Полутворческий
уровень самостоятельной работы
– следующий по сложности выполнения
и вытекающий из воспроизводящего
уровня. Здесь осуществляется перенос
приобретённых знаний, навыков и
умений на другие, но аналогичные
ситуации, в частности, чтение
слов, словосочетаний, предложений
и текстов без образца, задаваемого
диктором; не списывание с учебника,
а разнообразные преобразования
материала в письменной форме
и, наконец, формирование высказываний
в аналогичных ситуациях. Самостоятельная
работа этого уровня требует
от выполняющего её большей
мыслительной активности и связана
с такими операциями, как подстановка,
расширение, трансформация.
Творческий
уровень самостоятельной работы
связан с формированием навыков
и умений осуществлять поиск
при решении более сложных
коммуникативных задач, как в
устной речи, так и при чтении,
например, действовать в соответствии
с предлагаемыми обстоятельствами
и взятой на себя ролью, подготовить
сообщение на определённую тему,
прослушать сообщение и высказать
своё отношение к его содержанию;
прочесть рассказ, и ответить
на проблемные вопросы в связи
с содержательно-смысловым планом
текста, интерпретировать главную
идею текста.
Итак, главные
условия, определяющие решение
задачи, - сформировать мотивацию
учения применительно к иностранному
языку: всесторонняя активизация
самостоятельной деятельности учащихся,
творческое применение учителем
принципов и методов обучения
на основе исследовательского
подхода, развитие у учащихся
потребности в самообразовании.
Известные
методисты: Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и
другие внесли существенный вклад в
теорию и практику научной организации
и проведения самостоятельной работы,
позволяющий наметить основные этапы
развития и воспитания познавательных
интересов. Такими этапами при проведении
самой работы на уроке являются следующие:
1. Подготовительный, на котором учитель
рассказывает учащимся о цели
их работы, раскрывает возможности
её более успешного выполнения,
предлагает каждому в случае
необходимости обращаться к нему
за консультацией, а также пользоваться
дополнительной литературой.
2. Сам процесс самостоятельной
работы учащегося на уроке.
Необходимо не просто занять
ученика умственным трудом и
побудить его выполнить определённые
требования, а обеспечить непременное
развитие заинтересованности ученика
умственной деятельностью, постепенный
переход от работы воспроизводящего
характера к более сложной,
требующей применения умений
и навыков пользования справочниками,
словарями и, наконец, к самостоятельному
творчеству, требующему проявления
воображения и навыков самостоятельной
работы.
3. Итогово-обобщающий, предусматривающий
включение самостоятельной работы
в классе в более или менее
сложный вариант домашней работы.
4. Заключительный. Выбор учеником
творческих заданий для системы
самообразования.
Заинтересованность
учащегося какой-то работой, темой
урока, как и его внимание к
вопросам учителя, его заданиям и
объяснению, только создаёт благоприятные
условия для активизации познавательной
деятельности в процессе обучения,
но не формирует и не развивает
её. Таким фактором, оказывающим
решающее воздействие на формирование
учебных интересов школьника, является
его личная познавательная творческая
активность, самостоятельность мысли,
потребность в самовоспитании и
самообразовании.
В условиях обучения иностранному
языку следует увеличить удельный
вес действительно творческой
самостоятельной работы, под которой
понимается работа над проблемно-познавательными
заданиями, решение системы творческих
задач, выполнение заданий, требующих
изучения дополнительной литературы,
сравнения и сопоставления различных
фактов – всё то, что способно
пробудить воображение, фантазию,
воспитать критичность ума и
широту кругозора. Возможность
учащимся размышлять, самостоятельно
искать, анализировать, обобщать, обрабатывать
необходимую информацию даёт
работа над проектами. Выполнение
заданий проекта выходит за
рамки урока и требует много
времени, но часто усилия оправдывают
себя, так как при этом решается
ряд важных задач:
- занятия не ограничиваются приобретением
учащимися определённых знаний,
умений, навыков, а выходят на
практические действия учащихся,
благодаря чему усиливается мотивация
учащихся при изучении иностранного
языка;
- учащиеся получают возможность
осуществлять творческую работу
в рамках заданной темы, самостоятельно
добывая необходимую информацию,
в том числе лингвистическую,
не только из учебников, но
и из других источников;
- в проекте успешно реализуются
различные формы организации
учебной деятельности, в ходе
которых осуществляется взаимодействие
учащихся друг с другом и
учителем, роль которого меняется:
вместо контролера он становится
равноправным партнёром и консультантом;
- в проектной работе весь учебный
процесс ориентирован на учащегося:
здесь прежде всего учитываются
его интересы, жизненный опыт
и индивидуальные способности;
- усиливается индивидуальная и
коллективная ответственность учащихся
за конкретную работу в рамках
проекта, так как каждый учащийся,
работая индивидуально или в
микрогруппе, должен представить
всей группе результаты своей
деятельности;
- совместная работа в рамках
проекта учит учащихся доводить
дело до конца, они должны
задокументировать результаты своего
труда, а именно: написать статью,
сообщение, собрать и обработать
статистические данные, сделать
аудио- и видеозапись, оформить
альбом, коллаж, стенгазету, выставку.
