Шпаргалка по "Методике английского языка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:01, шпаргалка

Описание работы

1. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.
2. Основные направления развития методики обучения иностранным языкам.
...
14.Анлийский язык как учебный предмет и средство общения.
15.Новые информационные технологии в обучении иностранному языку.
16.Состояние и тенденции развития современной методики обучения иностранным языкам.

Файлы: 1 файл

Все шпоры.docx

— 168.23 Кб (Скачать файл)

8. Формирование  фонетических навыков учащихся  на начальном этапе обучения 

В свете реформ современного языкового  образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению.Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Известно, что большие отклонения от норм произношения ведут к непониманию речи собеседника, вызывают нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из важнейших условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям.Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (греч. phone – голос, греч. phonotike – относящийся к голосу, к звукам).Фонетика, как отдел языкознания, изучает звуки речи, которые произносятся человеком и слышимы человеком. В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы – основные единицы звуковой системы – и их разновидности. Фонетика изучает и то, и другое.Анализ отечественной и зарубежной методической литературы показывает, что при обучении произношению имеется два подхода: 1) имитативный; 2) аналитико-имитативный. Процесс формирования произносительного навыка проходит несколько стадий.

  1. Восприятие - создание правильного звукового (слухового) образа.
  2. Дифференциация – осмысление, различение признаков звука.
  3. Имитация – закрепление речедвигательных образов речевой единицы.
  4. Изолированная репродукция - закрепление артикуляции на основе использования произносительного явления.
  5. Комбинирование - переключение внимания с одного фонетического явления

Рассмотрим особенности формирования фонетических навыков на начальном  этапе обучения.

Одним из наиболее важных способов ознакомления с фонетическим явлением на начальном  этапе является показ наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность предъявления фонетического  материала диктуется его нуждами  для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить  звуки, которые являются наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке.

В обучении произношению оправдал себя аналитико-имитативный способ, при котором звуки, подлежащие специальной отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила;. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются.

Дирижирование учителя — это важная наглядная опора для учащихся на стадии становления слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.

Приведем в качестве примера  упражнения в имитации; осознанность имитации гарантируется указанием, на что надо обратить внимание:

  • Произнесите вслед за мной звуки, обращая внимание на долготу (краткость).
  • Произнесите слова, обращая внимание на ударение.
  • Произнесите предложения, обращая внимание на мелодику.
  • Произнесите предложения, обращая внимание на паузы.

Предметом тренировочных упражнений являются, как мы видим, звуки и  звукосочетания, помещаемые во все  более крупные единицы: от слога  — через слово — к словосочетанию и к тексту. Работа над произношением  при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем, к  тексту, создаваемому учащимися.Также на начальном этапе своеобразно использовать такие способы: выполнение фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением путем чтения вслух.Фонетическая зарядка является также основным способом формирования произносительных навыков и представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков. Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, содержащие фонетические явления, нуждающиеся в постоянной “инвентаризации Работа над чтением вслух на начальном этапе также дает возможность упрочить фонетическую базу учащихся. Не следует, однако, призывать учащихся к чтению вслух без фонетических упражнений; аналитико-имитационная стадия обязательна. Работа по формированию фонетических навыков учащихся на начальном этапе обучения позволила нам сделать вывод, что процесс формирования фонетических навыков будет протекать успешнее, если правильно подобраны способы формирования фонетических навыков; учитываются возрастные особенности детей; соблюдается алгоритм формирования фонетических навыков.


 

9. Обучение различным видам речевой  деятельности.

