Предмет лингвистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:00, реферат

Описание работы

. Современное представление о языке как объекте лингвистики основывается на четырех его фундаментальных свойствах ("четырех китах", по выражению Ю. Н. Караулова): истощчески обусловленный характер развития языка, психическая природа речевой деятельности, системно-структурные основы устройства языка, социально обусловленный характер возникновения и функционирования языка.Данное представление формировалось постепенно, на протяжении всей истории развития языкознания.Закономерен вопрос: когда же возникло языкознание?

Файлы: 1 файл

языкознание.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Предмет лингвистике

. Современное представление  о языке как объекте лингвистики основывается на четырех его фундаментальных свойствах ("четырех китах", по выражению Ю. Н. Караулова): истощчески обусловленный характер развития языка, психическая природа речевой деятельности, системно-структурные основы устройства языка, социально обусловленный характер возникновения и функционирования языка.Данное представление формировалось постепенно, на протяжении всей истории развития языкознания.Закономерен вопрос: когда же возникло языкознание? В современной науке сформировались две основные точки зрения. Согласно первой, наука о языке возникла вместе с появлением письмен- 
ности, поскольку, несомненно, разработка графики требует осмысления плана выражения данного языка. Вторая точка зрения, которой мы придерживаемся, нижней границей современной лингвистики считает конец XVIII — начало XIX века, когда в трудах ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма, А. X. Востокова был разработан сравнительно-исторический метод. Известно, что именно наличие собственного метода делает ту или иную отрасль знаний наукой.Итак, практически весь XIX век прошел под знаком историзма. Стало ясно, что язык постоянно развивается, и изучаться он должен в историческом движении. Указанное представление о языке было подкреплено сравнительно-историческим методом. Сформировалась компаративистика.Идеи о социальной обусловленности возникновения и функционирования языка восходят к философскому периоду античного языкознания, однако современное осмысление этот круг проблем получил во французской школе социолингвистики (П. Лафарг, А. Мейе), советском языкознании и других. 
В начале XX века в центре внимания лингвистов оказался живой язык, осуществился поворот языкознания к говорящей личности, сформировался психологический подход к анализу языка (мла-дограмматизм:, А. А. Потебня и его школа и др.).К двадцатым годам XX века язык стал изучаться, прежде всего, 
кская лингвистическая школа, американская дескриптивная лингвистика, глоссематика и др.). Изучение системно-структурного устройства языка обусловило целый ряд недостатков, коренящихся еще в концепции Ф. де Соссю-ра: система наличествует только в синхронном состоянии языка, диахрония и внешние факторы, обусловливающие речь и речевую деятельность, эту систему разрушают. Такой подход привел к тому, что структуралисты отказались от исторического, психологического изучения языка, полностью игнорировали значение языковых единиц. Расцвет структурализма приходится на 50-е годы XX века. Вполне естественной реакцией на крайности структурализма явилась бурная экспансия в 60-70-е годы семантики, а в 80-е годы формирование функционализма, изучающего цели и условия употреб- 
ления языка. Функционализм, в отличие от структурализма, не отказался от достижений предшествующих направлений, а впитал их в себя: осуществляется анализ системных отношений в языке и изучается реализация их в речи. Основной принцип функционализма телеологический (понимание языка как целенаправленной системы средств выражения).На рубеже XX-XXI веков наиболее активно развивается когнитивная лингвистика. Объектом ее изучения является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с этим связаны. Когнитивная лингвистика — наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе деятельности людей. Термин "парадигма научного знания" появился в трудах американского ученого Т. Куна в 1962 году. В современной науке под парадигмой понимают модели постановки проблем и совокупность приемов их решения. В нашей науке парадигмы не сменяют друг друга, а накладываются одна на другую, сосуществуют в одно и то же время. 
Основной парадигмой современной лингвистики является антропоцентризм — переключение интересов исследователя с объектов познания на субъект, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке. 
Антропоцентрическая парадигма охватывает функционализм, когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, прагмалингвис-тику, коммуникативную лингвистику, этнолингвистику, лингвистику текста и др., в центре которых стоит человек. Победой антропоцентризма можно считать 90-е годы XX века. 
В русле антропоцентризма разрабатываются новые лингвистические понятия и категории: языковая личность, языковая картина мира, концепт, концептосфера и др. 
Таким образом, общее языкознание — специфическая наука и предмет образовательного лингвистического цикла. Оно имеет свой объект, предмет и систему методов. В отечественной науке сформировались основные принципы анализа языка. Язык как объект изучения обладает четырьмя фундаментальными свойствами: историзм, психологизм, социологизм, структурно-системное устройство. В науке наших дней формируется новая парадигма — антропоцентризм, открывающий новые горизонты лингвистического исследования.

Объектом лингвистики  явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м. быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Наряду с такими частными закономерностями в каждом языке мира м. быть вскрыты некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков человечества. Поэтому предмет курса «Общее язык-е» соотносится с такими понятиями как «частное» и «общее» язык-е. Частное – изучает отд. язык или группу языков: русистика, славистика. Изуч-ся внутр. устройство, отличительные особенные условия, в оторванности от внешнего мира. Общее – изучает универсалии, то, что объединяет разные языки. Если рассматривать язык с точки зр-я языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя линвистика изучает внутр. устройство: яз ед-цы, уровни языка, особенности внутр. развития языка (законы). 
 
Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе. Кроме того, языкоз-е может быть практическим, теоретич., прикладным. Практическое – заним-ся конкретными языками с целью их использ-я как ср-ва общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его ед-цы и соотношение м/ду ними, природу грамматич. Категорий и проч. Прикладное – отрасль заним-ся разработкой и приложениейм лингвистич. данных к потребностям общ-ва. 
Т.о., общее яз-е изучает закономерности, хар-ые д/всех языков. Общие закономерности – это чел. язык в целом, язык как соц. явл-е, как ср-во познания, язык в его связи с мышлением, язык как явл-е культуры, язык как системи знаков, язык как особая структура. Общее яз-е – дисциплина теоретическая, внешняя и обычно синхронич. В современном мире намечаются тенденции расширения объекта лингвистики. Всё больше внешних факторов входит в объект яз-я: 1) гендерный, 2) национально-культ., 3) психологич., 4) социологич. Т.о., яз-е заним-ся внутренним устройством языка, вместе с факторами, обусловливающими его ф-ционир-е и развитие.

 

2.функции языка

 

Функции языка

Термин «функция» в  лингвистике употребляется в  нескольких значениях:

1) назначение, роль языка в человеческом обществе, 2) назначение роль единиц языка. В первом случае говорят о функциях языка, во втором – о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).

Функции языка – это  проявление его сущности. Исследователи  языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение – быть средством общения людей.

К основным функциям языка  относят коммуникативную, когнитивную, кумулятивную.

2. Коммуникативная  функция

Главнейшая функция  языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения.

Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными  словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это  сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Текст будет информативным для меня только тогда, когда я буду готов к его восприятию и когда содержащиеся в нем сведения каким-то образом подействуют на мое поведение. (Это не значит, конечно, что я немедленно куда-то побегу или начну перестраивать в корне свою жизнь. Но, может быть, скажу что-то в ответ или просто задумаюсь о чем-то, заинтересуюсь чем-то, захочу поделиться услышанным с другим человеком и т.д.)

Известно, что можно  хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкций, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли (владеть синонимией), иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация — от лат. communico — связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется тип коммуникативной компетенции. В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция.

Коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих  и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистической речи (в методике их обычно называют речеведческими) — стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки пересказа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.

Очень важное место в  коммуникативной функции занимают собственно коммуникативные умения и навыки — выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости  от условий коммуникативного акта, — т.е. умения и навыки речевого общения  сообразно коммуникативной ситуации.

В настоящее время  уже определены компоненты ситуации, или речевые условия, которые  диктуют говорящему выбор слов и  грамматических средств. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками (официальные/неофициальные) и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным, в зависимости от того, с кем мы общаемся, каков социальный статус говорящих: ученик, учитель, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во-вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации — цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражения благодарности, радости, обиды и т.д.

Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения  с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и. наконец, с какой  целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной  функции сегодня. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

Итак, стоит согласиться с мыслью: коммуникация, общение с помощью языка – один из важнейших факторов, «сотворивших» человечество.


 

3. Когнитивная  функция 

 

Общение людей предполагает определенные знания у них об окружающей действительности, а одним из универсальных  и эффективных средств познания окружающего мира является язык. Тем самым язык выполняет также познавательную иликогнитивную, функцию.

С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Русский  язык обеспечивает преемственность  культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы.

Лингвистическая компетенция  обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического  мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

Следует заметить, что  разграничение языковой и лингвистической  компетенций носит в известной  степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета родной язык. В этом существенное отличие его от преподавания неродных языков.

Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом.

Ученые признают факт сложной взаимосвязи между языком и мышлением. В общем виде отношения  между языком и мышлением проявляются  в следующем. Возможность соотнесения  языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми. Действительно, в одном из определений языка язык назван практическим, действительным сознанием (К. Маркс, Ф. Энгельс).  

Сознание, мышление как  свойство головного мозга идеально, оно не имеет свойств материи  – запаха, вкуса, температуры и  пр. Язык же, вернее его единицы, имеет  звуковую, т.е. материальную сторону. Мышление материализуется в языке, в звуках, через них оно передается другим людям.

В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое  значение слова опирается на понятие. Тем самым становится возможной  передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово (в этом случае мы говорим о той функции языка, которая была названа функцией хранения информации). На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления.

Взаимосвязь мышления и  языка раскрывается также в вопросе  происхождения понятия и слова. Существует широко распространенное мнение о невозможности появления понятия  без слова, т.е. по этой концепции, понятие  возникает вместе со словом, либо на базе слова. В этом случае слово есть средство создания понятия. По другим представлениям, содержание понятия формируется до появления слова, однако лишь соединяясь со звуком, содержание понятия приобретает ясность, оформленность. Однако, принимая во внимание перечисленные выше мнения, нужно иметь в виду, что в основе появления понятия и слова лежат разные причины. Понятие образуется в результате познавательной деятельности, жизненной практики человека, а появление слова связано с потребностью в общении.  

 

4. Кумулятивная  функция

Коллекция и информативность  являются теми существенными свойствами языкового знака, которые лежат  в основе его важнейшей функции  наряду с коммуникативной: функции кумулятивной.

Информация о работе Предмет лингвистике