Роль кабинета иностранного языка в процессе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль кабинета иностранного языка в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1) выявить важные требования к оборудованию современного кабинета иностранного языка;
2) определить направления деятельности учителя и учащихся в рамках образовательного процесса, в реализации которых значительную роль играет кабинет иностранных языков;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
КАБИНЕТ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………. 6
Кабинет и оснащение кабинета иностранного языка…….. 6
Изложение и хранение учебно-наглядных пособий………10
Оформление кабинета иностранных языков………………12
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ОСНАЩЕННОСТИ КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………….14
Рекомендации по использованию оснащенности кабинета иностранного языка.……………………………………………….. 14
2.1.1 Видеомагнитофоны и видеофильмы при обучении
иностранному языку……………………………………………… 15
2.1.2 Компьютер и компьютерные программы при обучении иностранному языку …………………………………………….. 17
Интернет при обучении иностранному языку …………. 19
Разработка методических рекомендаций по использованию
макетов и интерактивных плакатов при обучении иностранному
языку………………………………………………………………… 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Автор курсовой работы: К.Е.Зорькина, студентка IV курса группы ЯДА-309 очной формы обучения

Специальность: 033200.00 «Английский язык» с дополнительной специальностью «Немецкий язык»

Руководитель: Ф.В. Куликов, ассистент кафедры английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………  3

  1. КАБИНЕТ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………….  6
    1. Кабинет и оснащение кабинета иностранного языка……..  6
    2. Изложение и хранение учебно-наглядных пособий………10
    3. Оформление кабинета иностранных языков………………12
  2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ОСНАЩЕННОСТИ КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………….14
    1. Рекомендации по использованию оснащенности кабинета иностранного  языка.……………………………………………….. 14

              2.1.1 Видеомагнитофоны и видеофильмы при обучении

              иностранному языку……………………………………………… 15

2.1.2 Компьютер и компьютерные программы при обучении иностранному языку ……………………………………………..  17

      1. Интернет при обучении иностранному языку ………….  19
    1.   Разработка методических рекомендаций по использованию

                 макетов и интерактивных плакатов при обучении иностранному

                 языку…………………………………………………………………  22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….   27

 

 

 

 

 

 

Введение

С началом нового тысячелетия  ЮНЕСКО провозгласило XXI век - веком  полиглотов, на весь мир прозвучал  девиз "Изучаем языки на протяжении всей жизни". Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков и компьютерных технологий – важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.

Во второй половине XX века в условиях отсутствия языкового окружения большую роль в мотивации языкового общения призваны были играть средства обучения. В результате, в общеобразовательных школах стали внедряться технические средства обучения: сначала – электропроигрыватели, кинопроекторы, позже - магнитофоны, компьютерная техника и т.п. С их помощью создаются разнообразные ситуации, имитирующие реальные социально-коммуникативные условия общения. Средства обучения позволяют более прочно овладеть языковым материалом, сделать весь процесс обучения более доступным, наглядным, повысить эффективность управления учебным процессом, индивидуализировать деятельность учащихся, повысить мотивацию учения. Во многих школах начали создаваться кабинеты иностранных языков. 

Кабинет иностранного языка - это первое звено информационно - образовательной среды учебного процесса. Как и любой учебный кабинет, в соответствии с функциональным назначением кабинет иностранного языка оборудуется системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом. В таком кабинете должно быть удобно, комфортно учителю и учащимся в процессе выполнения всех необходимых видов деятельности на уроке и во внеурочное время.

