Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и обобщении теоретического и практического материала по проблеме исследования.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
• путем анализа педагогической и методической литературы определить понятия урок, нестандартный или нетрадиционный урок ;
• охарактеризовать основные виды нетрадиционных уроков, их потенциал в реализации целей обучения иностранному языку;
• представить методику проведения нетрадиционных уроков в процессе достижения целей иноязычного образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Современный урок и формы его организации при обучении иностранному языку…….4
Урок как основная единица учебного процесса…………………………………………………………………………….
Специфика урока иностранного языка……………………………………………………………………………………………
Глава II. Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования……………
2.1 Нестандартные формы уроков………………………………………………………………………………………………..
2.2 Использование нестандартных форм уроков при обучении иностранному языку……………..
2.3 Анализ результативности использования нестандартных уроков для достижения целей иноязычного образования……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

Отсутствие  у школьников естественной потребности  и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую их активность не только на уроке, но и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у него школьники.

Тщательная  подготовка к уроку иностранного языка — это другая возможность повысить его действенность. Овладение языком осуществляется прежде всего на уроке. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил. Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить «прибавку» к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и психологию страны изучаемого языка.

Материал  урока и средства активизации  познавательной деятельности следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития. Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои  организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока. В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам. В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии. В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий (речевые и проблемные задания).

Глубокое  понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока иностранного языка. В глазах школьников учитель — прежде всего носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся, — это хорошее практическое владение преподаваемым языком. Ученик воспринимает учителя как филологически образованного человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного собеседника на родном языке. Учитель создает атмосферу иностранного языка, «представляет» школьникам культуру народов стран изучаемого языка, знакомит с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т. д.

Учитель образовывает, воспитывает и развивает учащихся, вдохновляет на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им, создает условия, обеспечивая ощутимое продвижение школьников вперед.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующих учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.

 

Глава II.  Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования

2.1 Характеристика нестандартных  форм урока

Ориентация современной школы  на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Урок в общеобразовательной  школе по факту является формой передачи знаний от учителя ученику. Сегодня  учитель может выбирать форму  преподнесения материала, изучаемого на любом предмете, преследуя только одну цель - как можно доступнее  донести до своих учеников смысл  урока. Нетрадиционный урок – экспериментальная  форма преподнесения материала. Педагог лучше знает свою аудиторию, ему проще выбрать подход к  любому из своих учеников. Как правило, такие уроки разрабатывают педагоги с большим опытом работы и по сути своей являющиеся новаторами. Для  нетрадиционных уроков нет методических пособий. На педагогических семинарах  обсуждаются только общие структуры  проведения уроков подобного порядка. Педагог обязан просчитать каждый фрагмент урока во временном отрезке. При  этом очень важно знать, с какой  скоростью дети включатся в предлагаемый сценарий. Класс не может состоять из одних отличников или детей, которым  нужно дополнительное время на решение  поставленной задачи. Грамотный учитель  просчитает заблаговременно каждую минуту, отведённую на объяснение новой  темы в экспериментальном ключе.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие  очень широкое. Оно включает целый  ряд признаков, позволяющих отграничить  задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

самостоятельный поиск учащимися  путей и вариантов решения  поставленной учебной задачи (выбор  одного из предложенных вариантов или  нахождение собственного варианта и  обоснование решения); необычные  условия работы; активное воспроизведение  ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых  надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и  других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Конечно, нестандартные уроки, необычные  по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные  учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки  следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную  форму работы, вводить их в систему  нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного  труда, невысокой результативности и другого.

Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обу-славливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке НФУ, задействую внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

Любое занятие, выстроенное в схеме  нетрадиционных уроков, расширяет кругозор учащихся. Они видят гораздо большее  количество наглядного материала, чем  на уроках, которые проводятся по стандартной  программе. Часто изучение химии  на уроках, выстроенных в форме  эксперимента, ведёт к дополнительной заинтересованности учеником предметом  с названием «Основы информатики». Казалось бы, что прямой связи нет. Но, если педагог проводил свой урок с использованием слайд-шоу и  снабдил этот показ интересными  спецэффектами, то ученики начинают интересоваться алгоритмом программы, используемой для этого интересного  урока. Дети крайне быстро воспринимают всё новое, если оно преподнесено в форме игры, или хоть чем-то шире обычных школьных рамок. В итоге  может получиться интересный синтез новых технологий и школьной программы.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии  – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная  мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов  в игре гораздо больше, чем у  обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия  школьников в играх, замечает, что  некоторые подростки участвуют  в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные  возможности, не находящие выхода в  других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую  оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые  решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и  потому способны даже самую сухую  информацию оживить и сделать  яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких  занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

 

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных  уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистиче-ский бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в обще-ственной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной  организации учебного материала:  урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аук-цион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок  от Хоттабыча. 

6. Уроки, основанные на имитации  деятельности учреждений и организаций:  суд, следствие, трибунал, цирк, патентное  бюро, ученый Совет. 

7. Перенесенные в рамках урока  традиционные формы внеклассной  работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки. 

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Многие творчески работающие учителя  применяют необычные разновидности  уроков, новые построения учебных  занятий, в корне отличающихся от уроков классического образца. Они  не заменяют этих уроков, они их дополняют, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию  учебного процесса.

Примеры нестандартных уроков:

Устный журнал. (Учащиеся получают задание подготовить сообщение  о великих людях немецкоязычных стран, о столицах федеральных земель Германии, Австрии.)

Защита рефератов. (Используя фотоматериалы, схемы и таблицы, учащиеся готовят  рефераты, которые при их защите дополняют другие выступающие новыми фактами.)

Заочные путешествия. (Например, «Путешествие по Рейну» в 8 классе. Необычный урок географии на немецком языке имеет увлекательный характер. К данному уроку каждый ученик готовит творческую работу «Карта Германии» с акцентом на достопримечательности Рейна. В итоге в конце урока появляется целая галерея мини-проектов.)

Урок творческий отчет. (Как правило, во время обобщающего повторения определенной лексической темы. В конце урока возможна игра-сценка.)

Место нестандартных уроков в общей  системе определяется учителем в  зависимости от конкретных условий  содержания материала, индивидуальных особенностей учащихся и, конечно, самого учителя.

Не секрет, что благодаря таким  урокам ученики быстрее и лучше  усваивают программный материал.

Данные формы урока позволяют  активизировать мысли учащихся и  побудить их к самостоятельной работе. Любой нетрадиционный урок – это  и есть игра, только «игра большая, на весь урок», со своими правилами  атрибутами. И не правда, что любят  играть только маленькие дети: взрослые ученики это делают с не меньшим  удовольствием. Правильно поставленная игра позволит многому научить учащихся. В наибольшей степени это касается уроков иностранного языка. Каждый урок должен быть увлекательным и интересным, чтобы поддерживать у школьников внимание, желание и познавательный интерес работать изо дня в  день, продвигаться маленькими шажками  вперед. И одна из главных задач педагога иностранного языка – сделать урок таковым, так как очень часто интерес к иностранному языку присутствует только на начальной стадии обучения, как интерес к новому.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных  уроков, развить у учащегося интерес  к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать  материал, оригинально мыслить и  самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Информация о работе Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования