Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:04, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение способов словообразования в немецком языке и выявление наиболее продуктивного способа.
Объект исследования –
Предмет исследования –
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
Определить понятие словообразование
Охарактеризовать способы словообразования существительных в немецком языке
Проанализировать производные слова в немецкой разговорной речи.
Введение…………………………………………………….3
Глава 1 …………………………………………...6
1.1…………………....6
1.2. ………………………………………………….............11
Выводы по главе 1 …………………………………………19
Глава 2. …………………………………………….20
2.1. ………………………………..20
2.2. ………………………………………………………..24
Выводы по главе 2…………………………………………..38
Заключение…………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………46
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Словообразование
студентки III курса
Калаевой Э.К.
спец. 050303 – филология (иностранный язык
с дополнительной специальностью)
Научный руководитель:
Березовская Л.Г.
Сочи – 2013
Введение…………………………………………………….3
Глава 1 …………………………………………...6
1.1…………………....6
1.2. …………………………………………………...........
Выводы по главе 1 …………………………………………19
Глава 2. …………………………………………….20
2.1. ………………………………..20
2.2. ………………………………………………………..24
Выводы по главе 2…………………………………………..38
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы………………………46
Находясь в постоянном движении, язык непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря - это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатляются в новых словах и новых значениях.
Современный этап развития лингвистики характеризуется повышенным интересом к изучению словообразования. Поднимаются вопросы о статусе словообразовательных единиц, о словообразовательных значениях и т.п. Словообразование - раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
Вопросами словообразования в разное время занимались учёные - языковеды, такие как Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Ф. Фляйшер , М.Д. Степанова, Якоб Гримм, Ф. Беккер, В.Г Чуваева , В. Хенцен , Е. Матер , И. Эрбен и другие.
Л.В. Щерба называет словообразованием «живые схемы для обозначения новых понятий и считает целью словообразования -- показать, как действительно образуются или могут образовываться слова для новых понятий в настоящее время» [Л.В.Щерба 2004,с.53].
М.Д. Степанова считает, что «словообразование в системе языка тесно связано как с грамматикой, так и с лексикой, потому что глубокое изучение словообразовательных средств позволяет более точно рассмотреть лексический состав языка»[М.Д. Степанова 1953,с.46].
Цель работы – рассмотрение способов словообразования в немецком языке и выявление наиболее продуктивного способа.
Объект исследования –
Предмет исследования –
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
Методы исследования – описательный и лексикографический методы, количественный метод.
Согласно ЛЭС, «словообразование – это образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения и других формальных средств» (ЛЭС, 1990, с. 467).
A.Л. Зеленецкий (2003) считает, что словообразовательные процессы сопровождаются сложными семантическими преобразованиями, возникающими как между исходным словом и производным, так и внутри производного слова между основой и аффиксом.
На формирование и развитие семантических структур производных слов семантические факторы оказывают также огромное влияние. От них зависит возможность сочетания компонентов производного слова. В языке существуют определённые семантические закономерности, в силу которых происходят процессы словообразования данного языка.
Бодуэн де Куртенэ считает
Признавая постоянное развитие языка, Бодуэн де Куртенэ распространяет принцип изменчивости на все элементы слова — корень, приставку, суффикс и окончание — и считает необходимым, разлагая слово на морфемы, следовать живому чутью языка, оперировать не «какими-то фикциями, витающими в туманной атмосфере праязыка..., но живыми частями склоняемых и спрягаемых слов» .
1.2. Словообразование имени существительного
М.Д. Степанова и В. Флейшер (1984) выделяют следующие способы образования существительных: 1. бессуфиксное образование от глагольных основ; 2. субстантивация; 3. словосложение; 4. префиксация; (иногда в соединении с тем или иным изменением корня) 5. суффиксация (часто в соединении с умлаутом коренного гласного) 6. словообразование при помощи полуаффиксов; 7. сращение; 8. образование сложносокращённых слов.
Согласно А.Л. Зеленецкому (2003), главными способами словообразования в немецком языке считаются аффиксальное словопроизводство (аффиксация), словосложение и так наз. имплицитное словопроизводство, под понятие которого подводятся достаточно разнообразные типы словообразования, связанные с отнесением производящей и производной основ к разным частям речи.
