Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:18, реферат
Поэтому ознакомление учащихся с новыми словами (презентация и семантизация) и их первичное закрепление является очень напряженной и важной работой.
Цель исследования – показать возможность и необходимость использования системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и примеры упражнений.
Предмет исследования – лексика изучаемого иностранного языка.
Введение……………………………………………………………….3
Цель, задачи и содержание обучения лексике………………………………………………………………....5
Требования Госстандарта к овладению учащимися лексической стороной речи……………………………………………………….…8
Система упражнений обучения лексике. Примеры упражнений……………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………...18
1) Мои друзья и я.
Взаимоотношения в семье, с
друзьями. Внешность. Досуг и увлечения
(спорт, музыка, чтение, посещение дискотеки,
кафе, клуба). Молодежная мода.
2) Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы. Международные школьные обмены. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка.
3) Родная страна и страна/страны
изучаемого языка. Их
4) Природа и проблемы экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни.
Требования Госстандарта к овладению учащимися лексической стороной речи содержат в себе следующие необходимые навыки, знания, умения: навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии.
а) Этапы урока формирования экспрессивного лексического навыка (активный лексический минимум).
Урок формирования ЛН состоит из трех этапов:
1. ввод и семантизация ЛЕ
2. автоматизация ЛЕ
3. дальнейшее совершенствование ЛН.
На первом этапе происходит усвоение значения нового слова. Главная задача этапа семантизации состоит в том, чтобы довести до сознания учеников значение слова или фразеологического сочетания, показать особенности его употребления в речи, т.е. сочетаемости с другими словами, и грамматического оформления.
Активный лексический минимум состоит из слов, которые учащиеся должны активно использовать в процессе говорения и письма.
Семантизация – это система действий, связанная с раскрытием значения слова, т.е. установление взаимосвязи между формой слова и выраженным им понятием, предметом, явлением. Есть переводной и беспереводной способы семантизации.
Основными приемами (способами) семантизации лексики являются опора на предметную наглядность, опора на языковую и речевую наглядность, толкование на родном и иностранном языке.
1) Опора на предметную
наглядность – демонстрация
2) Опора на языковую наглядность: контекст, словообразовательный, этимологический анализ лексических единиц, дефиниция, сопоставление (синонимы, антонимы), опора на интернациональные слова.
3) Опора на речевую наглядность – раскрытие значения слова в речевой ситуации и контексте
Возможны следующие пути семантизации:
1) Рассказ с элементами беседы: Составляется небольшой рассказ с выбранными словами (на основе пройденного грамматического материала). Дойдя до фразы с новым словом, замедляется темп речи и выделяется новое слово интонацией. Задаете общий вопрос, чтобы в ответе новое слово прозвучало имитативно. Затем задается альтернативный вопрос. Затем специальный вопрос. После этого чтение рассказа продолжается.
ВАЖНО: после рассказа-беседы записать все новые слова или записывать по ходу чтения
2. Просто чтение рассказа (3-4 новых слова)
3. Подготовить беседу таким образом, чтобы в ее ходе возникла необходимость в новых словах.
4. Составить мини-ситуации, если слова трудно связать в единый связный текст.
Важно выбрать правильный путь и способ семантизации. После раскрытия значения слова следует записать его на доску (можно записать слово в словосочетании).
После семантизации и записи новых слов наступает этап автоматизации употребления лексики. Автоматизация происходит на основе условно речевых упражнений (УРУ), которые должны быть:
А) ситуативными;
Б) обеспечивать направленность учеников на цель и содержание высказывания, а не на форму;
В) быть организованными по характеру как процесс общения, а по сути обучающими.
Е. И Пассов выделяет 4 вида УРУ:
1. имитативные УРУ (имитация учащимися реплик учителя);
2.подстановочные УРУ (подстановка в модель усваиваемого речевого образца другой единицы);
3. трансформационные УРУ
(трансформация воспринятой
4.репродуктивные УРУ (самостоятельное воспроизведение усвоенной формы).