Форму презентации ( репортаж, сообщение,
ролевая игра, викторина, шоу,
дискуссия и т. д.) учащиеся
выбирают сами.
Анализ опыта
самостоятельной внеурочной работы
учащихся по иностранному языку на
основе методической литературы, статей
журнала «Иностранные языки в
школе», а также практические наблюдения
показывают, что в организации
самостоятельной работы школьников
имеются серьёзные недостатки. Вот
некоторые из них.
- Не все учащиеся имеют необходимый минимум знаний и практических навыков по рациональной организации своего учебного труда. Не владеют способами самостоятельного получения теоретических знаний и применения их при выполнении упражнений и заданий по учебнику.
- Школьники не знают психологических и физиологических особенностей запоминания и забывания, не имеют представления о том, в какой последовательности и в какое примерно время дня нужно готовить уроки. Например, сначала, как правило, учащиеся выполняют письменные упражнения по русскому языку, не обращая внимания на правила и речевые образцы, имеющиеся в учебнике, а затем, если у них есть время и желание, делают устные задания, не принимая во внимание то, что было в письменном задании.
- Не все ученики умеют работать со словарём, справочными материалами, не владеют приёмами самостоятельного раскрытия значения новых лексических единиц.
- Самостоятельная работа слабо обеспечена методически. В УМК нет вариантов домашнего задания для индивидуализации самостоятельной работы учащихся в зависимости от их способностей и уровня подготовки. Недостаточно представлены средства самоконтроля.
- При планировании самостоятельной работы учащихся учитель не всегда уясняет для себя, какую цель он ставит при этом, заинтересует ли такая форма работы школьников, посильно ли данное задание по сложности.
- Нередко на дом задаётся то, что учитель не успел сделать на уроке. В результате учащиеся не справляются с подобными заданиями. Обратный случай – задание для самостоятельной работы иногда повторяет классную работу и не вызывает интереса у учащихся.
- Задания для самостоятельной работы обычно даются в конце урока. Перед звонком или после звонка без чёткого объяснения.
- Учащиеся не представляют себе цели тех или иных заданий, не осознают практической значимости своей, не владеют приёмами выполнения отдельных видов заданий с учётом их специфики.
- Школьники не научены при работе с материалом для самостоятельного изучения выделять главное, основное, заучивают материал механически.
- Проверка заданий осуществляется бегло, поверхностно. У многих учителей не налажен строгий учёт проверки домашней работы.
Учащийся
должен знать, что ему предстоит
сделать между уроками, какие
задания выполнить. Естественно,
задания могут быть разными.
В зависимости от класса и
ступени обучения. Определение объёма
и содержания учебного материала
и заданий для его усвоения
является недостаточным, учащемуся
нужно знать также, как лучше
выполнить каждое из них. Нужно
приучить школьника к определённой
последовательности в выполнении
задания. Показав в классе, как
нужно выполнять задание определённого
типа, учитель далее только напоминает,
что и как нужно сделать,
а затем необходимость в этом
отпадает.