В ряде источников даются рекомендации по созданию кабинета иностранного языка  и приводится описание типичного  кабинета, оснащенного электронно-акустической и оптико-проекционной аппаратурой. В других дается описание современного, на европейском уровне помещения  с ватманом вместо доски и фломастерами вместо мела, оснащенного современным  оборудованием. Это демонстрирует, насколько важен вопрос оснащения  кабинета иностранного языка для  эффективной организации образовательного процесса, кабинета, который способствовал  бы формированию у школьников познавательного  интереса к изучению иностранного языка.[6;17]

Между тем в настоящее время в распоряжении учителя имеется большое количество разнообразных электронных средств обучения, таких, например, как CD – ROM диски с многочисленными курсами иностранного языка, аудиокассеты. Компакт – диски несут большое количество информации, не говоря уже об информационных ресурсах Интернет. Кабинет иностранного языка даже в перспективе вряд ли будет оснащаться компьютерами, тем более с выходом в Интернет и не сможет, поэтому обеспечить достаточное информационное пространство для эффективного учебного процесса. Следовательно, необходимо как бы продлить информационно – образовательное пространство кабинета иностранного языка за счёт создания информационного центра школы – медиатеки.

Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы и в то же время ее недостаточной разработанностью для применения в условиях современной школы.

Объект исследования - обучающие возможности кабинета иностранного языка.

Предмет исследования - процесс усвоения иностранного языка.

Цель исследования – выявить роль кабинета иностранного языка в образовательном процессе.

Задачи исследования:

1) выявить важные требования  к оборудованию современного  кабинета иностранного языка;

2) определить направления  деятельности учителя и учащихся  в рамках образовательного процесса, в реализации которых значительную  роль играет кабинет иностранных языков;

3)рассмотреть методики проведения некоторых видов работ с использованием оборудования и учебных пособий, имеющихся в кабинете;

4)определить актуальность проблемы информационного и технического обеспечения кабинета иностранного языка.

Практическая  значимость состоит в том, что результаты исследования помогут преподавателям правильно оборудовать кабинет иностранного языка, что позволит вызвать интерес не только к конечной цели обучения, но, что очень важно ко всему, что происходит на уроке, к самому процессу овладения языком.

Курсовая работа включает: введение, 2 главы, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

1 Кабинет иностранного языка. Требования к оборудованию современного кабинета иностранного языка

 

    1. Кабинет и оснащение кабинета иностранного языка

 

Оснащение кабинета техническими средствами обучения, дизайн кабинета, создание комфортного психологического климата играют немаловажную роль в  процессе освоения предмета и развитии творческого потенциала учащихся. В методике обучения иностранного языка важное место занимает проблема отбора и организации языкового материала, в этом смысле исключительно велика роль дидактических средств урока. Дидактические средства различны и  специфичны для каждого предмета, что является в свое время одной из главных причин развития кабинетной системы. Оборудование и создание современного кабинета - задача не одного дня, дело трудоемкое и требующее специальных знаний. В ходе предыдущих попыток создания предметных кабинетов выявлена необходимость составления продуманного плана работы по комплектованию приборов, дидактических средств и оборудования, при достаточном финансировании большую часть оборудования можно изготавливать на заказ.

Исходя из требований к оборудованию современного кабинета иностранного языка в «Методических материалах по оформлению и содержанию кабинетов образовательных учреждений» выявлено следующее.[19;1]

Кабинет иностранного языка обычно рассчитан на 10-15 рабочих мест (с учетом деления класса на две группы). Кабинет иностранного языка включает следующее оборудование:

1)стол преподавателя;  тумба для проекционных аппаратов;

2)  подставка под магнитофон и проигрыватель;

3)  секционные шкафы для хранения наглядных пособий и ТСО;

4)  лингафонные рецептивные установки.

Тем не менее, кроме перечисленного оборудования кабинет иностранного языка оснащается:

·  учебно-методическими комплектами и другими средствами обучения в соответствии с «Типовыми перечнями...» учебного оборудования по всем классам, темами устной речи и чтения. При наличии в школе двух и более кабинетов иностранного языка каждый из них оснащается полным комплектом учебно-наглядных пособий для организации качественного учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями программы;

·  комплектом аппаратуры, необходимой для включения в учебный процесс учебно-наглядных пособий. Языковые лаборатории оснащаются лингафонным устройством аудиоактивного типа и комплектом учебно-наглядных пособий для организации самостоятельных видов работ учащихся с лингафонным оборудованием;

