Рассматривая вопросы обучения
самоконтролю, исследователи отмечают,
что самоконтроль имеет достаточно
сложную уровневую структуру.
В самом общем виде эта структура
может быть сведена к трём
уровням:
- Учащиеся корректно осуществляют учебные действия и осознают
это, т. е. у них сформирован
механизм самоконтроля.
- Учащиеся совершают некоторые учебные действия ошибочно, осознают это и вносят коррекцию. У них, в целом, сформирован механизм самоконтроля, однако он меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия. Таким образом, механизм самоконтроля ещё не доведён до совершенства.
- Учащиеся совершают ошибочные действия и не осознают этого,
т. е. механизм
самоконтроля у них не сформирован.
Динамика
ориентировочной основы действий состоит
в развитии у обучаемых способности
пройти успешно путь от осознанно
совершаемых действий до автоматизированных,
т.е. до уровня сформированного навыка.
Если учащийся сумел включить изученную
языковую единицу в высказывание,
значит, у него сформировался навык,
т.е. если языковая единица употреблена
корректно, в соответствии с нормами
иностранного языка, значит, у обучаемого
сформирован внутренний механизм –
самоконтроль. Процесс овладения
механизмом самоконтроля, как и любой
другой учебный процесс, содержит некоторые
трудности. Многие учащиеся испытывают
затруднения при овладении ориентировочной
основой действий. Каждая из ориентировочных
основ предполагает знание набора действий,
последовательности их выполнения, способов
действия. А учитывая тот факт, что
у разных учащихся из трёх видов
памяти – слуховой, зрительной, моторной
– более развита либо одна из
них, либо две, приходится индивидуализировать
приёмы тренировки. Из сказанного выше
следует, что знание действий ориентировочной
основы и умение их применять –
это условие оптимального развития
механизма самоконтроля. Больше всего
затруднений вызывает способность
обнаружить зону ошибочных действий.
Те учащиеся, которые владеют действиями
с ранее изученным материалом,
безошибочно и автоматизировано
пользуются ранее изученным для
создания нового эталона, достаточно успешно,
путём постоянной коррекции справляются
с трудностями. Но с их стороны
постоянно наблюдается неустойчивость
некоторых звеньев самоконтроля.
Часть
учащихся уже с первых шагов
применения правил действия не
способна замечать свои ошибки,
а следовательно, и исправлять
их. Здесь задача учителя –
выяснить, в чём причина: то
ли это неумение запомнить
алгоритм ориентировочной основы,
то ли незнание предыдущего
материала, то ли дефекты видов
памяти и т.д. В любом случае,
у этих учащихся не «запущен»
механизм самоконтроля и с
ними надо постоянно обращаться
к повторению и освоению ранее
изученного.
Таким
образом, мы можем сделать вывод,
что формирование самоконтроля
и формирование навыков и умений
– это две стороны одного
явления, они взаимосвязаны, взаимозависимы
и формируются синхронно, без
разрыва во времени. Не существует
специальных упражнений для развития
механизма самоконтроля учащихся.
Для этой цели используются
обычные обучающие упражнения.
В условиях общеобразовательной
школы можно говорить о развитии
лишь некоторой степени внутреннего
самоконтроля, но стремление к
нему должно всегда присутствовать
при обучении иностранному языку,
самостоятельная же работа способствует
его возникновению, хотя бы
в элементарной форме. Хорошо
организованная, целенаправленная
самостоятельная работа учащегося
положительно повлияет на мотивацию
учения и формирование личности
ученика.
Работа по созданию предпосылок
для вовлечения учащихся в
систематическую работу по иностранному
языку и организации самостоятельной
работы учащихся будет эффективной
при соблюдении следующих условий:
- Учитель должен позаботиться о том, чтобы учащийся понимал специфику предмета, осознавал, что главное в изучении иностранного языка – это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением. При этом нужно, чтобы учащийся не только понимал важность и необходимость систематической самостоятельной работы по иностранному языку, но и был убеждён, что только работая таким образом, он сможет овладеть этим предметом в тех пределах, которые определены программой по иностранным языкам для каждого класса. Для реализации этой предпосылки нужна наглядная агитация: хорошо оформленный кабинет иностранного языка, наличие в нём разнообразных пособий.
Учащийся
должен понимать:
-
для того, чтобы правильно произносить,
нужно научиться произносить
так, или почти так, как это
делают учитель или диктор;
-
чтобы правильно читать, нужно
уметь соотносить написанное (напечатанное)
с тем, как это звучит; устное
владение словами поможет правильному
озвучиванию их, но для этого
нужно твёрдо знать правила
чтения букв, буквосочетаний, уметь
внутренне слышать слово, узнавать
его, соотносить со значением
и таким образом понимать;
-
чтобы правильно писать, нужно
приучить себя не срисовывать
букву за буквой с доски,
книги, а постараться запомнить
слово, сочетание слов, писать
по памяти, а потом сверять
написанное и, если написано
с ошибками, постараться написать
ещё раз по памяти правильно;
-
чтобы ответить на вопрос,
нужно внимательно вслушиваться
или вчитываться в него, чтобы
использовать элементы его структуры
в ответе, а они повторяются.
