Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:00, реферат
. Современное представление о языке как объекте лингвистики основывается на четырех его фундаментальных свойствах ("четырех китах", по выражению Ю. Н. Караулова): истощчески обусловленный характер развития языка, психическая природа речевой деятельности, системно-структурные основы устройства языка, социально обусловленный характер возникновения и функционирования языка.Данное представление формировалось постепенно, на протяжении всей истории развития языкознания.Закономерен вопрос: когда же возникло языкознание?
Предмет лингвистике
. Современное представление
о языке как объекте
ности, поскольку, несомненно, разработка
графики требует осмысления плана выражения
данного языка. Вторая точка зрения, которой
мы придерживаемся, нижней границей современной
лингвистики считает конец XVIII — начало XIX века, когда в трудах ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма, А. X. Востокова был разработан сравнительно-исторический
метод. Известно, что именно наличие собственного
метода делает ту или иную отрасль знаний
наукой.Итак, практически весь XIX век прошел под знаком историзма. Стало ясно, что язык постоянно развивается,
и изучаться он должен в историческом
движении. Указанное представление о языке было подкреплено сравнительно-историческим
методом. Сформировалась компаративистика.Идеи
о социальной обусловленности возникновения и функционирования
языка восходят к философскому периоду
античного языкознания, однако современное
осмысление этот круг проблем получил
во французской школе социолингвистики
(П. Лафарг, А. Мейе), советском языкознании и других.
В начале XX века в центре внимания лингвистов оказался живой язык, осуществился поворот языкознания к
говорящей личности, сформировался психологический
подход к анализу языка (мла-дограмматизм:,
А. А. Потебня и его школа и др.).К двадцатым
годам XX века язык стал изучаться, прежде всего,
кская лингвистическая школа, американская
дескриптивная лингвистика, глоссематика
и др.). Изучение системно-структурного устройства
языка обусловило целый ряд недостатков,
коренящихся еще в концепции Ф. де Соссю-ра:
система наличествует только в синхронном
состоянии языка, диахрония и внешние факторы, обусловливающие
речь и речевую деятельность, эту систему разрушают.
Такой подход привел к тому, что структуралисты отказались от исторического,
психологического изучения языка, полностью
игнорировали значение языковых единиц. Расцвет структурализма приходится
на 50-е годы XX века. Вполне естественной реакцией на крайности
структурализма явилась бурная экспансия
в 60-70-е годы семантики, а в 80-е годы формирование функционализма, изучающего цели и условия употреб-
ления языка. Функционализм, в отличие
от структурализма, не отказался от достижений
предшествующих направлений, а впитал
их в себя: осуществляется анализ системных
отношений в языке и изучается реализация
их в речи. Основной принцип функционализма
телеологический (понимание языка как
целенаправленной системы средств выражения).На
рубеже XX-XXI веков наиболее активно развивается когнитивная лингвистика. Объектом ее изучения является человеческий
разум, мышление и те ментальные процессы
и состояния, которые с этим связаны. Когнитивная лингвистика
— наука о знании и познании, о восприятии
мира в процессе деятельности людей. Термин
"парадигма научного знания" появился
в трудах американского ученого Т. Куна
в 1962 году. В современной науке под парадигмой
понимают модели постановки проблем и
совокупность приемов их решения. В нашей
науке парадигмы не сменяют друг друга,
а накладываются одна на другую, сосуществуют
в одно и то же время.
Основной парадигмой современной лингвистики
является антропоцентризм — переключение интересов исследователя
с объектов познания на субъект, то есть
анализируется человек в языке и язык в человеке.
Антропоцентрическая парадигма охватывает
функционализм, когнитивную лингвистику, лингвокультурологию,
прагмалингвис-тику, коммуникативную
лингвистику, этнолингвистику, лингвистику
текста и др., в центре которых стоит человек.
Победой антропоцентризма можно считать
90-е годы XX века.
В русле антропоцентризма разрабатываются
новые лингвистические понятия и категории:
языковая личность, языковая картина мира,
концепт, концептосфера и др.
Таким образом, общее языкознание — специфическая
наука и предмет образовательного лингвистического
цикла. Оно имеет свой объект, предмет
и систему методов. В отечественной науке
сформировались основные принципы анализа
языка. Язык как объект изучения обладает
четырьмя фундаментальными свойствами:
историзм, психологизм, социологизм, структурно-системное
устройство. В науке наших дней формируется
новая парадигма — антропоцентризм, открывающий новые горизонты лингвистического
исследования.
