, что самостоятельная
работа активность учащихся, она
обладает ещё одним важным
достоинством – носит индивидуализированный
характер. Каждый ученик использует
источник информации в зависимости
от своих собственных потребностей
и возможностей. Это свойство
самостоятельной работы придаёт
ей гибкий характер, что значительно
повышает ответственность каждого
отдельного ученика и как следствие
его успеваемость.
Понятие
самостоятельной работы ученика
в современной дидактике обязательно
соотносится с организующей ролью
учителя. Под самостоятельной
работой понимают разнообразные
виды индивидуальной и коллективной
деятельности учащихся, осуществляемой
ими на классных и внеклассных
занятиях или дома по заданиям
без непосредственного участия
учителя. Количество и качество
самостоятельного учебного труда
ученика во многом зависит
от того, верит ли учитель в
эффективность автономного учения,
умеет ли организовать и направить
такую работу в нужное русло.
Автономное учение предполагает
последовательную ориентацию на
самостоятельность учебного труда
школьников, которая может выражаться
в следующем: ученики участвуют
в определении целей и задач
учения, в отборе тем для изучения,
влияют на темп прохождения
материала и выбор видов деятельности
с ним. При необходимости
запрашивают дополнительную информацию
у педагога или добывают её
из различных источников, консультируются
с учителем, если необходимо. Всё
это принято обозначать как
способность и желание школьников
принимать на себя определённую
долю ответственности за ход
и результаты процесса овладения
иностранным языком.
Условия, необходимые для организации
автономного учения, включают два
основных момента:
1) психологическую
готовность и желание учащихся
отправиться в «автономное плавание»
и учителя – организовать и
направлять их деятельность;
2) способность
учеников действовать в соответствии
с собственными внутренними мотивами
и целями; способность учителя
создать необходимые условия
для автономного учения и правильно
определить своё место в этом
процессе. Обеспечение этих условий
представляется делом весьма
непростым.
Одна из важнейших
задач, которая решается учителем в
тесном взаимодействии с родителями,
- это формирование у школьников
определённого отношения к учению:
желание учиться, проявлять инициативу,
стремление к сотрудничеству, динамичность,
готовность обсуждать собственные
успехи и неудачи в учении. Учитель
же должен знать, какой уровень автономности
с учётом его личных умений, опыта доступен
ему самому; познавательные и эмоциональные
характеристики учащихся, их умения и
отношение к автономному учению. Учитель
должен понимать принципы, лежащие в основе
теории автономности учения, и особенности
их реализации в практике преподавания.
Учитель должен уметь направлять работу
коллектива школьников, наблюдать за продвижением
каждого учащегося, помогать ему формировать
собственный стиль учения. Кроме того,
учитель должен уметь создавать учебные
материалы для самостоятельной работы
школьников, сотрудничая с другими учителями.
Необходимо выделить факторы, способствующие
созданию благоприятных для автономного
овладения иностранным языком условий.
- Подход к овладению иностранным языком как процессу добывания знаний.
- Создание в ходе учебного процесса ситуаций, которые ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно выбирать, что и как сказать.
- Выделение учащемуся в каждый отдельный момент учебного процесса нужного ему времени. Школьник должен иметь право на ошибку и располагать временем для её исправления. Это научит его не пугаться ошибок или временного затруднения в понимании сообщения.
- Опора на педагогику сотрудничества. Автономное учение предполагает сотрудничество учащихся в классе, поэтому значительное место отводится работе в группах, парах, командах. Это способствует созданию ситуации взаимной поддержки, облегчает формирование коммуникативных умений, стимулирует речевое творчество. Сотрудничая, школьники учатся работать без контроля со стороны учителя, но совместно с товарищами стремиться к единой самостоятельно выбранной цели.
Самостоятельная
работа, представляющая, по общему признанию,
сложное и многозначное явление,
терминологически точно не определена,
хотя её содержание однозначно интерпретируется
всеми исследователями и практиками
обучения в смысле целенаправленной,
активной, относительно свободной деятельности
школьника. В определении И.А. Зимней самостоятельная работа – это организуемая
самим школьником в силу его внутренних познавательных
мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное,
рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе
и по результату деятельность. [1]
В решении
задач формирования способности
школьников к самостоятельной
работе возникает большая педагогическая
проблема – целенаправленного
обучения учеников, особенно средних
и старших классов, содержанию
этой работы. Такое обучение должно
включать формирование приёмов
моделирования самой учебной
деятельности, определение учащимися
оптимального распорядка дня,
осознание и последовательную
отработку им рациональных приёмов
работы с учебным материалом.
В связи со
всем сказанным выше целесообразно
поставить вопрос о необходимости
разработки специальной программы
обучения школьников самостоятельной
работе по иностранному языку. По мнению
И.А. Зимней, программа должна включать:
1. Диагностирование
школьником собственной познавательной
потребности расширения, углубления,
добавления какой-либо совокупности
иноязычных знаний к тому, что
он получает в школе.
