Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и обобщении теоретического и практического материала по проблеме исследования.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
• путем анализа педагогической и методической литературы определить понятия урок, нестандартный или нетрадиционный урок ;
• охарактеризовать основные виды нетрадиционных уроков, их потенциал в реализации целей обучения иностранному языку;
• представить методику проведения нетрадиционных уроков в процессе достижения целей иноязычного образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Современный урок и формы его организации при обучении иностранному языку…….4
Урок как основная единица учебного процесса…………………………………………………………………………….
Специфика урока иностранного языка……………………………………………………………………………………………
Глава II. Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования……………
2.1 Нестандартные формы уроков………………………………………………………………………………………………..
2.2 Использование нестандартных форм уроков при обучении иностранному языку……………..
2.3 Анализ результативности использования нестандартных уроков для достижения целей иноязычного образования……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

• уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

• уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки фор-мирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);

• уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

• комбинированные уроки (4-й тип);

• уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

 

В процессе изучения темы «Формы  организации  процесса  обучения»  особое внимание следует обратить на эффективность  отдельных  форм.  Небезынтересна так называемая   «пирамида  обучаемости  учащихся»,  предложенная  журналом «Директор школы» по результатам  американских исследований:

Лекция-монолог          

5%

Чтение (самостоятельное)     

10%

Аудио-видеообучение      

20%

Показ (демонстрация)                 

30%

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)      

50%

Практика в процессе деятельности           

75%

Обучение других (ребёнок обучает  ребёнка)               

90%

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого  урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более  всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим  целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности  для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и  навыков владения материалом.

    1. Специфика урока иностранного языка

У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации является отличительной особенностью урока иностранного языка. Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

• учащиеся получают возможность свободно выражать свои мысли и чувства в процессе

общения;

• каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

• участники  общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и

наказания.

При гуманистическом  подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. Учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

. Урок, будучи  самостоятельной единицей учебно–воспитательного процесса, является звеном в цепи уроков, где решаются наряду с тактическими задачами, задачи стратегического плана» [27]. При тщательном изучении проблемы оказывается, что любое из этих определений вполне оправдано, т.к. такое сложное явление, как урок, может быть рассмотрено с любой точки зрения – содержательной, структурной, функциональной, организационной и т.д.

Урок рассматривается:

1) как организационная  форма обучения,

2) как отрезок  учебного процесса,

3) как сложная  динамическая структура,

4) как сложная  управляемая система,

5) как система  дидактических задач, поэтапно  ведущая учеников к усвоению,

6) как логическая  единица темы, раздела и т.п. [23].

Но на деле оказывается, что любое из этих определений  вполне оправдано: все дело в ракурсе  рассмотрения. Такое сложнейшее явление, как урок, может быть рассмотрено  с любой точки зрения – содержательной, структурной, функциональной, организационной  и т.п. [23].

«В каждом уроке… отражаются важнейшие требования педагогики, психологии, физиологии, социологии и преподаваемого предмета; реализуются  общие и непосредственные задачи обучения, воспитания, развития; органически  сочетаются деятельность учителя и  учащихся, выступают в сложном  взаимодействии цели, содержания, методы» [9]. Это значит, что в уроке фиксируются, синтезируются в особый сплав  закономерности обучения, познанные  педагогической наукой и сформулированные в определенные принципы и понятия.

В этом смысле урок можно рассматривать как  единицу учебного процесса, в понимании  «единицы» Л.С.Выготским, т.е. как такую «часть» целого, которая обладает всеми его основными свойствами. Это определение не отменяет, а , наоборот, предполагает, что, будучи единицей учебного процесса, урок является сложным управляемым динамичным комплексом учебных задач, ведущим учащихся оптимальным путем к конкретной цели при конкретных условиях [23].

Если урок как единица учебного процесса должен обладать основными свойствами данного  процесса, то очевидно следующее: все, что будет происходить с уроком и на уроке, качество урока и его  эффективность будут зависеть от того, насколько качественна и  эффективна та научная концепция, которая  положена в основу всей системы обучения. Именно общие принципиальные положения  служат теми стратегическими линиями, которые позволяют решать частные  тактические задачи каждого урока. Следовательно, основа для построения урока – это совокупность научных  положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы. Эта совокупность называется методическим содержанием урока [23].

Новые социально-экономические  условия развития общества в России, процессы глобализации экономики, интеграции в различных сферах жизни делают востребованным изучение ИЯ как средство межкультурного, делового и личностного  общения. В связи с этим современная  школа, а также процессы проведения ИЯ переживают этап своего качественного  преобразования и обновления.