Разные способы
При образовании имени
1.2.1. Образование существительных от глагольных основ (бессуфиксное).
Существительные, образованные данным способом, в основном непродуктивные в современном немецком языке, сохраняют обычно живую этимологическую связь с соответствующими глаголами. Имеются следующие типы словообразования существительных от глагольных основ:
werfen.
2.Без изменения корня
3. От основ слабых глаголов, напр.: Kauf от kaufen.
4. по прямой аналогии с имеющимис
5. По косвенной аналогии с
общей словообразовательной
1.2.2. Субстантивация.
Субстантивация, т.е. переход слов в класс существительных из других грамматических классов слов без применения каких-либо словообразовательных средств, известна с древнейших периодов развития немецкого языка и широко распространена в современном немецком языке. Данный способ словообразования в немецком языке связан с употреблением в нем артикля. Выступая в качестве признака существительного, артикль становится тем самым средством субстантивации.
Leben – das Leben
Alt- der Alte
Ja – das Ja
Субстантивации может быть подвергнута любая знаменательная часть речи, служебное слово, междометие. Процесс субстантивации заключается в том, что то или иное качество, свойство, состояние, действие, отношения и т.п. начинают мыслиться предметно, в форме названия того или иного предмета или явления. Значение слова изменяется, изменяется его функция в речи, а следовательно его сочетаемость с другими словами и его роль в предложении. Одновременно слово приобретает именные грамматические категории, оформляется в качестве имени существительного:
Das Trostlose am Schildwachstehen war, daß man Zeit zum Nachdenken hatte. (A. Seghers, Die Toten bleiben jung.) (М.Д. Степанова, 1953,с.101)
Словосложение – весьма распространенный способ словообразования в немецком языке, причем продуктивность его непрерывно растет. В составе модели словосложения различают определительное и неопределительное сложение. К первому относится сочетание двух компонентов; они могут иметь разную словообразовательную структуру, однако членение сложного слова всегда бинарно, например: Freiheits-liebe (оба компоненты - суффиксальные основы), Arbeiter-erholungshiemn (первый компонент - суффиксальная, второй – сложная основа). Как правило, первый компонент определяет второй, а второй дает общую морфологическую и семантико – категориальную характеристику соединения.
Второй тип сложения включает «императивные имена» типа Vergissmeinnicht, Tischleindeckdich и т.д., сочинительные сложения и некоторые другие виды соединений, например: Ohnebart (соединение существительного с предлогом). Сложные слова могут иметь разную степень переосмысления, вплоть до полного стирания мотивированности.
Наиболее
распространено и продуктивно определительное
словосложение. Оно играет большую
роль в оформлении лексических единиц,
но также тесно связано с
Субстантивированные
композиты всегда имеют в качестве
второй НС(непосредственно-
а) существительным – Brigade-stützpunkt, Entschädiguns-forderung, Kindergärtnerinnen-Schule;
б) прилагательным – Hoch-spannung, Feuerfest-Industrie;
в) глагольной основой – Entsende-staat, Zerr-bild;
г) наречием –Aussen-temperatur, Rundum-leuchte;
д) другими неизменяемыми частями речи – Ja-stimme, Für-wort;
е) местоимением – Ich-form, Wir-bewusstsein;
ж) числительным – Zwei-kampf, Erst-aufführung.
Под стыком с сложном слове понимается «шов», по которому соединяются обе НС. Здесь может наличествовать или отсутствовать не относящийся непосредственно к основе первой НС «соединительный элемент», а именно –(e)s-, -(e)n-, -ens-, -e- или –er-. Эти соединительные элементы в целом встречаются только у субстантивированных и глагольных основ, когда они функционируют в качестве первой НС: у прилагательных и неизменяемых слов они отсутствуют. Это связано с их историческим развитием, поскольку они возникли из элементов, некогда бывших флексиями.