2. Определение
своих собственных интеллектуальных,
личностных и физических возможностей,
в частности, объективная оценка
свободного от посещения школы
времени.
3.
Определение цели самостоятельной
работы – ближайшей и отдалённой.
4. Самостоятельный
выбор школьником объекта изучения
и его
обоснование для себя.
5.
Разработку конкретного плана,
долгосрочной и ближайшей программы
самостоятельной работы.
6.
Определение форм и времени
самоконтроля.
Не
вызывает сомнения тот факт, что
залог успешного обучения школьников
любому иностранному языку –
это формирование у них учебно-познавательной
мотивации. Только положительное
отношение к учебной деятельности
и наличие определённого уровня
сформированности учебно-познавательных
мотивов позволит обеспечить
усвоение предложенного учебного
материала и создаст предпосылки
для дальнейшего самообразования.
Овладение иностранным языком
связано с формированием у
учащихся произносительных, лексических,
грамматических, орфографических и
других навыков, на основе которых
развиваются и совершенствуются
умения понимать речь на слух,
говорить, читать и писать. Навыки
же, как известно, вырабатываются
только в ходе систематического
выполнения определённых действий
с учебным материалом, т.е. таких
действий, которые позволяют многократно
слушать, произносить, читать
и писать на изучаемом языке.
Можно утверждать, что ни один
предмет школьного курса не
требует такой постоянной, систематической
работы учащихся, как иностранный
язык, овладение которым требует
не столько знаний, сколько умений.
Чем меньше встреч школьников
с учителем в классе, на уроках,
тем более необходимой и значимой
для становления учебно-познавательной
мотивации становится целенаправленная
самостоятельная работа учащихся
во внеурочное время в школе
и дома.
Отмечая
преимущества самостоятельной работы
как таковой, нам предстоит выявить
её применимость к предмету «иностранный
язык» как коммуникативному процессу.
Несомненно, устная речь и в первую
очередь говорение осуществляется
непосредственно в присутствии
собеседников, роль которых в школе
выполняет учитель и соученики.
Однако обучение говорению предполагает
определённые стадии, для которых
самостоятельная работа является наиболее
адекватной формой. В самостоятельную
работу целесообразно также включать
определённые звенья работы над языковым
материалом – знакомство с ним
и частично тренировку в его употреблении.
Что касается чтения, то этот вид
деятельности совершается читателем
главным образом наедине с
собой, следовательно, самостоятельная
работа вполне ему соответствует. Аудирование
в настоящее время происходит
не только в классе, без подготовки,
в присутствии учителя, с его
голоса или в аудиозаписи, но сегодня
существует много мультимедийной продукции
для самостоятельной работы. Обучение
письму также предполагает определённые
этапы, на которых самостоятельная
работа играет существенно большую
роль, чем работа учащегося в классе.
Указанные формы работы приемлемы
во всех классах. Естественно, что её
объём и характер управления ею со
стороны учителя отличаются.
В
методике принято выделять следующие
уровни самостоятельной работы:
- воспроизводящий (копирующий);
- полутворческий;
- творческий.
Воспроизводящий
уровень самостоятельной работы
очень важен при изучении иностранного
языка, поскольку он лежит в основе
других её уровней, и он «ответственен»
за формирование произносительно-лексико-грамматической
базы, за создание образцов в памяти
учащегося.
Воспитание в учащихся глубоко
интереса к иноязычной культуре
и потребности в самообразовании
– сложный процесс, связанный
с изучением личности школьника,
мотивов его поведения и учения,
что необходимо для развития
индивидуальных склонностей и
интересов всех учащихся. В современной
методической теории многие вопросы,
связанные с решением этих
проблем, достаточно хорошо изучены
и исследованы. Разработка конкретного
методического материала для
учащихся, по мнению исследователей,
должна включать:
- дифференцированные
задания для самостоятельной
работы
различной степени
трудности;
- варианты кратковременных и
длительных программ самовоспитания и самообразования для учащихся;
- методические указания и рекомендации
по изучению отдельных наиболее
сложных вопросов, тем, проблем
учебной программы;
-
программы познавательных бесед,
вечеров, дискуссий
Проблема
формирования учебно-познавательных мотивов
учащихся по отношению к иноязычной
культуре решается каждым учителем с
учётом конкретных условий и возможностей.
Однако общие методические принципы
подхода к проблеме позволяют
выделить три основных уровня решения
проблемы, которые могут быть и
этапами усложняющейся деятельности
по формированию познавательной мотивации.
Фактически с этой базы начинается
усвоение нового. Учащимся предлагается,
например, чтение за диктором, списывание
с учебника, в ходе самостоятельного
воспроизведения происходит «пропускание
через себя» нового материала. Однако
при организации самостоятельной
работы этого уровня учителю следует
помнить, что долго держать учащихся
на такой работе не следует, поскольку
она скучна и монотонна. В то же
время и торопиться не следует, т.к.
нужно, чтобы учащиеся могли правильно
и в нормальном темпе воспроизводить
усваиваемый языковой и речевой
материал, который им нужен для
решения более сложных задач.