Принципы изучения грамматики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Система стереотипов определяет существование интуитивной, неосознаваемой грамматики, которую носит в себе
каждый человек на родном языке. При изучении иностранного языка также необходимо запустить механизм стереотипии на базе отобранного грамматического минимума, т. е. создать интуитивную грамматику, которая способствовала бы организации речи на иностранном языке.
При этом надо иметь в виду следующие существенные отличия в условиях овладения родным и иностранным языком, которые сказываются на подходе к обучению грамматике иностранного языка.

Содержание работы

Введение
1. Из истории вопроса
1.1 Истоки грамматики как науки
1.2 Исследование данной темы в трудах выдающихся ученых-лингвистов
2. Основные принципы изучения грамматики
2.1 Логический принцип изучения грамматики (Ф.И. Буслаев)
2.2 Психологический принцип изучения грамматики (Х. Штейнталь)
2.3 Семантический принцип изучения грамматики (А.А. Потебня)
2.4 Грамматическая концепция Ф.Ф. Фортунатова
2.5 Морфология как учение о формообразовании русского слова.
2.6 Предмет и задачи синтаксиса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 47.30 Кб (Скачать файл)

В этом смысле весьма показательны его исследования в области грамматики — основной темы его лингвистических штудий. По мнению В. В. Виноградова, именно здесь А.А. Потебня проявил себя как подлинный новатор 5 . Для А.А. Потебни грамматические категории — это основные категории мышления. Пространством пересечения грамматических категорий является предложение. Структура предложения аналогична структуре сформулированной в нем мысли. Поэтому А.А. Потебня считал, что выявление эволюции типов предложения будет одновременно и исторической типологией мышления.

Эта задача в корне меняла взгляд на такую традиционную область языкознания, как грамматика, и открывала интересные перспективы. Те сюжеты, которые прежде интересовали лишь специалистов, приобретали совершенно иное качество. Например, идея А.А. Потебни о росте предикативности по мере развития языка характеризует не только эволюцию языка, но и эволюцию сознания: категория процесса, динамики становится все более характерной для мысли при движении от древности к современности. Подобного рода «грамматические» идеи А.А. Потебни позже нашли отклик в работах Н. Я. Марра, И. И. Мещанинова, Г. Шухардта (так называемая теория эргативности), но явно не исчерпали себя и ждут разработки на новом уровне.

А.А. Потебня одним из первых применил антиномии для описания как явлений языка, так и содержания ранних состояний картины мира и тем самым был непосредственным предшественником структурных методов описания языка и семиотического подхода к надъязыковым феноменам. Именно А.А. Потебня наметил основной набор семиотических противопоставлений славянской картины мира (доля — недоля, жизнь — смерть и др.).

Семантический принцип последовательно проводится А. А. Потебней и по отношению к слову. Точнее будет сказать, что именно слово было главным объектом его семантических разысканий. Начиная с самых ранних работ («О некоторых символах в славянской народной поэзии», «О связи некоторых представлений в языке» и др.), А.А. Потебня настаивает на необходимости изучения семантических рядов слов в более широком контексте развития языка и мышления.

 

    1. Грамматическая концепция Ф.Ф. Фортунатова.

П.С. Кузнецов утверждает, что огромное влияние на развитие грамматической мысли конца XIX – первой четверти XX в. оказала грамматическая концепция Фортунатова.

.Это была одна из первых попыток решить грамматические проблемы на собственно языковой основе, без опоры на логику и психологию. Ядром грамматической концепции Ф. Ф. Фортунатова является учение о грамматической форме.

Рассмотрение грамматической стороны языка ученый начинает с определения слова.

Слово, как известно, является одной из важнейших и наиболее трудных в определении единицей языка. Фортунатов рассматривает слово как единицу языка, которую необходимо строго отграничивать от словосочетаний, а также от составных частей слова (т. е. от морфем).

В основу определения слова как отдельной самостоятельной единицы языка кладется принцип обладания самостоятельным значением. «Всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других звуков, являющихся словами, есть слово; например, в русском языке звук речи а представляет собой отдельное слово, т. к. этот звук а имеет у нас известное значение (союз а) отдельно от других звуков, являющихся словами.» [3, I, с. 132].

Фортунатов сосредоточивает свое внимание в первую очередь на грамматических особенностях слова. В этом отношении особо важно его классификация слов, т. е. учение о грамматических классах слов.

Деление на грамматические классы основано у Фортунатова на разработанном им понятии формы слова, иначе говоря, грамматической формы. Понятие формы является одним из центральных вопросов морфологии. Создание учения о грамматической форме считается одной из важнейших заслуг Фортунатова в истории языкознания.

Проблема формы в языке занимала Фортунатова на протяжении всего периода его научной деятельности. Он ее разрабатывал и в трудах, посвященных отдельным грамматическим категориям – виду, залогу, и в общих курсах, где этой проблеме уделялось особое место.

Грамматическую форму, по мнению Фортунатова, имеют далеко не все слова. Форма есть «способность отдельных слов выделять из себя для создания говорящего формальную и основную принадлежность слова» [ 3, с.137]. Под оснoвной принадлежностью Фортунатов понимал основу слова, под формальной – «аффикс» (окончание, префикс, суффикс, инфикс).