·  комплектом учебно-методических пособий для учителя и для учащихся, словарями и справочниками;

·  картотеками, в том числе картотекой подготовки учителя к уроку, картотекой учебного оборудования и учебно-наглядных пособий, картотекой индивидуальных заданий для осуществления индивидуализации обучения, организации самостоятельной работы учащихся, контрольных работ и пр.;

·  специальной оргтехникой для хранения, демонстрации и экспонирования экспозиционных материалов и учебно-наглядных пособий;

·  тщательно подобранным книжным фондом, включающим литературу для учащихся и учителя (специальную методическую литературу, а также литературу по вопросам психологии, дидактики средств обучения). Все пособия, учебное оборудование в кабинете иностранного языка должны быть систематизированы и храниться в соответствии с требованиями педагогической эргономики.

Рабочие   места   учащихся    оснащаются   необходимыми приспособлениями, оборудованием для занятия иностранным языком.

Для уроков иностранного языка классная доска должна обладать определенными  свойствами, которые вытекают из специфики  учебного процесса, функциональных особенностей и роли различных средств обучения при их комплексном использовании. Классная доска, кроме своих обычных функций, служит для демонстрации различных наглядных пособий. Она занимает почти всю переднюю стену. Поэтому именно на доске должны быть предусмотрены приспособления для демонстрации картин, таблиц. С этой целью весьма удобны доски с встроенным экраном — магнитной доской. [10;84,85]

В кабинетах рекомендуется  иметь специальную предметную библиотечку, в которую обычно входят подписные  издания по предмету, научно-популярная литература, учебники, справочники, хорошо оформленные доклады и рефераты учащихся и т.п. Такая библиотечка  полезна как на уроке, так и  на внеклассных занятиях, т.к. она  помогает раздвинуть рамки урока, сделать  учение более эффективным, самоподдерживающимся процессом.[4;22]

Подчеркнем следующее, что  в настоящее время невозможно представить себе кабинет без современных технических средств обучения, которые в значительной мере расширяют возможности учителя. Так, с помощью проектора можно быстро проанализировать типичную ошибку, с помощью магнитофона можно ознакомить учащихся с особенностями устной речи страны изучаемого языка, видеозаписи позволяют наглядно ознакомиться с культурой, историей, особенностями быта обычаями Британии, Германии, Франции некоторых других, например, англоязычных стран. Подобная аппаратура, как свидетельствуют экспериментальные исследования, обеспечивает коллективную и индивидуальную работу с большой группой учащихся и контроль за каждым из них. [7;99]

С ростом  и развитием  науки стали появляться лингафонные  кабинеты, в которых технические  средства позволяют давать отдельным  учащимся индивидуальные дополнительные, более сложные упражнения, в то время как основная масса учащихся выполняет более простые. Такой кабинет, оснащенный микрофонами и телефонами с пультом управления за столом учителя, позволяет преподавателю вести работу со всем классом одновременно или с каждым учеником в отдельности. Например, классу предлагается прослушать текст по какой-либо теме. Все учащиеся надевают наушники и слушают. Учитель подключается к любому из учеников и задает ему необходимые задания, которые он должен выполнить по прослушанному сообщению, затем подключается к следующему ученику и т.д. Тоже самое касается и говорения. Речь учеников можно записать на аудиокассету. Такая форма работы является прекрасным способом обучения, т.к. ученики получают обильную практику в устной речи.[1;12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Изложение и  хранение учебно-наглядных пособий

В кабинете иностранного языка проводятся уроки, организуется работа кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы по языку. И.А.Зимняя выделяет печатные, экранные и звуковые учебно-наглядные пособия:

1. к печатным пособиям относятся лексические и грамматические таблицы, тематические картины, сюжетные рисунки, аппликационный материал, альбом рисунков и фотографий, наборы транскрипционных знаков (букв алфавита), карта страны изучаемого языка, комплекты дидактических раздаточных материалов и другие виды печатных пособий, эпифильмы, программированные пособия;

Информация о работе Роль кабинета иностранного языка в процессе обучения иностранному языку