Проблема выбора метода преподавания на уроке немецкого языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии проблемы методов обучения. Преодоление отмеченных трудностей и достижение целей исследования проблемы возможно только на дидактическом уровне, то есть на уровне рассмотрения черт и процессов, свойственных любому обучению, независимо от специфики его предметного содержания.

Содержание работы

Введение.
Раздел I. Теоретические основы методов обучения
1.1 Сущность и содержание методов обучения.
1.2 Проблемы методов обучения.
1.3 Классификация методов обучения.
Раздел II. Ведущие методы обучения в современной практике.
2.1Методы обучения на уроке немецкого языка.
2.2 Выбор методов обучения.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

- Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление  плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.

- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление  справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

- Составление  формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

- Составление  тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

- Составление  матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов  обучения. Вторую группу по этой классификации  составляют наглядные методы обучения.

 

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две  большие группы: метод иллюстраций  и метод демонстраций.

 

метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств  наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных  методов обучения необходимо соблюдать  ряд условий:

а) применяемая наглядность  должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует  постепенно и только в соответствующий  момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый  предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность  должна быть точно согласована с  содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в  наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

 

Практические  методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

 

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру  подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности  учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению  известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения;

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности  применения упражнений.

 

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

 

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

 

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются  обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. [8, С.57]

 

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической  последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. [8, С.58]

 

Лабораторные  работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском  плане.

Разновидностью исследовательских  лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием  животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости  от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора  и пополнения экспонатами местных  краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель  составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

 

Практические  работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия  с обучающими машинами, с машинами-тренажерами  и репетиторами.

 

1.2 Проблемы методов  обучения

 

Одна  из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения  находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого  мнения относительно роли и определения  понятия "метод обучения". Так, И. Ф. Харламов дает следующее определение  сущности этого понятия: "Под методами обучения следует понимать способы  обучающей работы учителя и организации  учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических  задач, направленных на овладение изучаемым  материалом".

Ю. К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". [2, С.119]

Т. А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". [12, С.87]

Так как на данный момент нет обобщающего понятия «метод обучения», то это является одной  из проблем современной дидактики. Также немаловажной проблемой является классификация методов обучения.

 

1.3 Классификация  методов обучения

   

Классификация методов обучения –  это упорядоченная по определенному  признаку их система. В настоящее  время известны десятки классификаций  методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела  до понимания того, что не следует  стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно  подвижный, диалектический процесс. Система  методов должна быть динамичной, чтобы  отражать эту подвижность, учитывать  изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые мы рассмотрим подробнее.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения). [9, С.211]

Метод

 

Практический

Наглядный

Словесный

Работа  с книгой

Видеометод

Опыт

Упражнение

Учебно-производительный труд

Иллюстрация

Демонстрация

Наблюдения учащихся

Объяснение

Разъяснение

Рассказ

Беседа

Инструктаж

Лекция

Дискуссия

Диспут

Чтение 

Изучение

Реформирование

Беглый просмотр

Цитирование

Изложение

Составление плана

Конспектирование

Просмотр

Обучение

Упражнения под контролем  «электронного учителя»

Контроль


 

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

    • Приобретение знаний;
    • Формирование умений и навыков;
    • Применение знаний;
    • Творческая деятельность;
    • Закрепление;
    • Проверка знаний, умений, навыков.

Нетрудно  заметить, что данная классификация  методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия  и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы:

    • Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
    • Репродуктивный;
    • Проблемное изложение;
    • Частично-поисковый (эвристический);
    • Исследовательский.
    1. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
    1. методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
    2. методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)

Информация о работе Проблема выбора метода преподавания на уроке немецкого языка