Реализм как художественный метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:41, доклад

Описание работы

Реализм-термин появился в сер 19 века. Реалистов привлекают основа научная, достижения науки, влияние ест наук на искусство. Герой постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других т.е. –мир-зеркало даже для писателя ,для кот важен писатель. Реализм назван критическим за склонность к аналитич. восприятию действительности. герой сочет. индивидуализма и типичности. проявляет себя во мн. жанрах, но роман-доминирует.

Файлы: 1 файл

вопросы с проб.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

В основе этой миниатюры Тютчева – новый образ, совершенно нехарактерный для поэзии 19 века, но освоенный поэзией века 20. Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги.     Поэт писал:Язык душевной непогоды   Был непонятен для меня.    Любовь для него — защита "от вечного плеска и шума жизни". В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. Пронизанная то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор "золотом вечным горит в песнопенье".     Еще одна тема лирики Фета — природа. "Стремясь от людей утаиться", он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: "Меж теми звездами и мною какая-то связь родилась".

 

20. Некрасов «Кому на  руси жить хорошо»

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.  Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем.  Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. В “Кому на Руси жить хорошо” в той или иной степени “задействованы” все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание. Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи.     Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур — все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.

 

 

 

 

 

21. Преступление и наказание

«Преступле́ние и наказа́ние» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник» Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника. Тонкий психологизм, осмысление поступка красочно переданы Достоевским.  Основой сюжета романа "Преступление и наказание" является убийство, совершенное главным героем.Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Своей теорией Рас-в пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть.    На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках.   В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком». Рас-в рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Но живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Ра-у вернуться к нормальной жизни.    

 

 

 

22. Война и мир

«Война и мир»— роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий события войн против Наполеона: 1805 года и Отечественной 1812 года.Замысел эпопеи формировался задолго до начала работы над тем текстом, который известен под названием «Война и мир». В наброске предисловия к «Войне и миру» Толстой писал, что в 1856 г. начал писать повесть. Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.В романе очень широко показан быт помещичьей Столичное России и мир аристократического барства. Здесь дворянство даны представители различных слоев дворянства: с одной стороны - высшая бюрократическая и придворная знать (Курагины, Шерер), с другой - московское разоряющееся барство (Ростовы), наконец,- независимая, оппозиционно настроенная аристократия (старик Болконский, Безухов). Особую группу составляет «гнездо штабных влиятельных людей».Толстой рисует все эти слои дворянства в различном освещении, в зависимости от того, насколько они близки к народу - к его духу и мировоззрению.Особенную неприязнь вызывают в Толстом люди типа Василия Курагина. Светский человек, карьерист и эгоист, князь Курагин стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи - графа Безухова, а когда это не удаётся ему, он ловит богатого наследника - Пьера - и женит его на своей дочери - бездушной кокетке Элен. Прочных убеждений, твёрдых моральных принципов Курагин не имеет. Удивительно метко и ярко показывает это Толстой в поведении и высказываниях князя Василия в салоне Шерер, когда речь шла о возможности назначения Кутузова главнокомандующим. Толстой затушёвывает жестокую систему помещичьего крепостного хозяйствования и выдвигает как идеал жизнь патриархального крестьянства.

 

 

23. Парнас

Группа «Парнас» в 1852 году опубликовала 2 сборника: Теофиль Готье «Эмали и Камеи» и Ш. Леконт де Лиль «Античные поэмы», в которых авторы обращаются к классицистическому искусству. С 1886 издается альманах «Современный Парнас» - стремление художников уйти от суетности повседневного мира. Свою эпоху рассматривали как эпоху упадка, враждебную искусству. От романтизма парнасцы унаследовали: - стремление к экзотике 

- мотивы страдания и одиночества- прием двоемирия.В отличие от  романтиков парнасцы отказались  от субъективного (личность поэта  отодвигается на 2 план, на 1ом- к-л предмет или явление). Близки к поэзии акмеизма. В эстетике отражается принцип «искусства для искусства», Манифестом парнасцев послужила работа Т. Готье «Искусство». Выдвигали идею о том, что «все преходяще, только искусство вечно».В сборнике «Эмали и Камеи» Готье попытался словами создать чувственную картину мира, дать образ предмета. У Готье 3 ипостаси в поэзии: художник – график, живописец-колорист, ваятель-скульптор. Любимый жанр – экфрасис (античный жанр, посвященный описанию к-л предмета искусства). Поэзия Готье – словесная живопись. В поэзии предвосхищает живопись импрессионизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Ш.Бодлер «Цветы зла»

Главное настроение – пессимизм. В 1857 году опубликован сборник «Цветы зла». Был признан непристойным, оскорбляющим мораль; стали предметом судебного разбирательству. Поэт был подвержен штрафу. Но 6 стихов были не запрещены:- «метаморфозы вампира»- «Лезбос»-  «Лета»- «Проклятая женщина».В композиции сборника отражается общее направление мысли поэта, которая развивается концентрически, постоянно тяготея к идее, заданной в названии и акцентированной во «Вступлении» к книге. Сам бодлер не называет себя символистом, символизм появляется во франции позже. «Цветы зла» - символичное название, обозначает, что 1.даже в мире тотального зла есть добро, которое прорастает как цветы сквозь асфальт, 2. Зло – та категория, которая движет миром, ведет к прогрессу, активно – только в столкновении со злом добро из пассивного становится активным, его можно увидеть, «цветы зла» - красота зла.

Все в мире двойственно: добро и зло, бог и дьявол, уродство и красота, физическая страсть и духовная любовь, смерть и искусство. Принцип контраста. Вышел из «парнасской школы», которая оказала влияние – правильная структура, точные слова, жесткий академический стиль, выстроенный текст, рационализм, но писал сердцем.Замысел: в основе лежит аллюзия на Данте. Бодлер предполагал дать новое описание современного ада – «лимбы» (круги ада).

стихотворение «Падаль» посвящено любимой женщине, он был от нее зависим в следствии своих комплексов. Стих строится как обращение. Контрасты – жизнь и смерть: падаль - всеобщий упадок, но одновременно мировой божественный хаос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Золя «Жерминаль»

Натурализм – литературное направление, наиболее ярко себя проявившее в последней трети 19 века, сформировавшееся в 1860-е годы. Можно сказать, что натурализм – это крайняя степень реализма, доведение принципа правдоподобия до предела. Основные черты натурализма:1) Натуралистичность - откровенное, подробное описание ранее запретных, жестоких, отвратительных, низменных или интимных сторон жизни2) Представление о литературе как о научном исследовании жизни.3) Биологизм – объяснение всех социальных и духовных явлений, прежде всего черт характера человека, биологическими, физиологическими причинами. Натуралисты считали человека главным образом биологическим существом, животным, организмом.

Эмиль Золя (1840-1902)Самый известный же французский натуралист и теоретик натурализма. Вообще же это один из самых замечательных, ярких писателей 19 века.

В 1885 г. появлятся роман "Жерминаль" - одно из значительных произведений Золя. В нем автор обращается к проблеме, которая, по его мнению, "станет наиболее важной в XX веке" - "борьбе труда и капитала". Сюжетную основу романа составляет история стачки на угольной шахте. На страницах романа неоднократно возникает символический образ "злобного, ненасытного зверя, способного пожрать целый народ".  
главным действующим лицом произведения он делает саму массу, в которой усматривает здоровую жизненную силу. Роман завершается трагически: расстрел углекопов, поражение забастовки, катастрофа на Верейской шахте. Однако его последние страницы исполнены жизнеутверждающего пафоса: наступившая весна приносит обновление природе и надежду отчаявшимся людям на грядущее торжество справедливости. Эта сцена заключает в себе символический смысл, как и само название про-ия. Ж-ль - весенний месяц по календарю Великой французской революции, время появления всходов.

 

26. Ги де Мопассан «Пышка»

Темы творчества М. связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:Нормандия — родной регион писателя, занимает значительное место в его творчестве: пейзажи — море или города. Франко-прусская война и немецкая оккупация. М. часто возвращается к событиям, свидетелем которых стал десятью годами раньше.Тема женщины.Тема семьи и детей также близка М., часто сочетаясь с темой отцовства. Пышка – кличка девушки легкого поведения. Одним из излюбленных приемов М. является парадокс. В «Пышке» он его использует в полной мере, противопоставляя «добродетельных» граждан Руана и «порочной проститутки Пышки  в результате чего добро и зло должны поменяться местами (проститутка оказывается более нравственней и принципиальней «высоких» господ).Немецкий офицер требует к себе Пышку, а та отказывает.И тут М. мастерски, на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Милый друг

«Милый друг»— роман, написанный писателем Ги де Мопассаном в 1885 году. Рассказывает об авантюристе, который мечтает сделать блестящую карьеру. У него нет каких-либо талантов, разве что своей внешностью он может покорить сердце любой дамы, а совесть прощает ему любую подлость. И… этого хватает для того, чтобы стать сильным мира сего. Дюруа Жорж (Милый друг) — выходец из нормандских крестьян, так и не получив диплома бакалавра, два года служил унтер-офицером в захолустных крепостях на юге Алжира. Он приезжает в Париж, служит мелким чиновником и мечтает о карьере. Не в силах написать своей первой статьи, Д. пользуется помощью Мадлены Форестье. Благодаря репортерской деятельности Д. проникает за кулисы театра и политики, в кулуары палаты депутатов и передние государственных деятелей, но при этом не способен дописать фельетон, начатый для него Мадленой. Он соблазняет Клотильду де Марель, дочь которой Лоринна называет Д. «Милым другом». Специально для свиданий с ним Клотильда снимает квартиру, а во время безденежья тайком подсовывает деньги. Чтобы улучшить свое служебное положение, Д. советуется, предварительно признавшись в любви, с Мадленой Форестье, которая советует ему обратиться к супруге главного редактора г-же Вальтер. После смерти Форестье Д. женится на Мадлене, которая заставляет его превратить фамилию Д. в дворянскую «Дю Руа де Кантель», а впоследствии получить баронский титул. Он искренне увлечен своей женой, но ему все время мешают воспоминания о Форестье, место которого он занял и в постели, и на службе, получив предназначавшийся ему орден Почетного легиона. Узнав от Мадлены, что в него влюблена г-жа Вальтер, он соблазняет ее, привлеченный трудностями победы. Жорж заставляет свою жену разделить с ним пополам наследство ее бывшего любовника графа де Водрека. Он решает развестись с нею, чтобы жениться на дочери г-на Вальтера Сюзанне, которая в него влюблена.

 

 

28. Братство прерафаелитов

Существует:

+социальная поэзия (представитель  которой Лорд Байрон), Томас Джонс. Изображение рабочих и социальный  протест.

+ движение прерафаэлитов (А. Теннисон, Р. Браунинг).Средневековое возрождение  – все в средневековом стиле (замки, рыцарские турниры, балы - маскарады). Возникает направление из 7 человек – Братство Прерафаэлитов. Их издание – издание «Росток».

Они противники старых канонов живописи. Прерафаэлиты поднимают эстетический бунт. Ориентируются на средневековых мастеров. Обращаются и к сюжетам Античности, Востока, библии и евангельских сюжетов. Сочетание детального изображения пейзажа и сложной символики. Это игра света, ярких красок жизни. Духовный лидер прерафаэлитов – Данте Габриэль Россетти.

Информация о работе Реализм как художественный метод