Система упражнений для обучения лексике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Поэтому ознакомление учащихся с новыми словами (презентация и семантизация) и их первичное закрепление является очень напряженной и важной работой.
Цель исследования – показать возможность и необходимость использования системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и примеры упражнений.
Предмет исследования – лексика изучаемого иностранного языка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Цель, задачи и содержание обучения лексике………………………………………………………………....5
Требования Госстандарта к овладению учащимися лексической стороной речи……………………………………………………….…8
Система упражнений обучения лексике. Примеры упражнений……………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………...18

Файлы: 1 файл

Азина К. Система упражнений для обучения лексике.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

1) Мои друзья и я.  Взаимоотношения в семье, с  друзьями. Внешность. Досуг и увлечения  (спорт, музыка, чтение, посещение дискотеки, кафе, клуба). Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка.

2) Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы. Международные школьные обмены. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка.

3) Родная страна и страна/страны  изучаемого языка. Их географическое  положение, климат, население, города  и села, достопримечательности. Выдающиеся  люди, их вклад в науку и  мировую культуру. Технический прогресс. Средства массовой информации.

4) Природа и проблемы  экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни.

Требования Госстандарта к овладению  учащимися лексической стороной речи содержат в себе следующие необходимые  навыки, знания, умения: навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии.

 

 

  1. Система упражнений обучения лексике. Примеры упражнений.

 

 

а) Этапы урока формирования экспрессивного лексического навыка (активный лексический минимум).

  Урок формирования ЛН состоит из трех этапов:

1. ввод и семантизация ЛЕ

2. автоматизация ЛЕ

3. дальнейшее совершенствование  ЛН.

На первом этапе происходит усвоение значения нового слова. Главная задача этапа семантизации состоит в том, чтобы довести до сознания учеников значение слова или фразеологического сочетания, показать особенности его употребления в речи, т.е. сочетаемости с другими словами, и грамматического оформления.

Активный лексический  минимум состоит из слов, которые  учащиеся должны активно использовать в процессе говорения и письма.

Семантизация – это система действий, связанная с раскрытием значения слова, т.е. установление взаимосвязи между формой слова и выраженным им понятием, предметом, явлением. Есть переводной и беспереводной способы семантизации.

Основными приемами (способами) семантизации лексики являются опора на предметную наглядность, опора на языковую и речевую наглядность, толкование на родном и иностранном языке.

1) Опора на предметную  наглядность – демонстрация действий, картинки (начальный этап)

2) Опора на языковую наглядность: контекст, словообразовательный, этимологический анализ лексических единиц, дефиниция, сопоставление (синонимы, антонимы), опора на интернациональные слова.

3) Опора на речевую наглядность – раскрытие значения слова в речевой ситуации и контексте

Возможны следующие пути семантизации:

1) Рассказ с элементами беседы: Составляется небольшой рассказ с выбранными словами (на основе пройденного грамматического материала). Дойдя до фразы с новым словом, замедляется темп речи и выделяется новое слово интонацией. Задаете общий вопрос, чтобы в ответе новое слово прозвучало имитативно. Затем задается альтернативный вопрос. Затем специальный вопрос. После этого чтение рассказа продолжается.

ВАЖНО: после рассказа-беседы записать все новые слова или  записывать по ходу чтения

2. Просто чтение рассказа (3-4 новых слова)

3. Подготовить беседу таким образом, чтобы в ее ходе возникла необходимость в новых словах.

4. Составить мини-ситуации, если слова трудно связать в единый связный текст.

Важно выбрать правильный путь и способ  семантизации. После раскрытия значения слова следует записать его на доску (можно записать слово в словосочетании).

После семантизации и записи новых слов наступает этап автоматизации употребления лексики. Автоматизация происходит на основе условно речевых упражнений (УРУ), которые должны быть:

А) ситуативными;

Б) обеспечивать направленность учеников на цель и содержание высказывания, а не на форму;

В) быть организованными  по характеру как процесс общения, а по сути обучающими.

Е. И Пассов выделяет 4 вида УРУ:

1. имитативные УРУ (имитация учащимися реплик учителя);

2.подстановочные УРУ (подстановка в модель усваиваемого речевого образца другой единицы);

3. трансформационные УРУ  (трансформация воспринятой формы);

4.репродуктивные УРУ (самостоятельное воспроизведение усвоенной формы).

Г. В. Рогова предлагает 2 категории  лексических упражнений, направленных на:

I. Запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой:

1. назвать изображенные  на картинке предметы;

2. выбрать из ряда слов  одно, соответствующее данной ситуации (теме);

3. исключить из ряда  слов слова, не соответствующие  данной ситуации (теме);

4. образовать с выделенным  словом другие предложения по  образцу;

5. дополнить предложение  (заполнить пропуски в предложении)  подходящими словами;

6. употребить в данном  предложении синонимы к выделенным  словам;

7. придать предложению  противоположный смысл, употребив  вместо выделенного слова антоним;

8. поставить вопрос к  высказыванию (предполагается использование нового слова в вопросе или ответе на вопрос).

В дополнение к этим упражнениям  можно использовать разнообразные  «игры в слова», кроссворды, рифмовки, песни и т.д.

II. Упражнения на формирование сочетаний слов смыслового характера:

  1. какие глаголы можно употребить с данным словом;

2. соотнесите слова в  колонках, чтобы получились правильные сочетания;

3. подберите из разбросанных  слов сочетания;

4. распространите предложение  за счет определений к выделенным  словам и т.п. ;

5. постройте сочетания,  означающие принадлежность членам  вашей семьи, друзьям.

