Система упражнений для обучения лексике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Поэтому ознакомление учащихся с новыми словами (презентация и семантизация) и их первичное закрепление является очень напряженной и важной работой.
Цель исследования – показать возможность и необходимость использования системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и примеры упражнений.
Предмет исследования – лексика изучаемого иностранного языка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Цель, задачи и содержание обучения лексике………………………………………………………………....5
Требования Госстандарта к овладению учащимися лексической стороной речи……………………………………………………….…8
Система упражнений обучения лексике. Примеры упражнений……………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………...18

Файлы: 1 файл

Азина К. Система упражнений для обучения лексике.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова

 

 

 

 

Факультет иностранных языков

Кафедра французского языка

 

Реферат по учебной дисциплине

«Теория и методика обучения второму иностранному языку»

Система упражнений обучения лексике.

 

 

  Выполнила:

Студентка 4 курса 

группы АФ-10-1

Азина К.

Проверила:

К.п.н., доцент кафедры

французского языка 

Сергеева И.Ф.

 

 

Ульяновск, 2011.

 

Оглавление

 

  1. Введение……………………………………………………………….3
  2. Цель, задачи и содержание обучения лексике………………………………………………………………....5
  3. Требования Госстандарта к овладению учащимися лексической стороной речи……………………………………………………….…8
  4. Система упражнений обучения лексике. Примеры упражнений……………………………………………………………11
  5. Заключение……………………………………………………………17
  6. Список использованной литературы………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Лексика - это основной строительный материал нашей речи, поэтому роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль фонетики и грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, т.к. проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую.

Роль лексики для овладения  иностранным языком настолько же важна, как и роль грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей  номинативной функции. В живой речи лексические и грамматические навыки нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности.

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой  деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую  роль выполняет владение связями  слова и образование на их основе словосочетания.

Знать слово, значит знать  его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в  виду его звуковую форму, без которой  невозможно правильно понять слово  со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую  форму, без которой слово не будет  узнано при чтении и не сможет быть написано. Что касается значения, то в английском языке, как и в  любом другом, слова могут иметь  несколько значений.

По законам памяти человеку свойственно забывать примерно 50% полученной информации после ее первого предъявления, а в целом забывание сильнее  в первые дни после сообщения нового, затем кривая забывания падает.

Учитывая эти данные психологии, учитель должен построить первый этап работы над новым словом так, чтобы использовать по возможности  большее количество упражнений в  момент первого предъявления лексического материала, чтобы обеспечить максимальное количество повторений нового слова, возможность многократного прослушивания и воспроизведения его учащимися в речи.

Опыт работы учителей показывает, что если слабый и даже средний ученик не проговорил новую лексическую единицу несколько раз в течении одного урока, не прослушивает ее воспроизведение учителей и товарищей, нет уверенности в том, что она не «уйдет» из его памяти сразу же после окончания занятий. Такой подход требует от учителя предельного внимания к выбору упражнений предназначенных для первичной отработки лексики, и организации работы с ней.

За курс обучения в средней  школе учащиеся должны усвоить значение и формы этих единиц и уметь  их использовать в различных видах  речевой деятельности, т.е. овладеть навыками лексического оформления экспрессивной  речи и научиться понимать лексические  единицы на слух и при чтении.

Поэтому ознакомление учащихся с новыми словами (презентация и  семантизация) и их первичное закрепление является очень напряженной и важной работой.

Цель исследования – показать возможность  и необходимость использования  системы упражнений.

Объект исследования – различные  виды упражнений и примеры упражнений.

Предмет исследования – лексика  изучаемого иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цель, задачи и содержание обучения лексике.

 

 Владение словом является  важнейшей предпосылкой говорения,  но в репродуктивных видах  речевой деятельности знание  только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняет  владение связями слова и образование  на их основе словосочетания.

Основная цель работы над  лексикой в школе состоит в формировании

лексических навыков.

Знать слово - значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Если у слова есть какие-нибудь особенности образования грамматических форм, то об этом также следует сообщить обучаемым уже на стадии ознакомления во избежание ошибок в последующем использовании данного слова. Что касается значения, то  необходимо знакомить учащихся с наиболее частотными значениями полисемантических слов. Помимо этого необходимо показать и его коннотацию, т.е. те ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный подтекст, что связано с употреблением слова. Именно на этом этапе возможно формирование социолингвистической и социокультурной компетенций. Говоря об употреблении слова, имеют в виду не только его коннотацию, но также и управление в предложении.