Объектом лингвистики
явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития
и ф-ционирования языка составляют предмет
науки о языке. Эти закономерности м. быть
присущи отдельным конкретным языкам
или их группам. Наряду с такими частными
закономерностями в каждом языке мира
м. быть вскрыты некоторые общие закономерности,
присущие всем или большинству языков
человечества. Поэтому предмет курса «Общее
язык-е» соотносится с такими понятиями
как «частное» и «общее» язык-е. Частное – изучает отд. язык или группу языков:
русистика, славистика. Изуч-ся внутр.
устройство, отличительные особенные
условия, в оторванности от внешнего мира. Общее – изучает универсалии, то, что объединяет
разные языки. Если рассматривать язык
с точки зр-я языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними
факторами (социолингвистика, психолингв.,
этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя линвистика изучает внутр. устройство: яз ед-цы, уровни
языка, особенности внутр. развития языка
(законы).
Также можно рассматривать язык в диахроническом
и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на
протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе. Кроме того, языкоз-е может быть практическим,
теоретич., прикладным. Практическое –
заним-ся конкретными языками с целью
их использ-я как ср-ва общения. Теоретическое
– изучает сущность языка как системы,
его ед-цы и соотношение м/ду ними, природу
грамматич. Категорий и проч. Прикладное
– отрасль заним-ся разработкой и приложениейм
лингвистич. данных к потребностям общ-ва.
Т.о., общее яз-е изучает закономерности, хар-ые д/всех
языков. Общие закономерности – это чел.
язык в целом, язык как соц. явл-е, как ср-во
познания, язык в его связи с мышлением,
язык как явл-е культуры, язык как системи
знаков, язык как особая структура. Общее
яз-е – дисциплина теоретическая, внешняя
и обычно синхронич. В современном мире
намечаются тенденции расширения объекта
лингвистики. Всё больше внешних факторов
входит в объект яз-я: 1) гендерный, 2) национально-культ.,
3) психологич., 4) социологич. Т.о., яз-е заним-ся
внутренним устройством языка, вместе
с факторами, обусловливающими его ф-ционир-е
и развитие.
2.функции языка
Функции языка
Термин «функция» в лингвистике употребляется в нескольких значениях:
1) назначение, роль языка в человеческом обществе, 2) назначение роль единиц языка. В первом случае говорят о функциях языка, во втором – о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).
Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение – быть средством общения людей.
К основным функциям языка относят коммуникативную, когнитивную, кумулятивную.
2. Коммуникативная функция
Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения.
Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Текст будет информативным для меня только тогда, когда я буду готов к его восприятию и когда содержащиеся в нем сведения каким-то образом подействуют на мое поведение. (Это не значит, конечно, что я немедленно куда-то побегу или начну перестраивать в корне свою жизнь. Но, может быть, скажу что-то в ответ или просто задумаюсь о чем-то, заинтересуюсь чем-то, захочу поделиться услышанным с другим человеком и т.д.)
Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкций, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли (владеть синонимией), иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация — от лат. communico — связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется тип коммуникативной компетенции. В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция.
Коммуникативная компетенция
- это способность понимания
Очень важное место в
коммуникативной функции
В настоящее время
уже определены компоненты ситуации,
или речевые условия, которые
диктуют говорящему выбор слов и
грамматических средств. Это, во-первых,
взаимоотношения между
Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и. наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.
Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной функции сегодня. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.
Итак, стоит согласиться с мыслью: коммуникация, общение с помощью языка – один из важнейших факторов, «сотворивших» человечество.
3. Когнитивная функция
Общение людей предполагает
определенные знания у них об окружающей
действительности, а одним из универсальных
и эффективных средств познания окружающего мира
является язык. Тем самым язык выполняет
также познавательную иликогнит
С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.
Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит в известной степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета родной язык. В этом существенное отличие его от преподавания неродных языков.
Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом.
Ученые признают факт
сложной взаимосвязи между
Сознание, мышление как свойство головного мозга идеально, оно не имеет свойств материи – запаха, вкуса, температуры и пр. Язык же, вернее его единицы, имеет звуковую, т.е. материальную сторону. Мышление материализуется в языке, в звуках, через них оно передается другим людям.
В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое значение слова опирается на понятие. Тем самым становится возможной передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово (в этом случае мы говорим о той функции языка, которая была названа функцией хранения информации). На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления.
Взаимосвязь мышления и
языка раскрывается также в вопросе
происхождения понятия и слова.
Существует широко распространенное мнение
о невозможности появления
4. Кумулятивная функция
Коллекция и информативность являются теми существенными свойствами языкового знака, которые лежат в основе его важнейшей функции наряду с коммуникативной: функции кумулятивной.