Шпаргалка по "Методике английского языка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:01, шпаргалка

Описание работы

1. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.
2. Основные направления развития методики обучения иностранным языкам.
...
14.Анлийский язык как учебный предмет и средство общения.
15.Новые информационные технологии в обучении иностранному языку.
16.Состояние и тенденции развития современной методики обучения иностранным языкам.

Файлы: 1 файл

Все шпоры.docx

— 168.23 Кб (Скачать файл)

Продуктом общения является интерпретация информации, благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность. Вне общения невозможна никакая другая человеческая деятельность; без общения часто невозможно и само существование человеческой индивидуальности.

Общение, должно быть, умело  и чутко педагогически скорректировано. Не случайно среди других функций общения выделяется и воспитательная. Причем отмечается, что если между обучающимися и учителем устанавливаются отношения доверия, взаимной симпатии, то воспитательное воздействие осуществляется эффективнее и быстрее. А если отношения негативные, ни о каком воспитательном воздействии не может быть и речи. Хороший психологический климат, как в классе, так и вне его очень важен. Поэтому особые требования предъявляются сегодня к учителю ИЯ. Он должен сам многое знать и уметь, вызывать уважение и симпатию у учащихся, быть способным заинтересовать и увлечь их.

Таким образом, коммуникативный  подход к обучению ИЯ — это обучение общению через общение на основе коммуникативно-речевой ситуации, максимально приближенной к естественным условиям.

Появление коммуникативного метода обучения было связано со значительными социальными, экономическими и политическими изменениями, как в нашей стране, так и во всем мировом пространстве. За последние 15-20 лет заметно возросло значение ИЯ, позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию.

Различают две фазы развития коммуникативного метода: функционально-прагматическую и культурологическую. Первая развивалась в 70-80-е гг. и основана на интеграции данных прагмалингвистики и педагогики. В целях оптимального обучения описывались и систематизировались речевые интонации, речевые образцы, ситуации и речевое поведение партнеров. Вторая развивалась со второй половины 80-х гг. и уделяла большое внимание сравнению культур разных стран, изучению речевых и страноведческих феноменов, развитию интеллектуальной компетенции обучаемых, пониманию и осмыслению изучаемого материала.

Появление коммуникативного метода обучения так же связано с изменением главной цели обучения ИЯ в школе. Сегодня в основных концептуальных документах она звучит как обучение учащихся основам иноязычного общения и формирование у них способности к общению на ИЯ на межкультурном уровне.

В связи с изменением цели обучения перед учителями встала острая необходимость изменить весь стиль преподавания и даже личностного поведения на уроках, так как процесс общения имеет свои специфические черты, объект, предмет, функции и может протекать только в обстановке психологического комфорта и доверия между его субъектами.

Принципы коммуникативного подхода

В настоящее время процесс  обучения ИЯ строится в соответствии с пятью основными принципами коммуникативного подхода:

    1. речемыслительной активности;
    2. функциональности;
    3. ситуативности;
    4. новизны;
    5. индивидуальности.

Принцип индивидуальности является основополагающим при обучении ИЯ, одним из главных средств создания мотивации учащихся.

Среди современных методов  чаще всего выделяют группу методов  и технологий, основанную на личностно  ориентированном подходе в обучении ИЯ: обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения.

Обучение в сотрудничестве

Теоретические вопросы обучения в сотрудничестве разработаны группами американских педагогов.Основная концептуальная идея этого метода — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся и разных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности, уровню общего культурного развития, в группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика в совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отмечают за результат не только своей части работы (к которому они могут не испытывать интереса), но и всей группы. В этой ситуации осуществляются взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

Далее мы перечислим основные варианты обучения в сотрудничестве, но все они реализуются при соблюдении ряда следующих обязательных условий:

  • группы учащихся формируются учителем до урока с обязательным включением в ее состав сильного, среднего и слабого учеников, девочек и мальчиков, представителей разных национальных меньшинств.
  • группе дается одно задание, но при этом учитель или сами учащиеся распределяют роли между членами группы;
  • учитель сам выбирает учащегося, который будет сообщать результаты групповой деятельности. Любой участник должен быть способен грамотно справиться с заданием, так как основная цель подобного обучения — овладение материалом каждым учащимся;
  • выставляется одна отметка на всю группу, так как принимаются во внимание не столько знания, сколько усилия учащихся, при этом ребята сами могут оценить результаты своего труда.

Основными вариантами обучения в сотрудничестве являются следующие:

    1. student team learning (STL, обучение в команде). Создаются несколько подгрупп учащихся, которые выполняют различные задания, не соревнуясь между собой, а стремясь улучшить результаты по сравнению с собственными показателями подгруппы в предыдущей деятельности. Каждый ученик приносит группе очки, и вся группа несет ответственность за работу каждого участника. Деятельность группы поощряется не только оценкой в баллах, но и разнообразными знаками отличия, сертификатами и т. д.
    2. другой вариант организации обучения в сотрудничестве условно называется «Пила» (название Jigsaw ввел Э. Аронсон в 1978 году). На этапе творческого применения языкового материала учащиеся подразделяются для выполнения творческого задания на группы, в каждой из которых есть ребята, работающие над аналогичными проблемами. После сбора материала по своей под теме учащиеся из разных групп, отвечающие за аналогичные виды работы, объединяются для обмена информацией; это называется «встречей экспертов». Затем группы восстанавливаются в своем первоначальном виде, и участники сообщают полученную информацию своим товарищам. На заключительном этапе фронтального представления результатов учитель может попросить любого ученика отчитаться по любому разделу работы;
    3. обучение под девизом «Учимся вместе» (learning together). Каждая подгруппа выполняет одно задание, которое является частью большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы могут общаться между собой, в результате происходит усвоение материала в полном объеме.

Приведенные выше технологии реализации личностно ориентированного подхода в преподавании ИЯ позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

Метод проектов

Не менее популярным в  современном процессе преподавания ИЯ является метод проектов. Он возник еще в начале века, когда помнилась необходимость выявления путей активизации самостоятельного творческого мышления учащихся.

Метод проектов предполагает, с одной стороны, использование  широкого спектра поисковых, проблемных, исследовательских методов, ориентированных на конкретный практический результат, связанный с удовлетворением личностных интересов учащихся, а с другой — комплексное решение проблемы во всем многообразии ее проявлений и условий.

Характерными чертами  метода проектов являются:

      1. наличие значимой в исследовательском и личностном плане проблемы, требующей применения комплекса знаний, умений и творческих способностей учащихся;
      2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, оформление стенгазеты, обустройство дома и т. д.);
      3. организация самостоятельной групповой (парной, индивидуальной) деятельности учащихся в урочное и внеурочное время;
      4. структурирование содержательной части проекта (распределение ролей, замер поэтапных результатов);

5)  использование исследовательских методов: определение цели работы, выдвижение гипотезы, анализ теоретических источников и результатов, метод «мозговой атаки», защиты проектов и др.

Метод проектов является сегодня  одним из наиболее популярных в разных странах мира, так как хорошо вписывается и в урочную, и во внеурочную систему работы по ИЯ, позволяет развивать творческие возможности учащихся, активизируя их знания из разных областей при решении одной проблемы, дает им возможность приобрести практические навыки использования полученных знаний.

В заключение можно предположить, что основными тенденциями развития методов обучения ИЯ в средней и высшей школе будут следующие:

        1. произойдет переход в обучении от формирования прос<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_00284_00291__Char" style=" font-family: 'Times New

Информация о работе Шпаргалка по "Методике английского языка"