Рогова Г.В. выделяет три  компонента содержания обучения лексике: 
лингвистический, методологический и психологический. Под лексической единицей подразумевается отдельное слово, устойчивое словосочетание, идиома. Их необходимый набор для решения речевых задач, обусловленных контекстом деятельности данной возрастной группы обучаемых, и составляет лингвистический компонент содержания обучения лексике на конкретном этапе обучения. Методологический компонент содержания обучения лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию словарей, форме ведения индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики. Это те знания и умения, которые позволяют ученику работать над лексикой самостоятельно и независимо от внешних условий. Психологический компонент содержания обучения лексике связан с проблемой лексических навыков и умений. Профессор Р.К. Миньяр-Белоручев определяет сущность лексического навыка как способность:

    • мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи;
    • включать его в речевую цепь.

 
  Рогова Г.В. выделяет следующие задачи перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности. Для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо:

    • найти слово в памяти, а, следовательно, оно должно быть сначала заложено в память;
    • произнести его, что предполагает владение его фонетической формой;
    • включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой;
    • включить сочетание в предложение, текст.

 
Для рецептивных видов речевой  деятельности нужно:

    • ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением;
    • определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

Во всех случаях необходимо обучать словарной стороне речевых  видов деятельности таким образом, чтобы учащиеся постоянно ощущали напряженность коммуникативной задачи, т.е. то, что слова им нужны для выражения мыслей и их распознавания. Только ясная речевая перспектива, считает Рогова Г.В., обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем. В этом случае возможно возникновение импринтинга, психологического явления, описанного А.Н. Леонтьевым: механизм запечатления по типу «раз и навсегда». Для того, чтобы произошел импринтинг, нужно, чтобы то, что запоминается, отвечало бы потребности и немедленно подкреплялось ее удовлетворением. Применительно к словам иностранного языка это значит, что должно существовать напряжение речевой потребности. Тогда в памяти образуется как бы ловушка для слова, благодаря чему оно и запечатлевается.

Работа над накоплением  словаря сопровождает весь процесс  обучения. На каждом втором уроке должно происходить знакомство с новой  порцией слов и работа по ее усвоению. У учащихся необходимо пробудить  интерес к тщательной работе над  словом, к постоянному расширению словарного запаса. Специально разработанные тесты позволяют определять объем индивидуального словаря учащегося (тезауруса), видеть продвижение в наполнении словаря. Самым убедительным свидетельством владения словарем является способность принимать участие в общении в устной форме и при чтении.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Требования Госстандарта к овладению учащимися лексической стороной речи.

 

За курс обучения в средней  школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц (ЛЕ) и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

При осуществлении говорения  и письма необходимы следующие навыки, знания и умения:

а) продуктивные навыки:

    • правильно выбирать слова/словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;
    • правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях;
    • владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;
    • сочетать новые слова с ранее усвоенными;
    • выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;
    • выбирать нужное слово из синонимических и антонимических оппозиций;
    • выполнять эквивалентные замены;
    • владеть механизмом распространения и сокращения предложений;
    • приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.;

б) рецептивные навыки (слушание, чтение):

  • соотносить звуковой/зрительный образ слова с семантикой;
    • узнавать и понимать изученные слова/словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;
    • раскрывать значение слов с помощью контекста;
    • понимать значение слов с опорой на звуковые/графические признаки (аффиксацию, заимствованные слова и т.д.);
    • дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;
    • владеть механизмом рецептивного комбинирования;
    • широко пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определенной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.;

 
в) социокультурные знания и умения в области лексики: 

  • знание безэквивалентной лексики и умение понимать ее в текстах (в том числе с использованием справочников);
  • знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого языка (денежные единицы, меры веса, длины, обозначения времени, дорожные знаки и др.);
  • знание речевых и этикетных формул (особенностей обращения взрослых к детям, школьников к учителям, партнеров по общению разных возрастных и социальных групп) и умение строить речевое поведение в соответствии с нормами общения, принятыми в стране изучаемого языка;

 

г) лингвистические знания в области лексики:

  • знание правил словообразования лексических единиц и их сочетаемости; 
  • знание строевых и служебных слов как средств связи в предложениях и текстах;
  • знание этимологии отдельных слов;
  • знание понятий, значение которых выражается по-разному в различных языках.

Основная цель работы над  лексикой в школе состоит в формировании

лексических навыков. В Госстандарте и программах для общеобразовательных учреждений определены конечные и промежуточные требования к владению лексическим минимумом.

Согласно Госстандарту, учащиеся должны освоить приемы общения со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках следующей примерной тематики:

Информация о работе Система упражнений для обучения лексике