  Фортунатов делил все формы на два типа: формы словообразования и формы словоизменения. Формы словообразования делятся на две категории. В первую входят формы, обозначающие различие в признаке какого – либо предмета мысли. Например: беленький, но белый. Во вторую категорию входят формы, образованные от одной и той же основы, но находящиеся в определенных отношениях к предметам мысли, обозначаемым иными словами. Например: белый – белье, белить. Формы словоизменения также делятся на две категории. К первой категории относятся формы времени, наклонения и лица в системе глагола. Эти формы указывают на отношения между подлежащим и сказуемым. Ко второй в индоевропейских языках относятся формы склонения в системе имени существительного и прилагательного. Эти формы указывают на отношения данного предмета мысли к другим предметам.

В зависимости от наличия у полных слов форм словоизменения и форм словообразования Фортунатов различает грамматические и неграмматические классы слов. Под грамматическими классами слов он понимал разряды слов, которые либо имеют одну общую форму, либо соотносительны между собой по значению. Грамматическим классам слов противопоставляются неграмматические, основывающиеся на классах значений слов.

Учение о грамматических классах слов разработано Фортунатовым в противовес традиционной классификации слов по частям речи, восходящей еще к Аристотелю.

Грамматические классы Фортунатов разделил на две группы:

1)   слова с формами словоизменения;

2)   слова без форм словоизменения.

Среди первых он выделил:

a)   слова спрягаемые (глаголы в узком смысле этого слова);

b) слова, склоняемые без необходимости согласования в роде (существительные; слова, называемые числа);

c)   слова, склоняемые с согласованием в роде (прилагательные; причастия; некоторые разряды местоимений – притяжательные, указательные, определительные; слова, называющие порядок предметов при счете).

В склоняемых словах – существительных Фортунатов выделил: а) существительные личные (т. е. местоимения 1-го и 2-го лица) и б) существительные неличные, где различаются существительные имена (т. е. слова – названия) и существительные – местоимения неличные (т. е. местоимения с неличными местоименными словами типа кто, что).

В класс слов без форм словоизменения Фортунатов включил инфинитив, деепричастия и наречия.

Следует отметить, что указанные грамматические классы выделены, как замечает Фортунатов, применительно к общеевропейскому языку, но могут быть выделены и в других языках.

Необходимо помнить, что теория Фортунатова о форме слова явилась одной из первых формализованных теорий в языкознании.

В связи с учением о форме слова он освещает вопрос о морфологической классификации. Такая классификация, по его определению, основана на сходствах и различиях, существующих между языками и обнаруживаемых при образовании простых, т. е. несоставных, форм слова. По мнению Фортунатова языки мира разделяются на пять основных типов.

1.   Агглютивные языки, у которых основа и аффикс остаются по своему значению отдельными, как бы склеенными частями слов. К данному типу относятся, например, урало – алтайские языки. [3, с. 153]

2.   Флективно – агглютативные языки, у которых основы слов сами имеют формы за счет внутренней флексии, а отношения между основой и аффиксом такое же, как у агглютативных языков. К этой группе относятся семитские языки [3, I, с. 153 – 154].

3.   Флективные языки, представляющие  флексию основ в сочетании  основ с аффиксами. Примером языков  данного типа могут служить  индоевропейские языки [3, с. 154].

4.   Корневые языки, в которых  слова соответствуют корням слов  в других языках, а форм слов, образуемых аффиксами, нет больше. К данной группе принадлежат  такие языки как китайский, сиамский  и др. [3, с. 154].

5.   Полисинтетические языки, которые по образованию форм  отдельных слов относятся к  языкам агглютативным, но выделяются в особый класс, потому что обладают дополнительно формами, образующими слова – предложения. Сюда относятся языки американских индейцев [3, с. 180 – 181].

Морфологическая классификация, по его мнению, должна основываться не только на внешнем строении слова, внешней форме, но и на значении.

Синтаксис, вторая часть грамматики, вырастает у Фортунатова из морфологии. Если основной единицей морфологии он считал слово в его отношении к грамматической форме, то основной единицей синтаксиса он считал словосочетание также в его отношении к грамматической форме. Понятие грамматической формы словосочетания предполагает, по Фортунатову, выражение формами языка отношения некоего предмета мысли к другому предмету мысли. Под этим углом зрения Фортунатов рассматривает так называемые грамматические словосочетания. Грамматическим называются словосочетание, у которого: 1) составляющие его части сами являются грамматическими; 2) сочетание в целом также носит грамматический характер.

Словосочетание, включающее грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое, является законченным и образует грамматическое предложение. Под грамматическим сказуемым понимается «та часть словосочетания, которая заключает в себе форму сказуемости», а под грамматическим подлежащим – «та часть словосочетания, с которою сочетается грамматическое сказуемое» [3, с. 186].

Словосочетание, не включающее грамматическое подлежащее и сказуемое, называется незаконченным. Незаконченные словосочетания обычно являются частями законченного (сложного) словосочетания, представляющего собой грамматическое предложение.

Таким образом, словосочетание оказывается у Фортунатова основным объектом синтаксиса.

Необходимо отметить, что учение о словосочетании и предложении тесно связано с понятием психологического суждения и исходит из него. Под словосочетанием Фортунатов понимает «то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения или выражение его части» [3, II, с. 451].

Ученики и последователи Фортунатова продолжали разработку его идей, в частности учения о словосочетании, иногда значительно отходя от его положений, иногда лишь несколько их видоизменяя и делая попытку увязать данные положения с предыдущей и последующей русской грамматической традицией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 


Информация о работе Принципы изучения грамматики