Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:01, шпаргалка
1. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.
2. Основные направления развития методики обучения иностранным языкам.
...
14.Анлийский язык как учебный предмет и средство общения.
15.Новые информационные технологии в обучении иностранному языку.
16.Состояние и тенденции развития современной методики обучения иностранным языкам.
В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению.Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Известно, что большие отклонения от норм произношения ведут к непониманию речи собеседника, вызывают нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из важнейших условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям.Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (греч. phone – голос, греч. phonotike – относящийся к голосу, к звукам).Фонетика, как отдел языкознания, изучает звуки речи, которые произносятся человеком и слышимы человеком. В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы – основные единицы звуковой системы – и их разновидности. Фонетика изучает и то, и другое.Анализ отечественной и зарубежной методической литературы показывает, что при обучении произношению имеется два подхода: 1) имитативный; 2) аналитико-имитативный. Процесс формирования произносительного навыка проходит несколько стадий.
Рассмотрим особенности
Одним из наиболее важных способов ознакомления
с фонетическим явлением на начальном
этапе является показ наглядной,
несколько утрированной демонстрации
его особенности в звучащем тексте.
Последовательность предъявления фонетического
материала диктуется его
В обучении произношению оправдал себя аналитико-имитативный способ, при котором звуки, подлежащие специальной отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила;. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются.
Дирижирование учителя — это важная наглядная опора для учащихся на стадии становления слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
Приведем в качестве примера упражнения в имитации; осознанность имитации гарантируется указанием, на что надо обратить внимание:
Предметом тренировочных упражнений
являются, как мы видим, звуки и
звукосочетания, помещаемые во все
более крупные единицы: от слога
— через слово — к
9.
Обучение различным видам
К основным видам речевой деятельности относятся: говорение( устное выражение мысли), слушание ( восприятие речи на слух и ее понимание), письмо ( графическое, письменное выражение мысли), чтение ( т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи) различают чтение вслух и тихое чтение Чтение – смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Понимание письменного текста включает те же уровни. чтение – это такой же активный творческий процесс, предполагающий создание параллельного собственного текста адресатом речи, как и процесс создания исходного текста его автором. По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) критическое, изучающее чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях. В процессе чтения целевая установка может меняться: начав с намерения просмотреть, можно увлечься и перейти к критическому чтению. Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают, что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В момент восприятия речи реципиент не усваивает текст наподобие робота, механически записывающего информацию или принимающего команду, он создает собственный оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллектуального и эмоционального опыта личности. В любом случае этот текст не тождествен тому, который был отправлен адресантом, это другой текст: каждая личность неповторима. Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. Коммуникативное написание осуществляется в том случае, если появляется необходимость передать определенное сообщение адресату, удаленному от адресанта (автора) в пространстве или времени. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) и промежуточная обратная связь невозможна. Пишущий не видит реакцию читающего на каждую фразу, а может лишь предугадать эту реакцию. Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки. Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный спонтанный текст. Главным инструментом говорения является голос. При говорении осуществляется не только отбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание наизусть текстов как на иностранном, так и на родном языке – в детстве – необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно). Хороший отбор возможен только лишь при наличии достаточного запаса слов и конструкций, которые хранятся в долговременной памяти. Трудности самостоятельной речи детей и подростков обусловливаются неразработанностью другого вида памяти – оперативной, которая работает всего несколько секунд: за это время необходимо отобрать нужную синтаксическую схему и включить в нее отобранные из долговременной памяти слова. Для говорения также важна адекватная интонация – та, которая соответствует смыслу высказывания.
10. Контроль в обучении языку.
Контроль – это один
из многих инструментов управления процессом
обучения.
Термин «контроль» используется в широком
и узком смысле слова. «Контроль» в широком
смысле слова – это компонент учебно-воспитательного
процесса, нацеленного на определение
уровня знаний, навыков и умений обучающегося.
В узком смысле слова «контроль» – это
этап урока, во время которого проводится
проверка домашнего задания или упражнений,
выполняемых в классе.
В методике обучения иностранным языкам
нет единого мнения на многие вопросы
относительно контроля: определение, содержание,
место и т.д.
В учебном процессе контроль
имеет двустороннюю направленность:
на учителя и на ученика. Для учителя
его роль заключается в том, что
с помощью постоянного
Контроль, направленный на ученика, информирует
его о качестве языковой подготовки; поставленные
оценки позволяют учащемуся видеть результаты
своего учебного труда, судить о прогрессе
в учении, о пробелах, делать из этого соответствующие
выводы.
Место контроля в учебном процессе определяется
целями обучения иноязычному общению
в школе.
Сущ.такие цели как : практическая, воспитательная,
общеобразовательная и развивающая.
Практическая
цель. Выполняя основную, обучающую функцию,
контроль осуществляет обратную связь
и информирует учителя и учащихся о правильности/
ложности учебных шагов, дает возможность
вовремя заметить и предупредить рассогласование
намеченной цели обучения и имеющегося
результата.
Общеобразовательная
цель. Контроль раскрывает особенности
речевого общения на иностранном языке,
выявляет специфику использования речевого
и языкового материала, позволяя тем самым
сравнивать аналогичные действия на родном
языке, т.е. он помогает решать задачу филологического
образования учащихся. Контроль выявляет
правильность выражения содержания и
построения формы высказывания, способствует
развитию «культуры речи».