Г. В. Рогова предлагает 2 категории лексических упражнений, направленных на:
I. Запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой:
1. назвать изображенные на картинке предметы;
2. выбрать из ряда слов
одно, соответствующее данной
3. исключить из ряда
слов слова, не
4. образовать с выделенным словом другие предложения по образцу;
5. дополнить предложение
(заполнить пропуски в
6. употребить в данном
предложении синонимы к
7. придать предложению
противоположный смысл,
8. поставить вопрос к высказыванию (предполагается использование нового слова в вопросе или ответе на вопрос).
В дополнение к этим упражнениям можно использовать разнообразные «игры в слова», кроссворды, рифмовки, песни и т.д.
II. Упражнения на формирование сочетаний слов смыслового характера:
2. соотнесите слова в колонках, чтобы получились правильные сочетания;
3. подберите из разбросанных слов сочетания;
4. распространите предложение
за счет определений к
5. постройте сочетания,
означающие принадлежность
Дальнейшее усвоение значение
слова связано с
Возможны и такие упражнения:
2) продолжить сообщение;
3) высказать мысль и побудить ученика к подобному высказыванию; 4) предложить поинтересоваться чем-нибудь связанным с вашим высказыванием;
5) мини-диалоги: спроси соседа по парте;
6) составить предложение с 2-3 новыми словами;
7) диалоги с новыми словами;
8) отгадай слово.
Варианты упражнений для домашних заданий:
Важно помнить, что при чтении также происходит три этапа работы с лексикой.
Цель – формирование лексических навыков или обогащение речи учащихся новым лексическим материалом.
б) Формирование рецептивного лексического навыка (пассивный лексический минимум) и индивидуальный лексический минимум.
Пассивный словарь – (рецептивный минимум) состоит из слов, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании и речи. Необходимость в пассивном словаре возникает на старшем этапе, когда предлагаются оригинальные тексты научно-популярного, общественно-политического и художественного стилей. При этом у учащихся должны развиваться рецептивные лексические навыки – опознавать слово по некоторым опорам в его графике и на основе синтаксической формы и синхронно соотносить со значением.
Отталкиваясь от формы слова в тексте, учащийся выделяет его и придает ему словарную форму. Если в слове нет опорных элементов, то ученик отыскивает значение слова в словаре, при этом выбирает одно значение из нескольких, если слово многозначно.
Упражнения на формирование
рецептивных лексических
Потенциальный (индивидуальный) словарь учащихся (ПС) носит индивидуальный характер. Он возникает на основе самостоятельной семантизации неизученной лексики в момент чтения. Его объем зависит от степени овладения учащимся активным и пассивными минимума.
Потенциальный словарь складывается:
Следующие упражнения влияют на формирование потенциального словаря:
1. определить значение производных слов, образованных от известных корней и с помощью известных аффиксов;
2.определить значение интернациональных слов;
3. определить значение незнакомых сложных слов по составу их компонентов;
4. определить значение незнаковых слов, отталкиваясь от известного значения; проверить его по контексту;
5. определить значение незнакомых слов, образованных по конверсии
в) Контроль. Для осуществления контроля могут быть использованы следующие задания:
- письменные «летучки»
- устные переводы
- тесты
- словарная цепочка.
Заключение.
Работа над лексикой представляет
собой трудоемкий комплексный процесс,
требующий тщательной подготовки и внимания
как учителя, так и учащихся.
В процессе усвоения лексики французского языка могут возникать различные трудности. Использование разнообразных упражнений, грамотный подбор лексических единиц, систематизированный контроль способствуют полноценному восприятию и последующему активному употреблению лексических единиц.
В данной работе были рассмотрены основные упражнения для работы с лексикой как на уроке, так и самостоятельно, рассмотрены способы контроля усвоения лексических единиц. Применение данных упражнений на практике обеспечивает качественное развитие знаний, умений, навыков, отвечающих требованиям Госстандарта образования.
Список использованной литературы.
1. Картон А. С. Роль
догадки в процессе
2. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982.
3. Николаев Н. В. О
необходимости
4. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. – Настольная книга преподавателя иностранного языка/ «Вышэйшая школа», 1997.
5. Пассов Е. И., Колова Т. И. Беседы об уроке иностранного языка. – Л., 1975.
6. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961
7. Банкевич Л. В. Тестирование лексики иностранного языка., М., 1981.