Соединительный элемент –(e)s-. Он (обычно только –s-) встречается наиболее часто, и не выполняет функции флексии в композите; он используется в частности при выражении отношения множественности и в существительных женского рода. Его употребление определяется следующим факторами:
1) морфологической структурой первой НС. Он почти всегда встречается, когда первая Нс образована при помощи суффиксов – hiet/-keit, -tum, -ung, -ut, -ion, -ität, нередко и с суффиксами –ing и –ling. Помимо этого –s- употребляется для более явной маркировки главного стыка, когда первая НС является композитом или содержит префикс.
2) морфонологической структурой первой НС. После глухих смычных согласных и f, а также после носовых и плавных звуков преобладает тенденция (не переходящая, однако, в общий принцип) избегать-s-: Fabrikgelände, Profitexplosion, Hoftor, Rauminhalt.
В остальных
случаях у существительных
3) грамматическим родом первой НС. Он играет роль, поскольку соединительный элемент -s- у существительных женского рода, если они не образованы с помощью названных выше суффиксов, встречается только в ограниченном числе случаев (Geburtstag, но: Geburtenbeschräkung). Односложные существительные женского рода, как правило, не имеют соединительного элемента (исключение: Gans). 4) вторичной семантической дифференциацией форм с соединительным элементом -s- и без него, которая, утвердилась, впрочем, лишь в отдельных случаях: Verband – kasten – Verband-s-beitrag, -kasse.
Соединительный элемент -(е)n-
Его употребление определяется, прежде всего, формой множественного числа первой НС. Если она оканчивается на -еn, тогда большей частью данный соединительный элемент употребляется независимо от того, выражается ли отношение множественности или нет. Это касается большинства существительных женского рода с исходом на -е: Blende(n)-einstellung, Urkunde(n)-fälschung.
Сюда же относится ряд существительных мужского рода: Autor-en-honorar, Held-en-tat, Student-en-heim. Существительные женского рода без употребительного множественного числа с -еn не получают соединительного элемента -(e)n-:Kälte-einbruch, Kreide-stück. С другой стороны, данный соединительный элемент отсутствует и у ряда существительных женского рода с множественным числом на -еn: Säge-blatt, а также при опущении конечного -е: Grenz-truppen, Lokomotiv-führer, Münz-fernsprecher, Straf-vollzung; в последних случаях -е отсутствует после глухого фрикативного звука.
Наконец, -еn- используется после ряда существительных среднего рода, множественная форма которых оканчивается не на -еn, а на -е: Inserat-en-annahme, Zitat-en-schatz.
Вторичная семантическая дифференциация отмечается в случаях Klassespiel, -frauen, -besetzung со значением — «очень хорошо» в отличие от Klassenkampf, -zimmer: Sonntag – Sonentag; с –s-, а не с –en: Geschicht-s-buch – Geschichten-buch.
Соединительный элемент -ens- очень редок, однако, и его употребление не ограничивается словами, в которых -ens- является флексией (Herz-ens-angst наряду с Frau-ens-person).
Соединительный элемент -е- встречается в редких случаях у НС мужского и среднего рода Hund-e-hütte, Pferd-e-markt, а также единично у односложных существительных женского рода (Gäns-e-braten), но всегда при наличии формы множественного числа на -е. Областью наиболее широкого применения соединительного элемента -е- являются НС, представленные глагольными основами. Когда они оканчиваются на -b, -d, -g, -ng, -s, то в композитах возможно варьирование — с соединительным элементом -е- и без него (Bind-faden – Bind-e-glied, Reib-fläche – Reib-e-käse, Schlang-ader – Nag-e-tier, Spreng-stoff – Häng-e-lampe), если же они оканчиваются на глухой согласный, а также на носовой или плавный звук, то соединительный элемент -е- почти всегда отсутствует (Dresch-flegel, Wohn-haus). Соединительный элемент -еr- встречается исключительно при НС, образующих множественное число с -еr, при этом — независимо от того, имеется или отсутствует отношение множественности— в чем он сходен с -еn-: Eierschale, Männerstimme (все без отношения множественности) наряду с Häusermeer, Lichterglanz. Отмечаются случаи варьирования соединительного элемента при одной и той же НС: Buchhanlung – Bücherstube, Bildband - Bilderbuch. Дифференциация значения возможна с -e- вместо -еr-: Volkskunde – Völkerkunde ( В. Завьялова, И.Ильина, 2003).
Информация о работе Словообразование существительных в немецком языке