Ролевая игра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, как известно более тесными стали контакты нашей страны с зарубежными государствами, развиваются и укрепляются международные связи . Знание иностранных языков сегодня не только культурная , но и экономическая потребность .Это осознается во всех странах. Многие молодые специалисты , работающие в зарубежных странах вовлечены в деятельность совместных предприятии ,что напрямую связано с использованием иностранного языка. Все это служит стимулом для создания положительной мотивации к его изучению

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I .Глава .Теоретические основы использования ролевой игры на уроках иностранного языка.
1.1.Психологические аспекты игры……………………………………….6
1.2.Формы и функции ролевой игры на уроках иностранного
языка………………………………………………………………………....12
1.3.Психологические особенности использования ролевой игры
на уроке иностранного языка учащихся в классах среднего звена…….16
1.4.Ситуативная роль как методическое понятие………………………19
II.Глава. Содержание, формы, приемы использования ролевой игры на уроках иностранного языка в классах среднего звена.
2.1.Анализ опыта учителей практиков иностранного языка по использованию ролевой игры на уроках иностранного языка………23
2.3Анализ проведения ролевой игры по теме ……………………25
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

диплом1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

                                                  

 



                                                   

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

I .Глава .Теоретические основы использования ролевой   игры на уроках  иностранного  языка.

1.1.Психологические аспекты игры……………………………………….6

  1.2.Формы  и функции ролевой   игры на уроках  иностранного

языка………………………………………………………………………....12   

  1.3.Психологические  особенности использования ролевой  игры 

на уроке иностранного языка  учащихся в классах среднего звена…….16    

  1.4.Ситуативная  роль как методическое понятие………………………19                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

II.Глава. Содержание, формы, приемы   использования ролевой игры  на уроках  иностранного  языка в классах среднего звена.

2.1.Анализ опыта  учителей  практиков иностранного  языка   по использованию  ролевой  игры на уроках  иностранного  языка………23

2.3Анализ проведения ролевой игры по теме ……………………25                                                                                        

Заключение………………………………………………………………………32                                                                                                              

Литература……………………………………………………………………….35                                                                                                                    

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

                                         Введение                                                                                                                                                                                

            В настоящее время, как известно  более тесными  стали контакты  нашей страны с зарубежными  государствами, развиваются  и  укрепляются международные связи  .  Знание  иностранных языков  сегодня не только  культурная , но и экономическая потребность .Это осознается во  всех странах. Многие молодые специалисты , работающие  в зарубежных странах вовлечены в деятельность совместных предприятии ,что  напрямую связано с использованием  иностранного  языка. Все это служит  стимулом  для создания  положительной  мотивации к его  изучению.   Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену, создание совместных предприятий - повлекли за собой беспрецедентных взрыв практического интереса к иностранным языкам.

        Потребность в быстром и эффективном  овладении иноязычным общением  вызвала к жизни новые формы  и методы обучения, дала толчок  дальнейшему развитию интенсивному  обучению иностранному языку,  основы которого были разработаны  в Болгарии доктором Г.Лозановым и получили свое продолжение в нашей стране в трудах профессора Г.А.Китайгородской.

      Ролевая игра – это своеобразной  учебный прием , при котором  учащийся                       должен  свободно говорить  в  рамках заданных   обстоятельств ,  выступая  в роли  одного  из участников иноязычного общения. . В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом  Роль - маска помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности при говорении. [17] Преимущество ролевой игры в том , что она  доставляет удовольствие играющим в нее. У  учащиеся среднего звена повышенная мотивация ,они активны ,и привычная форма проведения урока им кажется скучным .Потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением привели к выбору именно этой темы выпускной квалификационной работы: “Использование ролевой игры на уроках иностранного языка в классах среднего звена”.

Объектом  выпускной квалификационной работы  является ролевая  игра  на уроках  иностранного языка .

Предметом выпускной  квалификационной работы  является  использование  ролевой игры  в обучение иностранным языкам в классах среднего звена .

Цель выпускной  квалификационной работы изучить особенности  использования ролевой игры на уроках иностранного языка в классах  среднего звена  способствуя осознанному освоению иностранного языка  используя ролевую игру   на уроках иностранного языка в классах среднего звена. Из данной цели вытекают  следующие  задачи:

-изучить психологические  аспекты игры в процессе обучения;

-изучить   формы  виды и функций   ролевой  игры на уроках  иностранного языка;

-изучить психологические  особенности учащихся в классах  среднего звена в процессе  использования ролевой игры.

-изучить анализ  опыта учителей практиков иностранного  языка по использованию  ролевой  игры на уроках иностранного языка;.

-изучить ситуативную  роль как методическое понятие.

-изучить психологическую  и педагогическую литературу  по данной проблеме .

Исходя из этих задач мы выдвинули  гипотезу ,если использовать ролевые игры на уроках иностранного языка  в процессе обучения, то у учащихся будет развиваться речь. 

I Глава. Теоретические основы  использования ролевой игры  на уроках иностранного языка.

1. 1    Психологические аспекты игры.

         Игра –  это вид деятельности  в условиях  ситуации, направленность  на воссоздание и усвоение  общественного опыта в котором  складывается  и совершенствуется самоуправление  поведением. Термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”.

Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. [8,3]

По  мнению М.Ф.Стронина, игра - особо  организованное занятие, требующее  напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игра представляет собой небольшую  ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Таким образом, М.Ф.Стронин рассматривает  игру как ситуативно-вариативное  упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками-- эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. [11,3]

А всегда ли существовала ролевая игра? По мнению  Д.Б.Эльконина невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. Для нас важно установить следующее. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые предметы. Это не деградировавшиеся упрощенные или потерявшие свои первоначальные функции уменьшенные орудия труда, служившие для прямой тренировки, или даже специальные предметы, изготовленные взрослыми для детей. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе. [9,167]   Ролевая игра-это речевая , игровая и учебная  деятельность  одновременно .

  1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Именно поэтому психолог В.А.Артемов предлагал «поучиться у театра» при обучении иностранному языку. В ролевых играх, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом.
  2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Психологи настаивают на тезисе: «Пусть они (учащиеся) говорят то, что им хочется сказать.» В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто заслоняют саму цель - общение и от учащихся и от учителей. В ролевой игре точно обозначенные «предлагаемые обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль сужает его до субъективного мотива.
  3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое «я», но через «я» соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актера к персонажу, которого он играет. Обычно актеры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате, и в конечном счете на усвоении иностранного языка.
  4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Следует иметь в виду, что учебная пьеска строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц, отношений между ними.

Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая “заземляет” ее, делает неповторимой и значимой. При этом языковой материал, в который она  обличена, “привязывается” к ситуации множеством ассоциативных нитей  и прочно удерживается в памяти. Эмоция, сопутствующая реплике, придает ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.

Информация о работе Ролевая игра