Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:01, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и обобщении теоретического и практического материала по проблеме исследования.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
• путем анализа педагогической и методической литературы определить понятия урок, нестандартный или нетрадиционный урок ;
• охарактеризовать основные виды нетрадиционных уроков, их потенциал в реализации целей обучения иностранному языку;
• представить методику проведения нетрадиционных уроков в процессе достижения целей иноязычного образования.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Современный урок и формы его организации при обучении иностранному языку…….4
Урок как основная единица учебного процесса…………………………………………………………………………….
Специфика урока иностранного языка……………………………………………………………………………………………
Глава II. Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования……………
2.1 Нестандартные формы уроков………………………………………………………………………………………………..
2.2 Использование нестандартных форм уроков при обучении иностранному языку……………..
2.3 Анализ результативности использования нестандартных уроков для достижения целей иноязычного образования……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………
Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую их активность не только на уроке, но и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у него школьники.
Тщательная подготовка к уроку иностранного языка — это другая возможность повысить его действенность. Овладение языком осуществляется прежде всего на уроке. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил. Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить «прибавку» к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и психологию страны изучаемого языка.
Материал урока и средства активизации познавательной деятельности следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития. Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока. В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам. В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии. В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий (речевые и проблемные задания).
Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока иностранного языка. В глазах школьников учитель — прежде всего носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся, — это хорошее практическое владение преподаваемым языком. Ученик воспринимает учителя как филологически образованного человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного собеседника на родном языке. Учитель создает атмосферу иностранного языка, «представляет» школьникам культуру народов стран изучаемого языка, знакомит с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т. д.
Учитель образовывает,
воспитывает и развивает
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующих учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.
Глава II. Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования
2.1 Характеристика нестандартных форм урока
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Урок в общеобразовательной
школе по факту является формой передачи
знаний от учителя ученику. Сегодня
учитель может выбирать форму
преподнесения материала, изучаемого
на любом предмете, преследуя только
одну цель - как можно доступнее
донести до своих учеников смысл
урока. Нетрадиционный урок – экспериментальная
форма преподнесения материала.
Педагог лучше знает свою аудиторию,
ему проще выбрать подход к
любому из своих учеников. Как правило,
такие уроки разрабатывают
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
Конечно, нестандартные уроки, необычные
по замыслу, организации, методике проведения,
больше нравятся учащимся, чем будничные
учебные занятия со строгой структурой
и установленным режимом
Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обу-славливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке НФУ, задействую внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.
Любое занятие, выстроенное в схеме
нетрадиционных уроков, расширяет кругозор
учащихся. Они видят гораздо большее
количество наглядного материала, чем
на уроках, которые проводятся по стандартной
программе. Часто изучение химии
на уроках, выстроенных в форме
эксперимента, ведёт к дополнительной
заинтересованности учеником предметом
с названием «Основы
Применение нетрадиционных форм уроков,
в частности урока-игры, урока-дискуссии
– это мощный стимул в обучении,
это разнообразная и сильная
мотивация. Посредством таких уроков
гораздо активнее и быстрее происходит
возбуждение познавательного
Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистиче-ский бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в обще-ственной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аук-цион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на
6. Уроки, основанные на имитации
деятельности учреждений и
7. Перенесенные в рамках урока
традиционные формы
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Многие творчески работающие учителя
применяют необычные
Примеры нестандартных уроков:
Устный журнал. (Учащиеся получают задание подготовить сообщение о великих людях немецкоязычных стран, о столицах федеральных земель Германии, Австрии.)
Защита рефератов. (Используя фотоматериалы, схемы и таблицы, учащиеся готовят рефераты, которые при их защите дополняют другие выступающие новыми фактами.)
Заочные путешествия. (Например, «Путешествие по Рейну» в 8 классе. Необычный урок географии на немецком языке имеет увлекательный характер. К данному уроку каждый ученик готовит творческую работу «Карта Германии» с акцентом на достопримечательности Рейна. В итоге в конце урока появляется целая галерея мини-проектов.)
Урок творческий отчет. (Как правило, во время обобщающего повторения определенной лексической темы. В конце урока возможна игра-сценка.)
Место нестандартных уроков в общей системе определяется учителем в зависимости от конкретных условий содержания материала, индивидуальных особенностей учащихся и, конечно, самого учителя.
Не секрет, что благодаря таким
урокам ученики быстрее и лучше
усваивают программный
Данные формы урока позволяют активизировать мысли учащихся и побудить их к самостоятельной работе. Любой нетрадиционный урок – это и есть игра, только «игра большая, на весь урок», со своими правилами атрибутами. И не правда, что любят играть только маленькие дети: взрослые ученики это делают с не меньшим удовольствием. Правильно поставленная игра позволит многому научить учащихся. В наибольшей степени это касается уроков иностранного языка. Каждый урок должен быть увлекательным и интересным, чтобы поддерживать у школьников внимание, желание и познавательный интерес работать изо дня в день, продвигаться маленькими шажками вперед. И одна из главных задач педагога иностранного языка – сделать урок таковым, так как очень часто интерес к иностранному языку присутствует только на начальной стадии обучения, как интерес к новому.
Нестандартный урок – это интересная,
необычная форма предоставления
материала на занятии. Она призвана
наряду с целями и задачами стандартных
уроков, развить у учащегося интерес
к самообучению, творчеству, умение
в нестандартной форме
Информация о работе Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования