Развитие социально-значимых качеств личности посредством иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель, предмет и объект исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач дипломной работы:
выявить понятие воспитания в педагогической науке;
рассмотреть особенности воспитательной роли английского языка;
Изучить различные способы воспитания (а именно развитие социально значимых качеств личности) посредством иностранного языка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Общие сведения понятия «Воспитание»……………………….5
Понятие «Воспитание»…………………………………...……….5
Цели воспитания……………………………………………..…….6
Особенности взаимосвязи обучения и воспитания…………..….7

Глава II Иностранный язык как средство воспитания личности……….9
2.1 Особенности воспитательной функции ИЯ……………………….…9
2.2 Различные подходы к воспитательной задаче на уроках иностранного языка……………………………………………………………..12
2.3 Воспитание чувства патриотизма и толерантности посредством изучения иностранного языка………………………………………………….14

Глава III Способы развития социально значимых качеств личности………………………………………………………………………....18
3.1 Воспитательная функция игры на уроке иностранного языка………………………………………………………………………….…..18
3.2 Чтение литературы и поэзия - одни из главных способов воспитания на уроках иностранного языка………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………….…….22
Список использованной литературы…………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 230.02 Кб (Скачать файл)

Необходимо помнить, что неумелое педагогическое общение затрудняет познавательную деятельность обучающихся, поэтому педагог должен оказывать положительное воздействие на их познавательную деятельность, раскрыть их личностный потенциал.

Воспитание личности предполагает:

1. развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;

2. формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;

3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);

4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);

5. развитие эстетических взглядов;

6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;

7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.

Все эти задачи, в принципе, решаются учебным предметом «иностранный язык». Можно привести немало примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение иностранному языку способствует развитию всех указанных выше черт личности. Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения и при этом хорошо используется игра.

 

2.2 Различные подходы к воспитательной задаче на уроках иностранного языка

 

Е.Пассов в своей работе «Урок иностранного языка» выделяет так называемый потенциал урока и считает его главной ценностью любого иностранного языка. В чем же заключены, по Пассову, воспитательные возможности нашего урока? По-видимому, в трёх сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов; во-вторых, в методической системе обучения; в-третьих, в личности преподавателя и его поведении. Если вспомнить в связи с этим, какие материалы (тексты, темы, проблемы и т. д.) включены в учебник и используется на уроках. Это рассказы о родине и её истории, о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о беззаветном героизме людей в годы войны, о природе, музыке, экологии….. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна всеми известная особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути - личностно. Студент не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность, - утверждает Пассов, - и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие.

Но Е.И.Пассов утверждает так же то, что, к сожалению, этот канал используется ещё сравнительно мало. Дело в том, что простое включение в учебник и прочтение текста ещё не даст должного эффекта; нужна ещё и соответствующая интерпретация и соответствующее отношение к нему у преподавателя. Особую роль Пассов отводит в этом вопросе педагогу, как главному образцу для учеников. Пассов утверждает, что очень важно, чтобы ученик на каждом шагу видел и чувствовал влюбленность самого преподавателя в язык, ощущал уважение преподавателя к народу - носителю этого языка. И очень важно здесь, не только то, что говорится, но и то, как это делается. Сам воспитательный потенциал должен быть заложен и в самой системе обучения. Всё зависит от того, на каких принципах эта система основана, какие приемы работы предполагает. Разные системы обучения по-разному развивает интеллектуальные способности учеников. Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач. Это не может не развивать способностей учеников и не воспитывать таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; не развивать волю, мышление, внимательность, воображение, память и т.д. Определяя цели, содержание и средства обучения иностранному языку известный методист С.Ф.Шатилов говорит о том, что цели обучения иностранному языку определяются, прежде всего, общеизвестными запросами, государственными интересами воспитания всесторонне развитого и образованного человека; что цели обучения языку определяют в значительной мере содержание, средства и методы обучения, поэтому категорию целеполагания Шатилов считает одной из ведущих в методике. Шатилов ссылается на новую государственную программу, в которой речь идёт о комплексной реализации практической, воспитательной, образовательной и развивающей цели. Мы говорили о воспитательной цели обучения иностранному языку, поэтому мы рассмотрим позицию С.Ф.Шатилова именно в этом аспекте. Шатилов утверждает что, овладевая иностранным языком, ученики лучше понимают свой родной язык. Именно занятия языком тренируют и развивают память, волю, внимание, трудолюбие; развивает познавательные интересы; расширяют кругозор; знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями стран изучаемого языка. Всё это, несомненно, носит воспитательный и развивающий характер. Изучение иностранного языка формирует чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами, и главное: изучение иностранного языка формирует ученика как здоровую нравственную личность. Иностранный язык, как было уже сказано, вносит свою лепту в воспитание социально-активной личности; что изучение способствует формированию взглядов на мир ученика, на место человека в природе и в обществе, на характер отношений в сфере, в которой он живет, к самому себе и т.д. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств в личности: патриотизм и гуманизм. При этом осуществляется так же и трудовое воспитание в широком смысле этого слова, т.е. формируется навыки интеллектуального труда.

 

2.3 Воспитание чувства патриотизма и толерантности посредством иностранного языка

 

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. Сегодня все большее распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семьи и в образовательные учреждения. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания духе толерантности. Обучение иностранным языкам дает большие возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии личности, они выступают как составные элементы мировоззрения личности, отношения к родной стране, другим нациям и народам.  Диалог языков и культур не может быть продуктивным вне уважения культурной идентичности других людей и развитого национального самосознания.

Для осуществления успешной коммуникации, необходимо сформировать у студентов интерес к культуре и традициям страны изучаемого языка и способность представлять собственную страну и культуру.

Еще несколько десятилетий назад, говоря о культуре при обучении иностранным языкам, имели в виду культуру с большой буквы - литературу, искусство, живопись, архитектуру, музыку, созданную классиками стран изучаемого языка. Сегодня подход не сколько изменился, культурные рамки при изучении существенно расширились, о чем говорит краткий анализ данного понятия, на базе исследований ведущих зарубежных методистов, лингвистов и психологов, занимающихся проблемой взаимосвязи языка и культуры в процессе овладения иностранным языком.

В настоящее время культуру рассматривают как состоящую из традиционных образов мышления и поведения, включая ценности, верования, правила этикета, экономическую деятельность и т.д., которые передаются от одного поколения к другому в процессе обучения и воспитания и отражены в языке в качестве национальных реалий.

В ходе курсов «Страноведение» и «Краеведение» на иностранном языке студенты знакомятся с географическим положением, ландшафтом, особенностью флоры и фауны, населением, хозяйством, культурой и социальной организацией стран изучаемых языков и своей родины. Изучая данные дисциплины, студенты, получают возможность расширить свое социокультурное пространство и культурно самоопределится - придти к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов в спектре культур страны как родного, так и изучаемых языков.

Следует отметить, что курс «Краеведение» рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Знакомство с прошлым, настоящим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию чувства гордости за свою Родину. Студенты всегда с большим энтузиазмом готовят обзорную экскурсию по городу на иностранном языке. В ходе обсуждения проведенной экскурсии студенты отмечали, что, находясь в качестве экскурсовода на улицах родного города, испытывали чувства волнения и гордости за свой город.

Студенты пользуются учебно-методическими комплексами, разработанные Советом Европы. Авторы данных УМК учитывают все современные подходы к изучению иностранных языков. В УМК представлены задания, способствующие развитию таких чувств как патриотизм и толерантность. Например, знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки, имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, сознаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, студенты выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям.

Иностранный язык является одним из основных инструментов воспитания личностей студентов - будущих граждан России, - воспринимающих себя не только как     представителей одной определенной культуры, проживающих в конкретном городе, а в качестве граждан мира, воспринимающих себя в качестве субъектов диалога культур и осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, проходящих как в России, так и в мире в целом.

 

 

 

Глава III. Способы развития социально значимых качеств личности

3.1.Воспитательная роль игры на уроке иностранного языка

 

Для полноценного воспитательного влияния английского языка необходимо использование игр в учебном процессе. Игра обладает большими обучающими и воспитывающими возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения. Преимущество ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.

Ученик включается в ситуацию, хотя и не через свое я, но через я соответствующей роли. Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус "актера", что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении английского языка.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, поскольку она предполагает участие группы школьников, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, и друг другу помогать. Процесс обучения в этих условиях имеет четко выраженный групповой характер. Такая деятельность оказывает положительное влияние на личность обучаемого, она приобретает подлинно коллективный характер. А ведь это не что иное, как прообраз трудовой деятельности взрослого человека. Школьники, таким образом, готовятся к непростому общению в процессе этой деятельности.

Калимулина О.В. пишет, что в методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации.

Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

 

3.2. Чтение литературы и поэзия - одни из главных способов воспитания на уроках иностранного языка

 

Итак, мы выяснили, что иностранный язык может выступать как средство нравственного воспитания учеников на уроках. Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно-политической и художественной литературы. Но, к сожалению, не всегда такая литература вызывает интерес у учеников, зачастую прочитанное не стимулирует их самостоятельную мыслительную деятельность, а бывает подчинено лишь необходимости изучения иностранного языка. Отсюда следует, что необходимо относиться ответственно и требовательно к подбору материала для чтения. Материал должен быть интересным по содержанию, имеющий воспитательное значение, доступный по языку.

Необходимо так же тщательно продумывать, какие формы и приёмы работы следует использовать при организации чтения, что бы привлечь учеников к активному обсуждению прочитанного, к высказыванию своего мнения по затронутому в тексте вопросу, свое отношение к прочитанному. Задумываясь над проблемами, которые возникают при чтении текстов, мы пришли к выводу, что основополагающим является объем читаемого материала и отбор более эффективных форм и приёмов работы над ними, способствующих развитию познавательной деятельности учеников, имеющих наибольшее воспитательное значение. Исходя из этого, мы считаем, что увеличение объема читаемого и интересная беседа о прочитанном - основные моменты, на которые необходимо обратить внимание преподавателю. Говоря о том, как и какую работу, стоит вести над текстами для чтения, нужно отметить, какой бы прием, какую бы форму при чтении мы не выбирали, они должны быть направлены на формирование навыков чтения, на развитие познавательной и творческой активности ученика. Преподаватель, прежде чем приступить к чтению, задает ученикам ряд вопросов, на которые они должны ответить, прочитав отрывок; или предлагает, например, рассказывать о том, почему им понравился герой, хотели бы они ему подражать и т.д. При этом формируются навыки чтения, умение ориентироваться в тексте. Вместе с тем такое задание имеет яркое выражение воспитательное значение, ученик дает оценку этическим поступкам героя, задумывается над чертами его характера, делает вывод, следует ли подражать герою. Так же очень важна на уроках иностранного языка работа в парах между учениками. В процессе парной работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, ученики привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.

Информация о работе Развитие социально-значимых качеств личности посредством иностранного языка