Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа
Цель, предмет и объект исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач дипломной работы:
выявить понятие воспитания в педагогической науке;
рассмотреть особенности воспитательной роли английского языка;
Изучить различные способы воспитания (а именно развитие социально значимых качеств личности) посредством иностранного языка.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Общие сведения понятия «Воспитание»……………………….5
Понятие «Воспитание»…………………………………...……….5
Цели воспитания……………………………………………..…….6
Особенности взаимосвязи обучения и воспитания…………..….7
Глава II Иностранный язык как средство воспитания личности……….9
2.1 Особенности воспитательной функции ИЯ……………………….…9
2.2 Различные подходы к воспитательной задаче на уроках иностранного языка……………………………………………………………..12
2.3 Воспитание чувства патриотизма и толерантности посредством изучения иностранного языка………………………………………………….14
Глава III Способы развития социально значимых качеств личности………………………………………………………………………....18
3.1 Воспитательная функция игры на уроке иностранного языка………………………………………………………………………….…..18
3.2 Чтение литературы и поэзия - одни из главных способов воспитания на уроках иностранного языка………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………….…….22
Список использованной литературы…………………………………….23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I Общие сведения понятия «Воспитание»……………………….5
Глава II Иностранный язык как средство воспитания личности……….9
2.1 Особенности воспитательной функции ИЯ……………………….…9
2.2 Различные подходы к воспитательной
задаче на уроках иностранного языка……………………………………………………………..
2.3 Воспитание чувства патриотизма и толерантности посредством изучения иностранного языка………………………………………………….14
Глава III Способы развития социально
значимых качеств личности…………………………………………………………
3.1 Воспитательная функция игры
на уроке иностранного языка…………………………………………………………………
3.2 Чтение литературы и поэзия - одни из главных способов воспитания на уроках иностранного языка………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….23
Введение
В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные ориентации и, в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашёнными принципами гуманизации и демократизации общества признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Одним из очевидных изменений, произошедших в содержании образования за последнее десятилетие, является повышение роли иностранных языков. Не секрет, что долгое время владение иностранными языками оставалось в нашей стране привилегией специалистов с профильным образованием. Сегодня хорошее знание как минимум одного иностранного языка становится обязательным и престижным атрибутом высшего образования.
Знание мало обогащает человека, так как важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что знание или процесс его приобретения вносит в формирование человека как личности. Поэтому главное достоинство, основная мощь и сила языка заключаются на наш взгляд, именно в его воспитательном аспекте. Отсюда следует, что тема выбранной мной курсовой работы необычайно актуальна, так как вопрос воспитания человека ,развития его как личности поднимался со времен существования древних цивилизаций, и теперь в XXI веке не утратил необходимости и важности.
Целью данной работы является доказательство того, что воспитательный аспект (а именно влияние иностранного языка на социально важные качества личности) есть один из самых важнейших компонентов в обучении иностранному языку, что он не отделим от самого процесса обучения иноязычному общению, а составляет с ним единое целое.
Объектом исследования являются воспитательные возможности иностранного языка.
Предметом является иностранный язык (урок иностранного языка).
Цель, предмет и объект исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач дипломной работы:
Глава I.Общие сведения понятия «Воспитание»
1.1.Понятие «Воспитание»
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию учащихся выступает понятие "воспитание". Категория воспитания - одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению. Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - "питают" своим молоком млекопитающие.
Сегодня термин "воспитание" далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. "Питание", в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и "усвоение" того, что выработано культурой. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:
воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;
воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание часто трактуется
в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной
воспитательной задачи (например, воспитание
общественной активности, коллективизма).
1.2.Цели воспитания
Дискуссионна проблема целей «воспитания», имеющих конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов.
Ни одно из существующих многочисленных определений цели воспитания не является исчерпывающими. В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от социально-философских позиций авторов, как:
-воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
-приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности;
- воспитание социально компетентной личности;
-воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности;
-эмансипация, свободное развитие личности;
-формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой;
-развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
1.3.Особенности взаимосвязи обучения и воспитания
В истории педагогики существует
устойчивая тенденция рассмотрения обучения
и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи
подчеркивают, что поскольку под обучение
подразумевается научение некот
Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.
Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.
Глава II.Иностранный язык как средство воспитания
2.1.Особенности воспитательной функции иностранного языка
Иностранный язык занимает особое место в процессе воспитания личности, как члена социума. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и способствует формированию неотъемлемых качеств личности (т.к. толерантность, внимательность, дисциплинированность, эмпатия, ответственность, коммуникабельность и т.д.).
Воспитательный потенциал является неотъемлемой чертой любого урока иностранного языка, цель которого заключена в:
-формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
-в воспитании культуры общения;
-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. Большинство отечественных и зарубежных методистов, (Е.И.Пассов, С.Ф.Шатилов, Р.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Б.Е.Сахарова) прежде всего, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку, как о главной, основной функции иностранного языка. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении важной задачи развития личности. При коммуникативном подходе обучения ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность обучающегося, их опыт, мировоззрение, учебные и неучебные интересы и склонности, их чувства не остаются в стороне, а учитываются при организации общения на занятии.
Обучение, осуществляемое в атмосфере доброжелательности, помогает раскрыться разным сторонам личности, дает возможность преодолеть такие психологические барьеры, как скованность, застенчивость, неуверенность в себе. Это позволяет лучше воспринимать иностранный язык как средство общения, но и способствует формирования.
Так, содержание урока строится не на «прохождении учебных тем», изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, учатся высказывать свое отношение к происходящему; обосновывать и отстаивать собственное мнение.
Ученик видит, что все общение не только ориентировано на личность, но и строится на уважении к ней. Поскольку проблемы как таковы не имеют однозначного решения, то участники их обсуждения - учитель и ученик - как речевые партнеры равноправны: мнение ученика столь же уважаемо, как и мнение учителя. Свобода выражения этого мнения, уважение к нему, отсутствие навязывания и свободный выбор позиции благотворно сказываются сначала на психологическом климате в целом, а затем и на формировании демократических отношений как социально-важных качеств личности.
В процессе обучения иностранному языку ученик находится в определенном социальном окружении: постоянно вступает в контакт со своим учителем и одноклассниками. Такое воздействие формирует у него умение изучать и оценивать качества других людей и коллектива в целом, способствует приобретению социального опыта общения с людьми. Этические нормы, которыми пользуются товарищи, учитель, их взгляды, отношение к труду, к учебе, дисциплинированность, целеустремленность, уважение друг к другу, вкусы - все это воспринимается учащимися как общественные нормы, усваивается ими и будет включено в структуру его поведения.
Развивая познавательный интерес, в учебном труде закладываются основы заинтересованного отношения обучающегося к будущей профессии, основы творческого отношения к труду вообще.
Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На уроках иностранного есть своя особенность - это обучать общению, которое по своей сути - личностно. Личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Нужно не забывать, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.
Информация о работе Развитие социально-значимых качеств личности посредством иностранного языка