Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:41, доклад
Реализм-термин появился в сер 19 века. Реалистов привлекают основа научная, достижения науки, влияние ест наук на искусство. Герой постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других т.е. –мир-зеркало даже для писателя ,для кот важен писатель. Реализм назван критическим за склонность к аналитич. восприятию действительности. герой сочет. индивидуализма и типичности. проявляет себя во мн. жанрах, но роман-доминирует.
38. Драйзер «Сестра керри»
«Сестра Керри»— первый роман американского писателя Теодора Драйзера, опубликованный в 1900 году.«Сестра Керри» — роман о судьбах людей из народа в условиях капиталистической Америки. История моральной деградации личности в буржуазном обществе — так можно было бы коротко сформулировать основную сюжетную линию романа.Роман открывается подробно выписанным портретом главной героини —сестры Керри.Она росла в рабочей семье, но не ужилась в ней, как можно понять, в силу неясных для нее самой причин. Кроме того, поясняет писатель, эгоизм составлял основную черту ее характера, в котором «живым огнем горели мечты юности». Керри «была хороша непритязательной миловидностью переходного возраста, фигура ее обещала принять в будущем изящные очертания, а глаза светились природной сметливостью, — словом, это был прекрасный образец американки среднего достатка». Далее мы узнаем об узости ее интересов — «мир знаний для нее был закрыт... Образом Керри решается еще одна серьезная проблема — эта такая ценностная проблема, как искусство и талант. Керри, сказано в романе, обладала залогом блестящего драматического таланта. Одного из героев романа восхищает редкостная выразительность ее лица.
Такие насыщенные социальным зарядом контрасты свидетельствуют о торжестве реалистической поэтики в романе.
39. Манн «Буденброкки»
Томас Манн – писатель-гуманист, один из самых значительных прозаиков 20в. В немецкой литературе он стал основателем реалистической интеллектуальной прозы, мастером философского романа, созданные им характеры отличаются совершенством психологических характеристик. “Будденброки” – произведение, поднимающее большие социальные проблемы, дающее яркую и правдивую картину исторического развития буржуазии как класса.
Роман "Будденброки" появился в 1901 г.. Его художественная структура традиционна, история семьи любекских купцов излагается хронологически последовательно, смысл произведения конкретнее, нежели в последующих романах писателя. Наиболее очевиден деловой, экономический крах семейства. Старый Иоганн Будденброк, представитель самого старшего поколения, еще может испытывать удовлетворение от своей коммерческой деятельности: уходя из жизни, он оставляет процветающую фирму и состояние, ради приумножения которого всю жизнь "работал не щадя сил". Из поколения в поколение иссякают душевные силы семьи. Грубовато-добродушные основатели династии сменяются утонченно-невропатическими существами, чей страх перед жизнью убивает их активность, делает жертвами истории.
Писатель исследует и биологический аспект вырождения Будденброков.Поразительно стройна композиция "Будденброков", повествование обстоятельно и в то же время внутренне динамично, насыщено иронией, символическими образами и коллизиями, отличается структурной целостностью и завершенностью. О том, что Т. Манну, по его собственным словам, "написавшему книгу, сугубо немецкую по форме и по содержанию, удалось создать книгу, интересную не только для Германии, но и для Европы, - книгу, в которой отражен эпизод из духовной истории европейского бюргерства вообще, свидетельствует факт присуждения писателю Нобелевской премии в 1929 г. именно за этот роман.
40. Голсуори «Собственник»
Центральная тема романов форсайтовского цикла – упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии, крушение некогда прочного уклада ее жизни. Эта тема раскрывается на истории нескольких поколений семьи Форсайтов.Три первых романа форсайтовского цикла охватывают период с 1886 по 1920 г. Движение времени, смена эпох фиксируются отраженными в романах событиями истории: англо-бурская война, смерть королевы Виктории, первая мировая война. События семейного характера перемежаются и связываются с историческими. Семья изображается как звено общественной жизни. Особенность каждого поколения определяется своеобразием эпохи. История Форсайтов перерастает в историю форсайтизма как общественного явления.они стремятся приобрести и захватить созданное другими. Это обстоятельство порождает основный конфликт романа «Собственник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы, воплощенного в Ирэн и Босини, и мира Форсайтов, находящихся «в безоговорочном рабстве у собственности».Действие романа «Собственник» начинается в 1886 году – в пору наивысшего благополучия Форсайтов в условиях викторианской Англии. Родоначальником семьи был « Гордый Доссет», простой подрядчик, разбогатевший на строительных заказах. Его дети, шестеро братьев - Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти, преуспели в накоплении и приумножении оставленных им средств.Воспроизводя портреты своих героев, Голсуорси через внешние черты раскрывает сущность их характера. Первый роман трилогии – «Собственник» - проникнут пафосом критики мира собственников. В нем преобладает сатирическое начало, проявившееся прежде всего в образе Сомса Форсайта. Сомс – наиболее полное и яркое воплощение форсайтизма. Способный и умный от природы, Сомс направляет всю свою энергию на накопление капитала. Ради этого он отказывается от государственной службы, предпочитая, как и его отец, практику присяжного поверенного.