К основным видам речевой деятельности относятся: говорение( устное выражение мысли), слушание ( восприятие речи на слух и ее понимание), письмо ( графическое, письменное выражение мысли), чтение ( т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи)  различают чтение вслух и тихое чтение Чтение – смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Понимание письменного текста включает те же уровни. чтение – это такой же активный творческий процесс, предполагающий создание параллельного собственного текста адресатом речи, как и процесс создания исходного текста его автором. По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения:  а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) критическое, изучающее чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях. В процессе чтения целевая установка может меняться: начав с намерения просмотреть, можно увлечься и перейти к критическому чтению. Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают, что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В момент восприятия речи реципиент не усваивает текст наподобие робота, механически записывающего информацию или принимающего команду, он создает собственный оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллектуального и эмоционального опыта личности. В любом случае этот текст не тождествен тому, который был отправлен адресантом, это другой текст: каждая личность неповторима. Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. Коммуникативное написание осуществляется в том случае, если появляется необходимость передать определенное сообщение адресату, удаленному от адресанта (автора) в пространстве или времени. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) и промежуточная обратная связь невозможна. Пишущий не видит реакцию читающего на каждую фразу, а может лишь предугадать эту реакцию. Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки. Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный спонтанный текст. Главным инструментом говорения является голос. При говорении осуществляется не только отбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание наизусть текстов как на иностранном, так и на родном языке – в детстве – необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно). Хороший отбор возможен только лишь при наличии достаточного запаса слов и конструкций, которые хранятся в долговременной памяти. Трудности самостоятельной речи детей и подростков обусловливаются неразработанностью другого вида памяти – оперативной, которая работает всего несколько секунд: за это время необходимо отобрать нужную синтаксическую схему и включить в нее отобранные из долговременной памяти слова. Для говорения также важна адекватная интонация – та, которая соответствует смыслу высказывания.


 

10. Контроль в обучении языку. 

Контроль – это один из многих инструментов управления процессом  обучения.  
Термин «контроль» используется в широком и узком смысле слова. «Контроль» в широком смысле слова – это компонент учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, навыков и умений обучающегося. В узком смысле слова «контроль» – это этап урока, во время которого проводится проверка домашнего задания или упражнений, выполняемых в классе. 
В методике обучения иностранным языкам нет единого мнения на многие вопросы  относительно контроля: определение,  содержание, место и т.д.

В учебном процессе контроль имеет двустороннюю направленность: на учителя и на ученика. Для учителя  его роль заключается в том, что  с помощью постоянного измерения  он делает выводы о качестве своей  работы и о качестве работы учащихся. На основании полученных результатов  учитель вносит необходимые коррективы в свою деятельность, наиболее рационально  планирует и управляет совместной деятельностью по овладению учебным  общением. 
Контроль, направленный на ученика, информирует его о качестве языковой подготовки; поставленные оценки позволяют учащемуся видеть результаты своего учебного труда, судить о прогрессе в учении, о пробелах, делать из этого соответствующие выводы.  
Место контроля в учебном процессе определяется целями обучения иноязычному общению в школе. 
Сущ.такие цели как : практическая, воспитательная, общеобразовательная и развивающая. 
Практическая цель. Выполняя основную, обучающую функцию, контроль осуществляет обратную связь и информирует  учителя и учащихся о правильности/ ложности учебных шагов, дает возможность вовремя заметить и предупредить рассогласование намеченной цели обучения и имеющегося результата. 
Общеобразовательная цель. Контроль раскрывает особенности речевого общения на иностранном языке, выявляет специфику использования речевого и языкового материала, позволяя тем самым сравнивать аналогичные действия на родном языке, т.е. он помогает решать задачу филологического образования учащихся. Контроль выявляет правильность выражения содержания и построения формы высказывания, способствует развитию «культуры речи». 
Воспитательная цель контроля определяется его стимулирующим воздействием на процесс овладения и владения иноязычной речевой деятельностью. Положительная, адекватная оценка труда стимулирует учащихся на более высокие результаты, воспитывая тем самым такие качества ученика как настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость и т.д.  
Развивающая цель. Контроль, обладая большим стимулирующим воздействием на учебную деятельность учащихся, задает направленность поиску, активизирует их мысль. В такой ситуации контролирующая речевая установка учителя побуждает учащихся ставить вопрос самому себе, с которого, согласно психологическим исследованиям, начинается мышление. Таким образом, контроль усиливает обмен мыслями, информацией, активизируя воображение, память. 
Рассматривая вопрос о непрерывности контролирующих действий в учебном процессе, необходимо обратиться к трактовке контроля как сопутствующего метода обучения (И.Л.Бим, Г.В.Рогова).  
Как сопутствующий метод обучения контроль присутствует при осуществлении любых обучающих или учебных действий учителя и учащихся.