Воспитательная цель
контроля определяется его стимулирующим
воздействием на процесс овладения и владения
иноязычной речевой деятельностью. Положительная,
адекватная оценка труда стимулирует
учащихся на более высокие результаты,
воспитывая тем самым такие качества ученика
как настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,
усидчивость и т.д.
Развивающая цель.
Контроль, обладая большим стимулирующим
воздействием на учебную деятельность
учащихся, задает направленность поиску,
активизирует их мысль. В такой ситуации
контролирующая речевая установка учителя
побуждает учащихся ставить вопрос самому
себе, с которого, согласно психологическим
исследованиям, начинается мышление. Таким
образом, контроль усиливает обмен мыслями,
информацией, активизируя воображение,
память.
Рассматривая вопрос о непрерывности
контролирующих действий в учебном процессе,
необходимо обратиться к трактовке контроля
как сопутствующего метода обучения (И.Л.Бим,
Г.В.Рогова).
Как сопутствующий метод обучения контроль
присутствует при осуществлении любых
обучающих или учебных действий учителя
и учащихся.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ
11.Уровни владения языком
Каждый из уровней характеризуется
определенными объем знаний, навыками
и способностями уровень
1. Starter (начальный)
2. Elementary (элементарный)
3. Pre - Intermediate (ниже среднего)
4. Intermediate (средний)
5. Upper - Intermediate (вышесреднего)
6. Advanced (продвинутый)
Starter (начальный) – программа, разработанная для тех, кто начинает изучать английский язык. имеет нулевой уровень (отсутствие словарного запаса, навыков чтения, произношения и общения на английском языке). Она включает фонетический курс, освоение правил чтения и элементарной грамматики, а так же разговорный курс в пределах общения на повседневные темы ("Знакомство", "Семья", "Питание", "Распорядок дня", "Работа", "Досуг", "Описание помещений", "Покупки в магазине", и т.д.).
Словарный запас (по окончании курса): 500-600 слов.
Elementary (элементарный) – программа рассчитана на слушателей,
имеющих ограниченные базовые знания
Английского языка
Курс включает разговорную практику по
тематике повседневной жизни, постановка
произношения, освоение базовой грамматики
английского языка, интенсивное аудирование
в классе и дома, и письменные упражнения
в рамках домашних заданий.
После прохождения курса студент владеет базовыми навыками чтения, разговора и письма.
Словарный запас: 1000 - 1300 слов.
Pre-Intermediate (ниже среднего) – программа направлена на
студентов, уверенно владеющих знаниями
на уровне “Elementary” и имеющих ограниченный
опыт использования английского языка.
Курс включает освоение более сложных
грамматических и лексических построений,
разговорную практику по тематике повседневной
жизни, умение строить повествовательное
высказывание из пятнадцати - восемнадцати
предложений, интенсивное аудирование
в классе и дома, и письменные упражнения
в рамках домашних заданий.
После прохождения курса студент способен
адекватно использовать английский язык
в знакомых ситуациях. Понимает основное
содержание свободной английской речи
без деталей или чьей-либо помощи, а так
же основную мысль речи/текста по своей
профессиональной специальности. Может
ясно выражать свои мысли и мнение по разным
вопросам. Речь достаточно естественна
и непринужденна, для того чтобы поддерживать
обычный темп разговора.
Словарный запас: 1400 - 1800 слов.
Intermediate (средний) – курс предназначен для слушателей,
имеющих определенный опыт практики английского
языка, а так же уверенно владеющих знаниями
на уровне "Pre-Intermediate". Студентам этого
уровня рекомендуется активное чтение
художественной и публицистической литературы,
прослушивание аудиокассет и просмотр
видеофильмов на английском языке.
После прохождения курса студент может
достаточно успешно использовать английский
язык в разнообразных стандартных ситуациях.
Данный уровень обеспечивает соответствующий
уровень знаний для начала работы или
обучения в иностранной компании.
Словарный запас: 2000 - 2500 лексических единиц.
Upper - Intermediate (выше среднего) – программа рассчитана на
учащихся, имеющих достаточно обширный
опыт использования английского языка,
а так же уверенно владеющих знаниями
на уровне "Intermediate". Курс включает
освоение продвинутой грамматики, значительно
расширяется круг тем и ситуаций, по которым
студент должен быть способен поддерживать
беседу.
После прохождения курса студент может
уверенно использовать английский язык
в большинстве ситуаций. Может работать
в иностранной компании, принимать участие
и четко высказывать свое мнение на одном
уровне с носителями языка, как в неформальных,
так и в официальных встречах. Способен
воспринимать достаточно сложные тексты
без чей-либо помощи.
Словарный запас: 3000 - 4000 лексических
единиц.
По окончании этого уровня студенты могут
пройти подготовку к сдаче международного
Кембриджского экзамена IELTS (International English
Language Testing System), FCE (First Certificate in English) и международного
экзамена TOEFL (Test of English as a Foreign Language).
Информация о работе Шпаргалка по "Методике английского языка"