Учитывая
специфику учебного предмета «иностранный
язык», необходимо поддерживать примерно
одинаковый временной режим в
недельной нагрузке учащихся по этому
предмету и не допускать большого
сокращения времени, чтобы развивать
ранее приобретённые навыки и
умения. Результаты в овладении учебным
материалом по иностранному языку будут
значительно выше, если учащийся будет
заниматься им по 20-25 минут ежедневно,
а не 2 часа один раз, накануне урока
при выполнении задания в его
полном объёме. Постоянное обращение
к учебному материалу и выполнение
задания по «порциям» препятствует
забыванию, благоприятно отражаются
на формировании и развитии навыков
и умений речемыслительной деятельности.
Кроме того, такая систематическая
работа не будет ложиться тяжким бременем
на школьника, она посильна и может
выполняться в порядке смены
деятельности. Ежедневная, систематическая
работа учащегося по иностранному языку,
направляемая учителем в плане её
содержания, формы, способов и приёмов
выполнения, в настоящее время
становится настоятельной необходимостью,
в противном случае усилия, как
учащихся, так и учителей в равной
мере будут тщетны, не дадут желаемых
результатов.
Задача «учить учиться» предполагает
чёткое руководство самостоятельной
работой со стороны учителя.
Надо иметь в виду, что самостоятельная
работа в учебных условиях
является лишь относительно самостоятельной.
Учитель отбирает материал для
самостоятельной работы должным
образом, обозначает конкретную
цель усвоения в отношении
данной порции материала и
развития навыков и умений. Он
указывает на соответствующий
источник информации, которым учащиеся
могут пользоваться, работая самостоятельно,
и, наконец, вооружает учащихся
необходимым инструментарием, благодаря
которому самостоятельная работа
протекает успешно и постепенно
формируется методика учащихся.
При этом сам учитель остаётся
как бы «за занавесом», что
позволяет учащимся ощутить себя
истинными субъектами учения.
Методисты сходятся
во мнении, что высшим показателем
владения иностранным языком, залогом
его дальнейшего совершенствования
является самоконтроль. Можно с достаточной
долей уверенности утверждать, что
плохое владение иностранным языком
после школы или другого учебного
заведения обусловлен несформированностью
механизма самоконтроля. При целенаправленном
обучении иностранному языку именно
преподаватель должен сформировать
у обучаемых навыки самоконтроля
и пользования им. Овладение иностранным
языком – это процесс, растянутый
во времени, предполагающий дозирование
при освоении учебного материала, управление
процессом освоения, внешний контроль
над освоением каждой дозы материала.
Другими словами, учащиеся овладевают
иностранным языком постепенно, шаг
за шагом, приобретая знания, навыки, умения.
Самоконтроль – это внутренний механизм
речемыслительной деятельности, регулирующий
овладение внешней речевой деятельностью.
Внутренний самоконтроль должен формироваться
как при овладении коммуникативными
умениями, так и при овладении
языковым материалом (грамматикой,
лексикой, произношением, интонацией,
орфографией).
Самоконтроль
в своём развитии имеет две
формы реализации – непроизвольную
и произвольную. Непроизвольная форма
характеризуется тем, что в момент
актуализации механизма самоконтроля
сознательный компонент деятельности
уходит на фоновый уровень, готовый
в случае нарушения корректности
речевой деятельности вступить в
активную зону мыслительной деятельности
учащегося. В то же время самоконтроль
в непроизвольной форме менее
совершенен, чем в произвольной,
поскольку в учебной деятельности
имеют место колебания, некоторая
нестабильность в выполнении учебных
действий, и иногда происходит переключение
на произвольный самоконтроль.
По мнению
исследователей данной проблемы, произвольная
форма самоконтроля становится
главной тогда, когда происходит
первоначальное овладение правилами
действий, либо когда нарушается правильность
действий с учебным материалом. Произвольный
самоконтроль связан с осознанностью,
произвольностью внимания. Непроизвольный
самоконтроль – это подсознательная
деятельность. Обучение самоконтролю
следует начинать с опоры на произвольное
внимание, ведущее к произвольному
самоконтролю. Произвольный самоконтроль
готовит учащихся к автоматизированным
речевым действиям. Непроизвольный
самоконтроль актуализирует речевые
действия учащихся, когда уже имеется
в наличии коммуникативная компетенция.
Перед овладением следующим речевым
действием опять вступает в действие
произвольный самоконтроль.