Дальнейшее усвоение значение слова связано с грамматическими  упражнениями, соединенными с лексическим  началом. Затем следуют упражнения в применении новых ЛЕ и их сочетаний  в теме. При этом ученики сами пытаются группировать слова, однако этот процесс нуждается в контроле со стороны учителя. Эта форма  работы связана с неподготовленной речью, результатом которой должно служить развитие устной речи.

Возможны и такие упражнения:

    1. вопросно-ответные;

2) продолжить сообщение;

3) высказать мысль и побудить ученика к подобному высказыванию; 4) предложить поинтересоваться чем-нибудь связанным с вашим высказыванием;

5) мини-диалоги: спроси  соседа по парте; 

6) составить предложение  с 2-3 новыми словами; 

7) диалоги с новыми  словами; 

8) отгадай слово.

Варианты упражнений для  домашних заданий:

  1. ответить на вопросы по картинкам;
  2. составить предложения по аналогии;
  3. составление ситуаций;
  4. описание иллюстрации с новыми словами;
  5. подбор иллюстраций к новым словам;
  6. составление рассказа;
  7. перефразирование знакомого текста с употреблением новых слов;
  8. перевод с родного языка.

Важно помнить, что при  чтении также происходит три этапа  работы с лексикой.

  1. Дотекстовый. Выбрать слова из текста и семантизировать его.

Цель  – формирование лексических навыков или обогащение речи учащихся новым лексическим материалом.

  1. Текстовый. Цель – совершенствование лексических навыков . На этом этапе лексика используется в репродуктивном плане.
  2. Послетекстовый. Запись слов - ведение словарика с транскрипцией, с картинками, по темам.

б) Формирование рецептивного лексического навыка (пассивный лексический минимум) и индивидуальный лексический минимум.

Пассивный словарь – (рецептивный минимум) состоит из слов, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании и речи. Необходимость в пассивном словаре возникает на старшем этапе, когда предлагаются оригинальные тексты научно-популярного, общественно-политического и художественного стилей. При этом у учащихся должны развиваться рецептивные лексические навыки – опознавать слово по некоторым опорам в его графике и на основе синтаксической формы и синхронно соотносить со значением.

Отталкиваясь от формы  слова в тексте, учащийся выделяет его и придает ему словарную  форму. Если в слове нет опорных  элементов, то ученик отыскивает значение слова в словаре, при этом выбирает одно значение из нескольких, если слово  многозначно.

Упражнения на формирование рецептивных лексических навыков:

  1. Громкое чтение и последующий перевод слова в различных синтагмах и предложениях.
  2. Заполнение пробелов в тексте при чтении.
  3. Выборка из текста слов и словосочетаний на основе семантической общности.
  4. Заполнить пропуски словами разными по значению, но одинаково читающимися.

Потенциальный (индивидуальный) словарь учащихся (ПС) носит индивидуальный характер. Он возникает на основе самостоятельной семантизации неизученной лексики в момент чтения. Его объем зависит от степени овладения учащимся активным и пассивными минимума.

Потенциальный словарь складывается:

    • На основе слов, состоящих из знакомых словообразовательных элементов (известный корень и аффикс, сложные слова по составу их компонентов)
    • слов, значение которых выводимо по конверсии.
    • при помощи понимания интернациональной лексики.

Следующие упражнения влияют на формирование потенциального словаря:

1. определить  значение  производных слов, образованных  от известных корней и с  помощью известных аффиксов;

2.определить значение  интернациональных слов;

3. определить значение  незнакомых сложных слов по  составу их компонентов;

4. определить значение  незнаковых слов, отталкиваясь от  известного значения; проверить  его по контексту;

5. определить значение  незнакомых слов, образованных по  конверсии

в) Контроль. Для осуществления контроля могут быть использованы следующие задания:

- письменные «летучки»

- устные переводы

- тесты

- словарная цепочка.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
  Работа над лексикой представляет собой трудоемкий комплексный процесс, требующий тщательной подготовки и внимания как учителя, так и учащихся.

 В процессе усвоения лексики французского языка могут возникать различные трудности.  Использование разнообразных упражнений, грамотный подбор лексических единиц, систематизированный контроль способствуют полноценному восприятию и последующему активному употреблению лексических единиц.

В данной работе были рассмотрены  основные упражнения для работы с  лексикой как на уроке, так и самостоятельно, рассмотрены способы контроля усвоения лексических единиц. Применение данных упражнений на практике обеспечивает качественное развитие знаний, умений, навыков, отвечающих требованиям Госстандарта образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Картон А. С. Роль  догадки в процессе пользования  языком и в процессе обучения  языку // Методика преподавания  ин. языка за рубежом / Сост. Е. В. Синявская, М. М. Васильева. – М., 1976.

2. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982.

3. Николаев Н. В. О  необходимости дифференцированного  подхода к иноязычному учебному  лексическому материалу.

4. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. – Настольная книга преподавателя иностранного языка/ «Вышэйшая школа», 1997.

5. Пассов Е. И., Колова Т. И. Беседы об уроке иностранного языка. – Л., 1975.

6. Зинченко П. И. Непроизвольное  запоминание. – М., 1961

7. Банкевич Л. В. Тестирование лексики иностранного языка., М., 1981.

Информация о работе Система упражнений для обучения лексике