Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:23, курсовая работа
В настоящее время, как известно более тесными стали контакты нашей страны с зарубежными государствами, развиваются и укрепляются международные связи . Знание иностранных языков сегодня не только культурная , но и экономическая потребность .Это осознается во всех странах. Многие молодые специалисты , работающие в зарубежных странах вовлечены в деятельность совместных предприятии ,что напрямую связано с использованием иностранного языка. Все это служит стимулом для создания положительной мотивации к его изучению
Введение…………………………………………………………………………...3
I .Глава .Теоретические основы использования ролевой игры на уроках иностранного языка.
1.1.Психологические аспекты игры……………………………………….6
1.2.Формы и функции ролевой игры на уроках иностранного
языка………………………………………………………………………....12
1.3.Психологические особенности использования ролевой игры
на уроке иностранного языка учащихся в классах среднего звена…….16
1.4.Ситуативная роль как методическое понятие………………………19
II.Глава. Содержание, формы, приемы использования ролевой игры на уроках иностранного языка в классах среднего звена.
2.1.Анализ опыта учителей практиков иностранного языка по использованию ролевой игры на уроках иностранного языка………23
2.3Анализ проведения ролевой игры по теме ……………………25
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………………….35
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадет.
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. Классы среднего звена характеризируется тем, что у школьников повышается интерес ,к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастало значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта. Для разработки сюжетов таких ролевых игр были выделены следующие сферы речевого общения подростков: в школе, дома, в общественных местах, в местах культурного досуга, на участках трудовой деятельности и т. п. Авторы учитывали, что в естественной коммуникации сфера общения не всегда однозначно определяла тему высказываний. Примечательно к учебным условиям оказалось целесообразным признать условную связь между сферой игры и темой речевого общения.
В ролевой игре семиклассников «У книжной полки» «читатели» договорились брать друг у друга книги и делиться впечатлениями о прочитанном. Им предлагалось использовать самостоятельно найденные сведения о книгах и писателях.
Адекватной формой игрового общения становилась имитационная ролевая игра. В такой сфере соблюдались правила имитируемой деятельности, общение организовывалось в соответствии с игровым заданием, учитывались правильные и неправильные решения, по окончании игры подводились итоги, определялись победители, выполнившие задания наилучшим образом.
Имитационные игры разрабатывались и организовывались на основании принятой процедуры, которая включала обоснование выбора формы игры, определение ее целей, разработку сюжета и конкретизацию задач каждого участника, уточнения состава и содержания речевых действий, осуществление игры, подведение ее итогов .Имитационные игры были не только средством подготовки учащихся к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности школьников. С учащимися седьмых - девятых классов организовывались имитационные игры познавательного содержания: в игровой форме учащиеся знакомились с персонажами литературных произведений, фактами биографии выдающихся деятелей науки, литературы, искусства, углубляли представление об отдельных периодах истории страны изучаемого языка, расширяли знания об окружающем мире, обращались к острым проблемам современности.
2.2 Ситуативная роль как
Не менее важным является понятие ситуативной роли.
Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере лишь при условии правильного отбора и распределения ролей, яркого и экономного способа презентации роли, правильной ориентировки учащихся в особенностях роли, а также при условии применения эффективного комплекса упражнений, посредством которых школьники тренируются в исполнении тех или иных ролей . [20,7]
Учебно-ролевая ситуация, компонентом которой является ситуативная роль , может выступать в качестве как содержания, так и приема обучения. Результатом обучения должно являться умение учащегося действовать в роли собственного я, т. е. быть школьником, пионером, сыном, другом и т. п. Именно в этих ролях он усваивает и использует тот языковой материал, который определен программой. В процессе обучения от ученика не требуется, чтобы он выступал в роли кондуктора, учителя, космонавта и т. д. Но эти роли привлекают учащихся. Поэтому в ситуации второго типа появляются роли, которые мы рассматриваем с позиции приема обучения. Они не включены в содержание обучения, но позволяют разнообразно организовывать процесс овладения языковым материалом и его повторения. Кроме того, необходимость использования ролей этого типа обусловлена потребностями процессуального характера.
Важным является также следующее обстоятельство. Содержание обучения на каждом этапе определяется типом ведущей деятельности. Происходит “усложнение информационного обмена”, которое оказывает большое влияние на смысловое содержание речи. А.К.Маркова отмечает, что содержание речи школьников все больше выходит за пределы непосредственного опыта. Именно поэтому желательно ввести в учебный процесс ситуации (роли), выходящие за пределы непосредственного опыта учащихся, т. е. не являющихся компонентом содержания обучения. Эти роли могут быть самыми различными.
Известно, что в социальной психологии роли традиционно подразделяются на три группы: социальные, межличностные и психологические.
Социальные роли, которые носят обобщенный характер, “наталкивают” на действия в рамках известного стереотипа (врач, пациент). Единственной средой общения на уроке является профессионально-трудовая (учеба, учебное занятие), а все другие выступают как воображаемые: социально-бытовая (в минимальной степени), семейная, сфера игр и увлечений. Социальные роли могут носить не только обобщенный (спортсмен, певица, композитор), но и конкретизированный характер (А.Карпов, А.Пугачева, Н.Озеров).
Межличностная роль как бы
накладывается на социальную, вносит
определенные нюансы в
Психологические роли. В них наиболее ярко проявляют себя индивидуальные особенности личности. Психологические роли можно условно разделить на 3 группы: а) роли, характеризующие личность положительно; б) нейтральные роли; в) роли, содержащие отрицательную характеристику личности. Возможность оценивать события и факты с различных позиций расширяет социальный опыт учащихся, учит общению. Такие роли могут носить также обобщенный и конкретизированный характер.
Психологические роли занимают в определенном смысле положение между ролями социальными и личностными. Как социальные роли они определяют место личности в системе общественных отношений и помогают программировать содержание высказывания и языковой материал; как роли межличностные они задают отношение говорящего к предмету разговора, к собеседнику, поскольку каждая такая роль содержит в себе богатую информацию о чертах характера персонажа, его поступках, фактах биографии.
Сказочные персонажи задают наиболее
жесткий стереотип поведения, т.
к. имеют четкую и однозначную
психологическую характеристику
Персонажи текстов учебников чаще
всего не имеют яркой психологической
характеристики, но у них есть
другое преимущество: в тексте даны реальные
образцы их речевого поведения. Осознав
логику поступков этих персонажей, учащиеся
могут домысливать, развивать ситуацию.
Это развивает их воображение и благотворно
влияет на развитие их речевой способности.
Таким образом, целенаправленное включение
в учебный процесс элементов ролевого
общения позволит приблизить учебную
коммуникацию к естественному процессу
взаимодействие конкретных личностей.
II Глава. Содержание методы приемы использования ролевой игры на уроках иностранного языка в классах среднего звена
2.1.Анализ опыта учителей –практиков по использованию ролевой игры на уроках иностранного языка
В методической литературе много пишется о пользе проведения интергированных уроков , к сожелению такие уроки редко проводятся в школе .Безусловно , такие уроки требуют больших усилий со стороны педагогов и учащихся в плане сотрудничества ,деятельной разработки элементов урока ,отбора содержания бесед .
Учительница высшей категории М. К. Колкова города Пятигорска средней школы №9 разработала ролевую игру «В универмаге». Помимо привычных реалий повседневной жизни игра отражает развитие «человечной» торговли ,в ходе которой приходиться использовать элементарные навыки иноязычного общения.В процессе подготовки к игре учащиеся готовят «товары для продажи » :изображают на карточках различные предметы одежды . Размер одной карточки соответствует примерно половине тетрадного листа.До начала игры «продавцы » и «покупатели» повторяют лексику и для усваения лексико грамматических обрацов составляют диалог.Для более усвоения меняются ролями :продовец становится покупателем . В этой ролевой игре используется однасторонний диалог –это расспрос стимулирующего характера со стороны продавцов и развертыввованные ответы на вопросы в монологические высказывания описательного , рассуждающего , убеждающего типов со стороны других участников игры.
Учительница А.В
Береговская города Сухой
Лог , Свердловская область
Учительница Белаева К.М. города Архангельска школы №76 разработала ролевую игру «Пока все дома ».Эту ролевую игру можно проводить на всех этапах обучения,постепенно усложняя ее содержание.В классах среднего звена она использовала разговор об интересных профессиях ,их трудностях ,путях преодаления этих трудностей; предметом разговора стала проблемы взаимоотношения в семье между разными поколениями .
Учительница Павлова И .П. школы № 56 города Абакана Республики Хакасия разработала ролевую игру « Знакомство с городом».
В игре использовалась карта Республики Хакасия и план Абакана. При подготовке к проведению учащиеся получают материалы по теме.Перед началом ролевой игры учитель указывает на то ,что «преставитель местной админстрации »излагает всю информацию на русском языке .Задача «переводчика »-передать эту информацию «бизнесменам » на немецком языке Предпологается ,что у школьниксв уже имеются преставления о процедуре синхроного перевода .После того как выступление «представителя местной админстрации » прослушана ,бизнесмены задают вопросы для получения дополнительной информации о географического положении ,природных условиях и экономики края. Переводчик предает содержание заданных вопросов , после чего переводит на немецкии язык ответы «админстраторов».В ходе проведения ролевой игры по указынной выше тематики «переводчики» «бизнесмены» ,админстратор» меняются ролями ,что сособствует закрепление у них навыков разговорных клише ,лексики по теме. На базе ролевой игры школьники подготавливают серию монологических сообщений.
2.2 Анализ проведения ролевой игры 8а класс
по теме «Подготовка к путешествию в Германию»
Тема: “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor”
Цели:
контроль навыков аудирования, говорения, умения оформить интервью письменно. |
Оборудование:
1 Карта Германии.
2 Бейджики.
Этапы:
1 Подготовительный( за 2 недели до ролевой игры );
2 Распределение ролей(накануне);
3 Ролевая игра;
4 Итоги.
Ход работы:
1.Делим класс на 2 группы- A,B,C,D,E туристы, F,G,H,I,J журналисты
Herren A,B,C,D,E! Sie sind Konferenzteilnehmer. Sie kommen aus der Schweiz. Sie sprechen auf der Konferenz zu Fragen:
(предлагаем материал для
Herren F,G,H,I,J! Sie sind akkreditierte Journalisten. Sie vertreten folgende Zeitungen ......,.......,......,...... Hier sind die Stichpunkte ihrer Reden. Bereiten Sie bitte fuer jeden Konferenzteilnehmer je zwei Fragen vor!