41. Ибсен «Кукольный дом»
Пьеса Г. Ибсена «Кукольный дом», или «Нора», вызвала бурные споры в обществе. Кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: «Просим не говорить о "Кукольном доме"». Ибсен создал аналитическую, а не психологически-бытовую драму, и Ибсен выиграл. Начинается «Кукольный дом» с рождественской елки, которую купила и принесла в дом Нора. И подготовка к этому главному семейному празднику в семьях католиков и протестантов — важное событие. Нора вместе с супругом рассматривает свертки с рождественскими подарками для детей. Суета, предчувствие теплого семейного праздника — все очень мило в кукольном доме Гельмеров.В истории восприятия этой пьесы отчетливо выделяются две точки зрения: одна — феминистическая, другая — общечеловеческая. Женское движение восприняло пьесу как оружие в борьбе за права женщины и считало ее своим манифестом.Чем же тогда объяснить отказ современных театров ставить «Нору»? Может, проблема освобождения человека в начале третьего тысячелетия становится неактуальной и каждый человек выбирает свой путь, «панскими вытребеньками» кажутся моральные страдания Норы? Именно так ко всему происходящему в доме Гельмеров отнеслась подруга Норы. Фру Линне привыкла к самопожертвованию и тяжелой работе, чтобы обеспечить свою больную мать и младших братьев. Она ощущает постоянную потребность заботиться о ком-нибудь. Она возвращается вновь к Крогстаду не потому, что все еще любит его, а чтобы заботиться о нем и его четырех детях, оставшихся без матери.Последними словами Норы, покидающей кукольный дом, становится ответ на вопрос мужа, может ли еще все измениться в их отношениях? «Для этого нужно, чтобы произошло чудо. Чтобы ты и я изменились. Чтобы наша жизнь вдвоем могла стать жизнью настоящей супружеской пары», — отвечает Нора. Иными словами, она полагает, что их отношения до сих пор были «ненастоящими»... Эту надежду оставляет автор в брошенном доме.
42. Шоу «Пигмаллион», «Дом где разб.сер»
Излюбленным художественным приемом Шоу-сатирика был парадокс. Пьесы Шоу настолько полны неожиданностями, что уже это их качество оказывается сродни парадоксальности. Каждый из героев словно бы стремится сделать что-либо противоположное тому, чего от него ждут. Парадоксами полны и диалоги героев. Несомненно, что наиболее популярной пьесой Бернарда Шоу всегда был и остается «роман в пяти актах» «Пигмалион». Вновь оригинальное определение жанра пьесы появляется неспроста - так подчеркивает Шоу глубокие связи своего драматургического творчества с романом, прозой. Английский драматург сочинил эту пьесу, вспомнив миф о скульпторе Пигмалионе, который, изваяв статую прекрасной Галатеи, влюбился в нее и силой любви сумел оживить ее. В версии, предложенной Шоу, в роли новоявленной Галатеи выступает лондонская цветочница Элиза Дулиттл, а ожививший ее Пигмалион - профессор фонетики Хиггинс.Элизу не просто принимают за истинную леди на великосветском приеме - умная, талантливая героиня из народа становится по-настоящему гармонической личностью. «Дом, где разбиваются сердца» (1917г.) – одна из самых причудливых пьес Шоу. В подзаголовке Шоу назвал ее «фантазией в русской манере на английские темы». Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События развиваются в доме, построенном наподобие старинного корабля и оглашаемого свистками и криками дряхлого хозяина, старого капитана Шотовера. Все в этом доме кажется невероятным, доведенным до гротеска. Парадоксальность образов и ситуаций получает местами почти фантастические очертания. Дом символизирует Англию, плывущую в неизвестность, а его странный, богемный быт символизирует беспорядочную жизнь английской интеллигенции. Красавицы дочери старика, его зять и их гости чувствуют свою обреченность и никчемность и глубоко страдают от этого.
43. Гауптман «Перед восходом солнца»
Герхарт Гаупман – немецкий драм-г. «Перед заходом солнца» - самое значит-ое произв-е Гауп-на в 20 в. Гауп-ну принадл-ит 2 открытия: 1)ввел в европейск театр понятие «среды» и нашел ей противника – интеллег-та, 2) сама среда начала наступление на личность, желая светсти ее на нет. «Перед заходом» - это соц-псих драма, где ист-ком траг-ии явл соц-ное зло, несовместим-ть чел-ского и основ буржузн морали. Зд. конфликт 2х поколений интелл-ции: бюргреск и фашистск. Старый Клаузен принадлеж к людям прежн германск к-ры. Глава издат-кой фирмы, он образован анчитан, честен и порядочен. Его дети – сухой делец Фольфганг, к-рый думает больше всего о св крьере, глупая Оттилия, к-рая замужем за грубым и эгоистич Клармотом (это настоящ фашист недалек будущего), слезливая и неискренняя Беттина, добродушный, но глуповатый Эгерт – все они, кажд по-своему, представ-ют собой различн типы новой интеллег-ции) Зд много аллюзий на жизнь и героев Гете (имена героев, сам Гете в 75 сват-ся к 18летней дев-ке). Клаузен чув-ет себя одиноким не только в св семье, но и в св среде. После того, как я объявляют сумасш-им, он приним яд со словами: «никому не дано воскресить мертвую душу» - речь о гибели чел-ва овобще. Пьеса была бы оч пессимисти, если бы не образы простых честных людей, к-рые сочув-ют клаузену и помог ему. Это садовник Эбиш, слуга Клаузена Винтер, но больше всего – это Инкен. Ее образ отражает веру Гауп-на в лучшие св-ва немецк народа (она ничего не боится и готова защищать св любовь.
44. Чехов «Вишневый сад»
«Вишнёвый сад» — лирическая комедия в четырёх действиях Антона Павловича Чехова. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. «Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти. Действие происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая, после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию. На станции их уже ждут Гаев, брат Раневской, Варя, её приемная дочь.Во второй части всё действие переносится на улицу. В то же время в пьесе появляется и философская тематика и более полно раскрывается образ учителя Трофимова. Вступив в разговор с Раневской и Гаевым, Трофимов говорит о будущем России, о счастье, о новом человеке. Мечтательный Трофимов вступает в спор с материалистом Лопахиным, который не способен оценить его мысли, а оставшись наедине с Аней, которая одна из всех его понимает, Трофимов говорит ей, что надо быть «выше любви».В третьем действии Гаев и Лопахин уезжают в город, где должны состояться торги, а тем временем в имении устраиваются танцы. Гувернантка Шарлотта Ивановна развлекает гостей своими фокусами с чревовещанием. Каждый из героев занят своими проблемами. Любовь Андреевна переживает, почему же её брат так долго не возвращается. Когда же Гаев всё-таки появляется, он сообщает полной безосновательных надежд сестре, что имение продано, а его покупателем стал Лопахин. Лопахин счастлив, он чувствует свою победу и просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое, ему нет никакого дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева.Финальное действие посвящено отъезду Раневской, её брата, дочерей и прислуги из имения. Они расстаются с местом, которое так много для них значило и начинают новую жизнь. План Лопахина осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит сад и отдаст землю в аренду дачникам.
45. Серебрянный век
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века.Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.
Символизм : Старшие Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским; Младшие символисты
А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.АкмеизмНиколай Гумилёв и Сергей Городецкий. Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.Футуризм Кубофутуризм Эгофутуризм
46. Акмеизм
Своеобразие поэзии Анны Ахматовой заключается в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи, воспринимала ее как свою собственную, а трагедия России отразилась в трагедий личной судьбы поэтессы и в ее творчестве. Ахматова стала голосом времени и голосом совести своего времени. Но все же на всем протяжении жизни Ахматова сохраняла акмеистические принципы творчества: бытийность, христианское просвещение, бережное отношение к слову, созидательное начало, связь и полноту времен. Она первая и единственная в мировой женской поэзии стала великим национальным и общечеловеческим поэтом, предельно глубоко и психологически верно воплотив в своем художественном мире внутренний мир лирической героини и создав при этом идеал женщины — любимой и любящей. Именно Ахматовой удалось первой в русской поэзии дать любви «право женского голоса» .Акмеизм объединил поэтов, разных по своему творчеству и литературным судьбам. Но общее, что объединяло их,— поиски выхода из кризиса символизма. Стремясь освободить поэзию от иррационального, мистического, акмеисты принимали весь мир — видимый, звучащий, слышимый; они культивировали в поэзии адамизм — мужественный, твердый и ясный взгляд на жизнь. «Прочь от символизма, да здравствует живая роза!» — восклицал О. Мандельштам.Акмеисты разрабатывали «поэтику вещей» — «поэзию детали»: «свежо и остро пахли морем на блюде устрицы во льду» (Ахматова); «в комнате белой, как прялка, стоит тишина» (Мандельштам). «Любить существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя — вот высшая заповедь акмеизма»,— провозглашал Мандельштам.Все эти черты акмеизма нашли свое воплощение в творчестве Анны Ахматовой. Но, будучи акмеисткой в своем раннем творчестве, Ахматова значительно выходила за границы одного литературного течения. Ее поэзия не укладывается в узкие рамки одного понятия, она гораздо шире и глубже по своему содержанию и значительнее по тематике.