Вслушивание в вопрос, задаваемый
учителем, или внимательное его
прочтение будут способствовать
удержанию в памяти структуры,
а это необходимо также и
для развития умения задавать
вопросы. По сути дела, постановка
вопроса на изучаемом языке
– это припоминание того, что
было в иноязычном опыте учащихся,
а не построение заново возникающего
замысла. Это в равной степени
относится и к высказыванию
на изучаемом языке. Чтобы понимать
высказывание на иностранном
языке или текст при чтении,
требуется мобилизовать память.
А не переводить их мысленно
на родной язык.
2. Нужно, чтобы учащийся знал
средств обучения и умел ими
пользоваться: ориентировался в
учебнике, знал, что, где и как
расположено в книге для чтения,
понимал, с какой целью выполняются
те или иные упражнения, задания.
Чем старше учащиеся, тем большее
значение приобретает умение
пользоваться средствами обучения,
например книгой для чтения
и её справочным аппаратом,
словарём и грамматическим справочником,
умение прослушать в записи
тексты для аудирования.
3. Следует помимо самостоятельной
широко использовать самые различные
формы внеклассной работы.
4. Необходимо поддерживать и развивать
интерес к изучению предмета,
используя все имеющиеся в
распоряжении учителя приёмы
стимулирования речемыслительной
деятельности учащихся и положительного
эмоционального воздействия на
ученика, чтобы усиливать мотивацию
учения.
Всё перечисленное
выше является необходимыми предпосылками
для организации систематической
ежедневной работы учащихся по
иностранному языку.
Одним из средств
формирования методики самостоятельной
работы по иностранному языку являются
памятки для учащихся. В современной
методической теории различаются следующие
виды памяток:
- памятки-алгоритмы, в которых все предлагаемые действия довольно жёстко фиксированы, их последовательность обязательна;
- памятки-инструкции, в которых даются указания о необходимости определённых действий; указания вполне конкретные, но учащиеся имеют возможность перестановки одного, двух действий или даже опускание одного из них.
- памятки-советы, в которых учащиеся получают лишь рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие осуществится успешнее. Выбрать действия, наиболее подходящие для себя лично – дело учащихся.
- памятки-показ, в которых доминируют примеры выполнения тех или иных учебных заданий, действий;
- памятки-стимул, главное назначение которых – стимулирование учащихся, раскрытие перспективы их деятельности.
(Образцы памяток смотреть в
приложении 1)
Исследования
по проблеме автономия в овладении
иностранным языком, проведённые
в ряде европейских стран, показали
следующее. Учащиеся демонстрируют
более высокую степень вовлечённости
в учебный процесс, мотивации
и радости познания, они более
уверены в себе, у них высокий
уровень самооценки, а также степень
доверия к учителю и одноклассникам.
По существу новое поколение
учебников, издаваемых в нашей
стране и за рубежом, в той
или иной мере реализует важнейшую
современную тенденцию в образовании
– проективность и, следовательно,
в определённой степени пригодны
в качестве учебных материалов
для автономного обучения.
Введение
элементов автономии в учебный
процесс должно осуществляться
поэтапно и осторожно, наращиваться
от класса к классу, а все
изменения – соотноситься с
возможностями и потребностями
учащихся. Степень автономии каждого
школьника будет различной в
зависимости от особенностей
его личности, которые должны
быть осмыслены и учтены и
учителем, и самими учениками.
Исследования, проведённые в ряде
европейских стран, показали, что
автономное обучение способствует
повышению эффективности овладения
иностранным языком. Оно является
средством мотивации учащихся
и повышения результативности
их учебного труда, особенно
на среднем и старшем этапах,
когда школьники в большинстве
случаев утрачивают в какой-то
мере интерес к предмету и
веру в успех. Для выпускников
школы автономное учение может
стать целью, реализовав которую
они получают возможность самообразования
в сфере иностранного языка.
Отдавая должное идее автономии
учения, необходимо отметить, что
целесообразной представляется
та система обучения, которая
носит смешанный характер. На
начальном этапе доля учебного
времени, отводимая на самостоятельное
учение, не должна превышать одной
трети. Учащиеся сами выбирают
виды самостоятельной работы
в соответствии со своими интересами
и потребностями. Эта работа
может носить игровой характер
и выполняться в парах или
небольших группах. Таким образом,
уже на начальном этапе школьники
учатся учиться и получать
удовольствие от учения. После
второго года обучения время,
отводимое на самостоятельное
учение, может быть увеличено,
что естественно, так как и
потребности. И интересы учеников
со временем становятся более
специфическими. Очень большое значение,
особенно на старшем этапе,
имеет ролевое общение. Идея
автономного учения продуктивна
лишь при условии, что учитель
будет выступать организатором
обучения, важным источником сведений,
партнёром по общению, воспитателем.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Психология обучения
иностранным языкам в школе.
– М.: Просвещение, 1991.
2.Красильникова
В.С. Учебные задания по иностранному
языку с ориентацией на самостоятельную
работу учащихся //И Я Ш. –
36, 1990
3. Куликова
Л.А. Обучать самостоятельной
работе – значит учить трудиться
//Иностранные языки в школе
– №3, 1987
4. Полат Е.С.
Метод проектов на уроках иностранного
языка // Иностранные языки в
школе - №2, 2000
5. Разинов
П.А. Проблема самообразования
и самообучения иностранному
языку в школе // ИЯШ. – №4,
1989.
6. Унт И.Э.
Индивидуализация и дифференциация
обучения. – М.: Педагогика, 1990.