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ

  1. Обучающая функция. Поскольку контроль обученности в иноязычной речи часто выходит во внешний план как и само обучение, то контролирующие действия ведутся в тех же точках учебного процесса, что и обучающие, и только по конкретной задаче, которую ставит учитель, можно дифференцировать обучение и контроль. В процессе выполнения контролирующих заданий активизируется усвоенный материал, совершенствуются навыки и умения.
  2. Функция обратной связи. В современных теориях речевой деятельности контроль рассматривается как обязательное звено в схеме порождения и восприятия речевого высказывания. Это звено осуществляет корректирующую или управляющую связь между эффектом реализации и заданной программой, т.е. обратную связь.
  3. Стимулирующая функция. Успешность практического овладения иноязычным общение зависит от того, насколько оно мотивировано для учащихся. В учебной деятельности всегда присутствует ориентация на результат: мотивом действий служит успеность/неуспешность результата. Учащиеся должны видеть результаты своего труда, выраженные в конкретно ощутимой форме – оценке и отметке.
  4. Корректировочная функция.
  5. Управленческая функция.
  6. Диагностическая функция.

 

11.Уровни владения языком

Каждый из уровней характеризуется  определенными объем знаний, навыками и способностями уровень усвоенной  лексики, грамматики, фонетики.

1. Starter (начальный)

2. Elementary (элементарный)

3. Pre - Intermediate (ниже среднего)

4. Intermediate (средний)

5. Upper - Intermediate (вышесреднего)

6. Advanced (продвинутый)

Starter (начальный) – программа, разработанная для тех, кто начинает изучать английский язык.  имеет нулевой уровень (отсутствие словарного запаса, навыков чтения, произношения и общения на английском языке). Она включает фонетический курс, освоение правил чтения и элементарной грамматики, а так же разговорный курс в пределах общения на повседневные темы ("Знакомство", "Семья", "Питание", "Распорядок дня", "Работа", "Досуг", "Описание помещений", "Покупки в магазине", и т.д.).

Словарный запас (по окончании  курса): 500-600 слов.

Elementary (элементарный) – программа рассчитана на слушателей, имеющих ограниченные базовые знания Английского языка  
Курс включает разговорную практику по тематике повседневной жизни, постановка произношения, освоение базовой грамматики английского языка, интенсивное аудирование в классе и дома, и письменные упражнения в рамках домашних заданий.

После прохождения курса  студент владеет базовыми навыками чтения, разговора и письма.

Словарный запас: 1000 - 1300 слов.

Pre-Intermediate (ниже среднего) – программа направлена на студентов, уверенно владеющих знаниями на уровне “Elementary” и имеющих ограниченный опыт использования английского языка. Курс включает освоение более сложных грамматических и лексических построений, разговорную практику по тематике повседневной жизни, умение строить повествовательное высказывание из пятнадцати - восемнадцати предложений, интенсивное аудирование в классе и дома, и письменные упражнения в рамках домашних заданий.  
После прохождения курса студент способен адекватно использовать английский язык в знакомых ситуациях. Понимает основное содержание свободной английской речи без деталей или чьей-либо помощи, а так же основную мысль речи/текста по своей профессиональной специальности. Может ясно выражать свои мысли и мнение по разным вопросам. Речь достаточно естественна и непринужденна, для того чтобы поддерживать обычный темп разговора.

Словарный запас: 1400 - 1800 слов. 
Intermediate (средний) –  курс предназначен для слушателей, имеющих определенный опыт практики английского языка, а так же уверенно владеющих знаниями на уровне "Pre-Intermediate". Студентам этого уровня рекомендуется активное чтение художественной и публицистической литературы, прослушивание аудиокассет и просмотр видеофильмов на английском языке. 
После прохождения курса студент может достаточно успешно использовать английский язык в разнообразных стандартных ситуациях. Данный уровень обеспечивает соответствующий уровень знаний для начала работы или обучения в иностранной компании.

Словарный запас: 2000 - 2500 лексических  единиц.

Upper - Intermediate (выше среднего) – программа рассчитана на учащихся, имеющих достаточно обширный опыт использования английского языка, а так же уверенно владеющих знаниями на уровне "Intermediate". Курс включает освоение продвинутой грамматики, значительно расширяется круг тем и ситуаций, по которым студент должен быть способен поддерживать беседу. 
После прохождения курса студент может уверенно использовать английский язык в большинстве ситуаций. Может работать в иностранной компании, принимать участие и четко высказывать свое мнение на одном уровне с носителями языка, как в неформальных, так и в официальных встречах. Способен воспринимать достаточно сложные тексты без чей-либо помощи.

Словарный запас: 3000 - 4000 лексических  единиц. 
По окончании этого уровня студенты могут пройти подготовку к сдаче международного Кембриджского экзамена IELTS (International English Language Testing System), FCE (First Certificate in English) и международного экзамена TOEFL (Test of English as a Foreign Language).

Информация о работе Шпаргалка по "Методике английского языка"