Развитие языка и языковые контакты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 02:18, реферат

Описание работы

Особенно большого успеха достиг в решении вопроса о происхождении языка Григорий Нисский (335–394), заслуга которого в том, что в своей лингвофилогенетической теории он поставил язык в один ряд с другими продуктами культуры, полагая, что язык создается человеком благодаря его творческому отношению к действительности. Задолго до Ф. Энгельса он рассматривал в качестве материалистической предпосылки возникновения языка развитие человеческих рук. «…содействие рук, – писал Григорий, – помогает потребности слова, и если кто-то услугу рук назовёт особенностью словесного существа – человека, если сочтёт это главным в его телесной организации, тот нисколько не ошибётся…

Содержание работы

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА…………………………………………................3
Гипотезы о происхождении языка……………………………..3
Язык как основа культуры. ……………………………….……7
ЯЗЫКОВЫЕ КОНТАКТЫ…………………………………………….16
2.1. Основные факторы языковых контактов………………………...16
2.2. Контактные языки…………………………………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

реферат языкознание.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

Структурная особенность пиджинов: 90-95% словаря – это лексика исходного языка, слова однозначны, словоизменения почти нет, синтаксические отношения реализуются только через словопорядок, а единственная модель предложения – подлежащее + сказуемое + дополнение. От искусственных языков (специальные языки, которые, в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно) пиджины отличаются стихийностью формирования и функционированием в специфических условиях. 

Пиджинизация возникает в местах оживлённой человеческой (торговой, портовой) деятельности, в условиях принудительного труда, когда в контакт вступают люди, говорящие на разных языках. Появлению способствует низкий уровень образования, социально-психологическая дистанция между угнетающими и эксплуатируемыми. 

Язык – элемент комплекса отношений между людьми, поэтому контактируют не языки, а их носители, которые, в свою очередь также являются носителями культур, менталитета, ощущения ценностей. Ввиду этого, контактные языки иногда являются знаком принадлежности коллектива к определённой социально-культурной группе. В Японии образовался так называемый «катаканный английский язык», связанный со стереотипами японской массовой культуры, которая всё американское считает престижным.

Креолизация

Если ни для кого не являющийся родным пиджин начать использовать в международном общении и расширить его функциональные возможности, то он может нативизироваться (превратиться в родной язык каких-либо этнических общностей). Расширенные пиджины называются креольскими языками. Креолизация – процесс нативизации расширенного пиджина, сопровождающийся ещё большим расширением его функциональной валентности и структуры. Существуют англо-креольские ток-писин в Папуа-Новой Гвинее, сранан-тонго в Суринаме, франкокреольские креоль-сесельва на Сейшельских островах и ансьен на Гаити, португалокреольские языки в Гвинее-Бисау и Кабо-Верде. Креольский язык и язык-источник – это две различные системы. 

Интерференция

Результатом языковых контактов на уровне идиолекта является интерференция. Интерференция - взаимодействие языковых систем в условиях двуязычия, складывающегося либо при контактах языковых, либо при индивидуальном освоении неродного языка; выражается в отклонениях от нормы и системы второго языка под влиянием родного.

Лингвистическая контактология

Современная лингвистика считает языковые контакты объектом специального лексикографического описания. Создают словари, в которых язык отображён посредством контактов его с другим языком. Термин лингвистическая контактология был введён болгарским языковедом И. Лековым, а в 1994 году вышел в свет «Контактологический энциклопедический словарь-справочник» под редакцией В.М. Панькина. В первом выпуске словаря рассматриваются проблемы контактного взаимодействия русского и более 30 самобытных языков, преимущественно языков малочисленных народов и этнических групп, контактирующих с русскими в пределах Северного региона РФ – от Кольского полуострова до Курильских островов, на территории Берингова пролива и от острова Таймыр до Амура. 

В словаре отображены контактные языки с русской основой – русско-норвежский и русско-китайский пиджины, а также язык алеутов на острове Медный. В словаре фиксируются конкретные результаты контактирования русского национального языка с другими языками сопредельных этнокультурных общностей на определённом историческом срезе и в синхронии. Также словарь систематизирует данные о родных языках нерусских народов на территории России, фиксирует специфические черты этих языков, анализирует особенности бытования самобытного языка в условиях полиэтнической среды (двуязычия и многоязычия) с известной долей прогнозирования. 

Весьма актуальными в сфере культуры речи и определения языковой политики являются теоретические проблемы контактирования. Вопросы возникали в нескольких аспектах: заимствовать или нет, если да, то в какой степени? Проблема заимствования усугубилась в XIX веке, когда возникли два противоположных мнения. Одно принадлежит В.Г. Белинскому, который считал, что неважно, что и у кого заимствовать, главное, чтобы сохранялось лексическое значение. И если заимствованное слово лучше справляется с этой ролью, так лучше его и использовать. Эта мысль возникла как реакция на запретительные установки славянофилов. Другая точка зрения, которой придерживался и Л.В. Щерба – заимствования хороши тогда, когда они идут на пользу. 

Несомненно, язык обладает неким пределом заимствования. Так, русский язык не переполнился заимствованиями во время татаро-монгольского нашествия или литовских войн. По мнению Л.В. Щербы, русская культура подверглась влиянию запада, но тем не менее, не перестала быть русской. 

Иная ситуация с порогом заимствований обстоит в Японии: жители старшего поколения жалуются, поскольку с трудом понимают смысл того, что говорят по телевизору или пишут в газетах об образе жизни молодёжи. Ежегодно японский лексикон претерпевает появление около шести тысяч новых слов (большинство – английские). Источником и носителем новых слов является молодёжь, стремящаяся говорить на сленге, непонятном для взрослых [Известия.1999.23.12 С.7].

Проблема контактов языков и языковых заимствований должна рассматриваться в связи развития культур и процессов цивилизации. 

У проблемы контактов языков и культур есть ещё один аспект, которому ранее гуманитарные науки внимания не уделяли. Это категория культуры под названием языковая толерантность – высокая степень культурного и языкового самосознания, выражающаяся в высоком уважении как к иному языку, так и к родному. Толерантность – чувство, приобретаемое в результате контактов национальных языков и культур, в преодолении конфликтов через взаимодействие культур и культурный компромисс. Воспитание языковой толерантности – долг нравственного человека. [Нерознак 1994:27]. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). – Москва: Просвещение, 1966. – 301с.

2. Березин Ф.М. История  лингвистических учений. – Москва: Высшая школа, 1975. – 304 с.                                                        

3. Березин Ф.М. История  русского языкознания. – Москва: Высшая школа, 1979. – 223с.

4. Головин Б.Н. Введение в языкознание. Учебное пособие. – Москва: Высшая школа, 1983. – 231с. – С. 76 – 78.

 5. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ—ХХ веков в очерках и извлечениях. – Москва: Просвещение, 1964. – 963с. 
6. История лингвистических учений: Древний мир. – Ленинград: Наука, 1980. – 263с.

7. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. Учебное пособие. – Москва: Флинта; Наука, 2004. – 528с. – С. 362 – 372.

8. Якушин Б.В. Гипотезы  о происхождении языка. – Москва: Наука, 2010. – 136с.– С. 10 – 45.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Звенигцев В.А. Очерки по общему языкознанию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/110.Zvegincev_Ocherki_po_ obshemu_yazykoznaniyu/html/1_8.html (дата обращения: 20.11.2013).

2. Происхождение языка. Википедия [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%ED%EA%F2%F3%E0 %F6%E8%FF  (дата обращения: 10.11.13).

 

 


Информация о работе Развитие языка и языковые контакты