Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа
Цель данной работы состоит в раскрытии проблемы методов обучения. Преодоление отмеченных трудностей и достижение целей исследования проблемы возможно только на дидактическом уровне, то есть на уровне рассмотрения черт и процессов, свойственных любому обучению, независимо от специфики его предметного содержания.
Введение.
Раздел I. Теоретические основы методов обучения
1.1 Сущность и содержание методов обучения.
1.2 Проблемы методов обучения.
1.3 Классификация методов обучения.
Раздел II. Ведущие методы обучения в современной практике.
2.1Методы обучения на уроке немецкого языка.
2.2 Выбор методов обучения.
Заключение.
Библиография.
К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.
Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы. [6, С.19], [11, С.71]
Методы обучения
Метод преподавания |
Метод учения |
Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно побуждающий Побуждающий |
Исполнительный Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый |
Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.
6.
Наибольшее распространение в
дидактике последних
Методы устного контроля и самоконтроля |
Методы письменного контроля и самоконтроля |
Методы лабораторно- |
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.
Раздел II. Ведущие методы обучения в современной практике.
2.1 Методы обучения на уроке немецкого языка.
В практической части я решил проанализировать урок немецкого языка и подобрать наиболее эффективные методы обучения. Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения – интерактивные методы обучения – может развиваться так:
Тема урока: «Das ABC der deutschen Staedte» (Азбука немецких городов). Данный урок развивает навыки коммуникативной компетенции. Читая текст в журнале DER WEG, обучающиеся знакомятся с немецкими городами, далее представляют полученную информацию перед своими товарищами в виде рекламы туристических агентств. Урок построен на правилах игры "Путешествие по станциям", когда дети двигаются от одной станции (текст о городе) к другой, выполняют задание к текстам: заполняют таблицу, представленную в виде алфавита.
Целевая группа – 8 класс.
Цели занятия:
Средства массовой информации: Тексты из журнала "DER WEG" (Путь), копии макетов, картины, географическая карта.
Введение в новую тему. В ведении мы используем метод беседы - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного:
«Какие немецкие города вы могли бы назвать? Какие достопримечательности вы знаете в этих городах?»
Затем учитель раздаёт 4 разрезанные картины Кельна, Дюссельдорфа, Бонна, Аахена. Ученики подбирают подходящие части и собирают головоломку. Вследствие этого образуются группы. Каждая группа должна 2-3 предложениями охарактеризовать картину города. Это наглядный метод - метод, при котором усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Учитель начинает читать лекцию - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Задача обучающихся – выделить основные пункты и законспектировать их.
Учитель даёт тему для дискуссии: «Город Германии, в котором я хотел бы жить». Начинается дискуссия: метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
В конце урока учитель даёт домашнее задание – письменные упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
В данном уроке были задействованы следующие методы: метод беседы, наглядный метод. Я считаю что взаимодействие данных методов даёт наиболее оптимальный результат обучения.
2.2 Выбор методов обучения
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения. В таблице они сведены в иерархическую систему.
Фактор |
Влияние фактора |
Место |
Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть |
0,90 |
1 |
Уровень мотивации обучения |
0,86 |
2 |
Реализация принципов, закономерностей обучения |
0,84 |
3 |
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать |
0,80 |
4 |
Количество и сложность учебного материала |
0,78 |
5 |
Уровень подготовленности учащихся |
0,70 |
6 |
Активность, интерес учащихся |
0,65 |
7 |
Возраст. Работоспособность учащихся |
0,62 |
8 |
Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость |
0,60 |
9 |
Время обучения |
0,55 |
10 |
Материально – технические,
организационные условия |
0,50 |
11 |
Применение методов на предыдущих уроках |
0,40 |
12 |
Тип и структура занятия |
0,38 |
13 |
Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество и авторитарность) |
0,37 |
14 |
Количество учащихся в классе |
0,36 |
15 |
Уровень подготовленности учителя |
0,35 |
16 |
Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:
Как практически выбирают оптимальные методы обучения?
С чисто формальной точки
зрения прогнозирование их не кажется
особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный
подход, размышляем так. Имеется некоторое
множество методов обучения и
множество условий, в которых
они применяются. Основные значения
первого и второго множеств известны.
Кроме множества методов и
условий в реальном процессе всегда
действуют случайные (неизвестные)
причины, величины которых и направленность
влияния нельзя предусмотреть заранее.
В первом приближении их влиянием
приходится пренебречь, но нужно помнить,
что именно наличием непредвиденных,
неконтролируемых причин обуславливается
надежность прогностических выводов.
Задача оптимизации методов
Для обучения учителей оптимальному выбору методов обучения, как показывает передовой опыт, в школе должны быть реализованы определенные организационно-педагогические условия, к числу которых в первую очередь надо отнести: организацию самообразования учителей по овладению всем арсеналом методов обучения, накопленных педагогической наукой и передовой практикой (изучение программ, учебников, методических пособий по предмету, материалов о передовом опыте обучения и прочее). Особенно полезно периодическое выполнение упражнений по выбору методов обучения.
Следующим условием успешной
реализации оптимального выбора педагогических
решений является обязательный анализ
учителем эффективности применения
методов обучения после окончания
урока. Педагогам полезно выявить
при этом, какими расходами времени
и усилий были достигнуты определенные
результаты, являются ли эти расходы
оптимальными с точки зрения сформулированных
ранее критериев. Если будет установлено
отклонение в расходах времени, то необходимо
провести анализ причин, кроющихся
в выборе методов обучения, предусмотреть
в последующем профилактику этих
причин. При сложном комплексе
факторов, от которых зависит успешность
решения педагогических задач, мы всегда
будем иметь некоторые
Сегодня надежным помощником
учителя при выборе оптимальных
методов обучения становится ЭВМ. Электронный
мозг мгновенно «профильтрует» методы
сквозь сито конкретных условий обучения
и посоветует педагогу остановить свой
выбор на тех путях, которые удовлетворяют
заранее обусловленным
Информация о работе Проблема выбора метода преподавания на уроке немецкого языка