В современной  отечественной методической науке  все более чаще употребляется термин «языковое образование», которое имеет многоаспектный характер и «предполагает рассмотрение образования в области ИЯ как ценность, процесс, результат и систему» [8].

Ярко выраженная потребность общества в качественном языковом образовании находит поддержку  и на государственном уровне. В  соответствии с новой образовательной  политикой первой ступенью в новой 12-летней школе будет четырех  летнее начальное образование, перед  которым ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития второго  класса. Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение ИЯ со второго по четвертый классы в начальной школе при 2 часах  в неделю. В основной школе (5-10 классы) на изучение ИЯ выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени (11-12 классы) предусмотрено  два уровня: общеобразовательный (с  учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю) [8].

По словам В.С. Шуплецовой, урок иностранного языка в большей степени, чем урок любого другого учебного предмета, является ведущим средством обучения, поскольку только в стенах школы и прежде всего на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения [37].

Совершенно  естественно, что уроки иностранного языка качественно отличаются от уроков по другим школьным дисциплинам, они имеют свои особенности, выступающие  из специфики самого предмета.

Первая специфическая  особенность предмета иностранного языка состоит в том, что целью  и содержанием уроков иностранного языка является обучение речевой  деятельности (межкультурной коммуникации).

Уроки иностранного языка отличаются от уроков всех других предметов, в том числе и от уроков родного языка, важнейшей  задачей которых является осознание  используемых способов выражения мыслей и осмысливание системы языка. На уроках же иностранного языка усвоение теоретических сведений занимает подчиненное и более чем скромное место, а основное их содержание и цель составляет формирование навыков и умений речевой деятельности.

Вторая особенность  уроков иностранного языка заключается  в комплексном характере всей работы по обучению иностранному языку.

Комплексность уроков иностранного языка вытекает не только из специфики самого содержания предмета «иностранный язык», но и из психологических закономерностей  усвоения чужой речи. Прививая учащимся навыки и умения устной речи и чтения, учитель старается одновременно обеспечить им усвоение языкового материала.

Все элементы языкового материала – фонетические, лексические и грамматические –  взаимосвязаны во фразе и в  речи. Поэтому работа над определенным аспектом языка неразрывно связана  с работой над другими аспектами.

Взаимосвязаны и все виды речевой деятельности, устная речь облегчает процесс чтения и понимания текста, а самостоятельное  чтение (про себя и вслух) влияет на обогащение и развитие устной речи учащихся.

У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель  не может не учитывать. В

настоящее время  глобальной целью овладения иностранным  языком считается приобщение к иной

культуре  и участие в диалоге культур.

Эта цель достигается  путем формирования способности  к межкультурной коммуникации. Именно

преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение

иноязычной  коммуникации является отличительной  особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная  коммуникация базируется на теории речевой  деятельности. Участники общения

пытаются  решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи

иностранного  языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку

реализуется в условиях гуманистического подхода  к обучению. В общем виде эти  условия сводятся к

следующему:

• учащиеся получают возможность свободно выражать свои мысли и чувства в процессе

общения;

• каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

• участники  общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и

наказания.

При гуманистическом  подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса

познавательные  барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.

Учащиеся  являются центром познавательной активности на уроке.

Таким образом, суть комплексности уроков иностранного языка состоит в том, что между  элементами фонетики, лексики, грамматики и орфографии, с одной стороны, и видами речевой деятельности с  другой, имеется постоянная связь  и взаимосвязь, которые проявляются  независимо от конкретных задач каждого  урока в отдельности [37].

Обе указанные  особенности уроков иностранного языка  определяют их содержание и организацию.

Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и  выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять  урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и  принципами обучения.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям  относятся:

1. Четкое  определение образовательных задач  урока в целом и его составных  элементов, а также места конкретного  урока в общей системе уроков.

2. Определение  оптимального содержания урока  в соответствии с требованиями  учебной программы по предмету  и целями урока, с учетом  уровня подготовки учащихся, прогнозирование  уровня усвоения учащимися научных  знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.

3. Выбор наиболее  рациональных методов, приемов  и средств обучения, стимулирования  и контроля, оптимального взаимодействия  их на каждом этапе урока,  выбор, обеспечивающий познавательную  активность, сочетание различных  форм коллективной работы на  уроке с самостоятельной деятельностью  учащихся.

4. Осуществление  на уроке принципов и условий  успешного обучения, в частности межпредметных связей.

Содержание, организация и проведение урока  иностранного языка определяют силу воздействия учебно-воспитательного процесса на учащихся. Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей. К ним можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы. Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком — в большей мере возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность.

Информация о работе Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования