Словообразование существительных в немецком языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение способов словообразования в немецком языке и выявление наиболее продуктивного способа.
Объект исследования –
Предмет исследования –
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
Определить понятие словообразование
Охарактеризовать способы словообразования существительных в немецком языке
Проанализировать производные слова в немецкой разговорной речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….3
Глава 1 …………………………………………...6
1.1…………………....6
1.2. ………………………………………………….............11
Выводы по главе 1 …………………………………………19
Глава 2. …………………………………………….20
2.1. ………………………………..20
2.2. ………………………………………………………..24
Выводы по главе 2…………………………………………..38
Заключение…………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………46

Файлы: 1 файл

Курсовая по немецкому черновик.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

1.2.4.Префиксация

Префиксы  обозначают тот или иной признак предмета или явления (также процесса, свойства), сужая или конкретизируя значение производящей основы, поэтому обычно они не влияют на морфологические признаки производящей основы и не сопровождаются чередованиями в корне. Например: Unglück, Antifaschist, uralt, unmöglich, bekommen, erhalten.

Префиксация существительных в  отличие от словосложения и деривации  развита слабее. Число префиксов  значительно меньше числа суффиксов, и семантически они намного беднее. Поэтому следующее их описание дается, исходя не из отдельных словообразовательных элементов — как при суффиксации —, а из словообразовательного значения.

Немецкие  префиксы названных групп I и II участвуют в создании прежде всего следующих словообразовательных значений:

Отрицание. «Чистейшим» отрицательным префиксом  является nicht- ; на него — в отличие  от свободно употребляемого nicht — всегда падает главное ударение: Nichtmetall, Nichtachtung, Nichtschwimmer.

Префикс un- как отрицательный префикс широко развит в сфере прилагательного; но и у существительных образование  с помощью этого префикса имеет  свое место: Unordnung, Unvermögen.

Значение  отрицания в меньшей мере выражает miss-: Misserfolg, Missvergnügen.

Значение  «отклонение от нормального к  ложному, плохому». Значение, выражаемое субстантивной производящей основой, не отрицается, а оценивается как  ложное, плохое. В этом значении чаще встречается un-: Unfall, Unkraut, Unsitte, Unhalt.

Согласно М.Д Степановой, полупрефиксы – это такие словооб-разовательные  средства, которые, сохраняя фонетическую форму со-ответствующего слова, отрываются от него по значению и встречаются  в целых группах слов (семантических  рядах), обобщая их на основе общего признака. Этот общий признак и есть значение полупрефикса, т.е. то новое значение, которое развилось на базе значения соответствующего слова в самостоятельном употреблении (например, усилительное значение полупрефикса Riesen- в словах Riesenstadt, -angst, -erfolg, и т.п. развилось на базе значения слова Riese великан)» (Степанова 1955, c. 152).

Современное языкознание придерживается мнения, что образование существительных  при помощи полупрефиксов существенно  отличается как от словосложения, так  и от префиксации, хотя связано с первым генетически и структурно, а со второй – функциональным сходством. От сложных существительных существительные с полупрефиксами отличаются главным образом тем, что их первый компонент, выступая в целом семантическом ряду, теряет своё собственное лексическое значение и лишь придаёт особый оттенок значения второму компоненту, т.е. морфологизируется, превращается в словообразовательное средство, фактически перестаёт быть компонентом сложного слова.

Отличие существительных с полупрефиксами от обычных сложных существительных выявляется, между прочим, при сравнении отдельных случаев, когда одно и то же слово употребляется как в качестве полупрефикса, так и в качестве определителя. Так, например, Blitz имеет обычное значение молния в соединениях: Blitzableiter громоотвод, Blitzstrahl и т.п. (Степанова, Флейшер, 1984, с. 158).

 «Собственная семантика усиливающих  компонентов может быть так  или иначе связана с оценочностью  и качественностью, как, например, Goldjunge, Riesenangst или как-то ассоциироваться с положительной или отрицательной характеристикой» (Девкин, 1965, c. 234).

                От префиксов полупрефиксы отличаются  прежде всего тем, что «они  своим фонетическим оформлением  совпадают  с  лексическими  единицами-словами, а также семантической и стилистической насыщенностью, образностью, способностью выражать более разнообразные оттенки значений» (Степанова, Флейшер, 1984, с. 158).

1.2.5.Суффиксация.

При образовании существительного суффиксы могут указывать на род, собирательность, уменьшительность и др. -е.

1. Производящая основа представлена  глагольной основой (инфинитив). Словообразовательное значение: а)  «место», напр., Kippe; б) «орудие», напр., Leuchte, Pfeife; в) «процесс», напр., Einreise, Suche.

2.  Производящая основа представлена глагольной основой (с абляутом). Словообразовательное значение: а) «процесс», напр., Bezugnahme Vergabe; б) «место», напр., Brache от (от brechen), Gosse (от giessen), Stiege (от steigen).

3.  Производящая основа представлена  прилагательным. Словообразовательное значение: а) субстантивированное «обозначение качества», напр., Blässe; б) «обозначение предмета», напр.,Höhle, Säure.

В качестве составной части прерывистой  НС с префиксом Gе-.

1. Производящая основа представлена  глагольной основой. Словообразовательное значение: а) «процесс», пейоративность, напр., Getanze, Abgelese; б) «определительный результат потенций или действий», напр., (Getriebe, Gebläse).

2. Производящая основа представлена  существительным. Словообразовательное  значение: «собирательность», напр., Gestühl, Gebirge. Как правило, -е опускается.

-еi. 1. Производящая основа представлена  существительным. Словообразовательное  значение: а) «место», напр., Bücherei, Ziegekei, Auskunftei; б) «поведение» с отрицательной  оценкой, напр., Barbarei, Eulenspiegelei.

2. Производящая основа представлена  глагольной основой. Словообразовательное  значение: а) «процесс», напр., Brüllerei, Fahrerei; б) «опредмеченный результат  действия», напр., Häkelei, Holzschnitzerei; в)  «место», напр., Ausbessrei, Abschepperei.

-еr.1. Производящая основа представлена  глагольной основой или глагольным  словосочетанием. Словообразовательное  значение: а) «Nomen agentis» (лицо делает  то, что обозначено глаголом), с  дифференциацией по

-  обозначению профессии (Drucker, Lehrer),

-  по привычкам (Raucher, Besserwisser),

- по непостоянной деятельности (Finder, Auftraggeber, Besucher);

б)      «прибор» (Kocher, Zerstäuber, Gabelstapler, Untersetzer); в) «процесс» (Seufzer); г) «опредмеченный результат действия» (Tupfer).

2.      Производящая основа  представлена существительным. Словообразовательное  значение: а) «лицо по профессиональной  или сходной принадлежности»  (Stahlwerker, Musiker); б) «лицо, животное, неодушевленный предмет, обладающие  признаком, выраженным существительным» (Spalthufer, Zweiachser);

в)      «лицо по географической, государственной принадлежности» (Rostoker, Norweger, Kapverder); г) «прибор» (Dampfler, Münzer).

3.      Производящая основа  представлена числительным. Словообразовательное  значение: а) «возрастное обозначение лица», напр., Sechziger); б) «монеты, денежные знаки», напр., Fünfer, Hunderter.

-ler, -ner. Эти элементы образовались  путем «расширения суффикса»  -еr. -l- и -n- входят первоначально  в состав именной основы; срвн. betel-er (от существительного betel «das Beteln»), -ner из wagen-er. После выпадения неударного -е- из среднего слога и сдвига слоговой границы элементы -ler и -ner превратились в самостоятельные суффиксы; оснований считать их просто вариантами суффикса -еr нет. Они образуют почти исключительно отсубстантивные обозначения по профессии или другой деятельности, по месту жительства или определенным качествам: Sportler, Rohköstler, Pförtner, Bühnenbildner.

В отличие от -еr суффикс -ler соединяется  также с аббревиатурами в качестве производящих основ: FDJler. Деривация с -ler породила в числе прочих модель с пейоративной коннотацией: Gewinnlerin, Versöhnler.

-heit/-keit/-igkeit. Эти элементы следует  считать комбинаторными вариантами  одного суффикса. Употребление каждого  их трех вариантов зависит от морфонологической структуры производящей основы (Derb-heit, Lieblich-keit, Lebhaft-igkeit). Словообразовательное значение определяется как «субстантивное обозначение качества».

-heit : соединяется с субстантивным  обозначением лица в качестве производящей основы; данный тип имеет собирательное значение (Мenschheit).

-ling. 1. Производящая основа глагольная. Словообразовательное значение: а)  «лицо, на которое направлено  действие, выраженное глаголом»,  напр., Prüfung. Нередко антонимично  по отношению к деривату с -еr: Pflegling - Pfleger; б) «растение, предмет с соответствующим значением» (реже), напр.,Steckling; в) при основе непереходного глагола также «лицо, которое проводит/провело действие, обозначенное глаголом» (Eindringling); имеет тенденцию к пейоративной коннотации (Emporkömmling).

2.  Производящая основа —  прилагательное. Словообразовательное  значение: а) «лицо, обладающее  соответствующим качеством», как  правило, с отрицательной оценкой,  напр., Fleigling, Schönling; б) «обозначение  растения, животного по качеству, выраженному прилагательным», напр., Kohlweissling, аналогично и обозначение предметов (Rundling).

3.  Производящая основа —  существительное. Словообразовательное  значение: а) «пейоризация», напр., Dichterling, Schreiberling; б) «обозначение животных, растений по соответствующему признаку», напр.,Gründling.

4.      Производящая основа  — числительное: Zwilling, Vierling, Fünfling.

-schaft. 1. Производящая основа —  субстантивное обозначение лица. Словообразовательное значение: а) «собирательность, группа людей», напр., Nachkommenschaft, Gewerksschaft; б) «состояние, внутреннее отношение, поведение» как, напр., Freundschaft, Mitwissenschaft.

2. Производящая основа — глагольная  основа, причастие II, инфинитив. Словообразовательное  значение: «опредмеченный результат действия», напр., Errungenschaft.

-sel. Производящая основа — глагольная  основа. Словообразовательное значение: «опредмеченный результат процесса»,  нередко с уменьшительно-пейоративным  оттенком(Anhängsel). В качестве составной части прерывистой НС с префиксом Gе- встречается и в отглагольных именах (Geschreibsel).

-ung. 1. Производящая основа —  глагольная основа. Словообразовтельное  значение: а) «процесс» (Belebung, Landung); б) «результат действия, состояние» (Verdünnung, Anschwellung, Lenkung, Öffnung); в) «группа лиц, производящих обозначенное глаголом действие» (коллективное Nomen agentis), напр., Führung. Некоторые из названных дериватов имеют несколько значений: а) и б) или а) и в).

2.  Производящая основа —  прилагательное (редко). Словообразовательное значение: «обозначение предмета по признаку, выраженному производящей основой» (Festung)

Производящая основа — существительное (редко). Словообразовательное значение: «собирательность» (Waldung). Уменьшительность

Уменьшительными суффиксами являются -chen и -lein, в единичных случаях -el (Haarbüschel, Ränzel), иногда сочетание суффиксов –el-chen (Dingelchen, Wägelchen, Fenstervorhängelchen). В литературном языке в настоящее время -chen имеет наибольшее распространение.        На употребление -chen и -lein влияет морфонологическая структура производящей основы: если она оканчивается на -ch, -g, -ng, то, как правило, употребляется –lein: Büchlein, Zweiglein, Ringlein; при исходе на -sch и -el наряду с –lein появляется -chen: Fläschchen/-lein, Bröschchen, Mäntelchen – Mäntlein.

Производящей основой, как правило, является существительное, только в  редких случаях прилагательное (причем с модификацией значения связана  транспозиция), напр., Dummchen, Früchen. Весьма редки в качестве производящих глагольные основы (с расширением путем –er-chen.

Словообразовательным значением  являются: а) «уменьшительность, малость» (Städtchen, Tüchlien), б) «эмоциональность-ласкательность», с положительной коннотацией (Küsschen, Mütterlien); в) «эмоциональность-пренебрежительность, выражение нерасположения», с отрицательной коннотацией (Bürschchen, Filmchen, Kavalierlein). Направление коннотации (мелиоративной или пейоративной) зависит в большинстве случаев от контекста, образования в этом отношении чаще всего амбивалентны.

Конструкции с –chen в ряде случаев  употребляются как термины; в  этом случае у них тогда отсутствует  эмоциональная коннотация, и может  возникать семантическая дифференциация со структурами с -lein: Männchen и Weibchen (у  животных) и Männlein и Weiblein.

Часть образований идиоматизированы, иногда также полностью изолированы, поскольку производящая основа в  свободном употреблении больше не встречается: Stiefmütterchen, Schneeglöckchen, Ständchen, Scherflein.

Мовация

Под этим понимается эксплицитная деривация существительных другого рода, когда в качестве производящей основы функционирует наименование человека или животного, как правило, производными оказываются наименования лица женского рода от соответствующих наименований лица мужского рода. Стандартным суффиксом является -in: Ärztin, Genossin, Französin, Redakteurin. Не для каждого существительного женского рода, обозначающего лицо, имеется соответствующее существительное мужского рода: Hortnerin, Stenotypistin. Однако имеются наименования профессии и должности, которые могут без мовации переноситься на женщин: Minister, Proffesor, Brigadier. Тем не менее все чаще употребляются такие формы, как Ministerin, Brigadierin [4].

Заимствованные суффиксы

К заимствованным суффиксам мы относим  такие деривационные элементы, которые выделены из лишь незначительно ассимилированных заимствований и образуют в немецком языке поддающиеся анализу словообразовательные конструкции. Ввиду относительно большого числа различных заимствованных суффиксов для большей обозримости представляется целесообразным подразделить их по грамматическим родам существительных.

Суффиксы женского рода. Наименования процесса образуются от глагола с  помощью суффиксов –age (Massage), -anz/-enz (Dissonanz), -ion (Explosion); наименования результативных состояний предметов с помощью суффиксов –enz (Konferenz, Residenz), -(at)-ion (Kanalisation), -ur (Frisur).

Наименования качеств и поведения  образуются с помощью суффиксов  –esse (Akkuratesse), -erie (Koketterie), -ion (Diskretion), -ität (Aggressivität).

Отсубстантивные собирательные имена  образуются с помощью –ie, -erie (Bourgeoisie, Maschinerie), -ik, -atik (Motivik, Problematik), -atur (Muskulatur).

Мовированные имена женского рода образуются с помощью

суффикса -е (Cousine от Cousin) и –ess (Stewardess).

Суффиксы мужского рода

Наименования лиц образуются от глагола с помощью –ant, -ent (Dirigent, Intrigant), -eur (Masseur), -ator (Agitator). Наименования приборов образуются при помощи –ator (Transformator). Наименования лиц от существительных образуются с помощью суффиксов –ant (Laborant) и, предже всего, -ist (Humorist, Pianist). Дериваты на –imus имеют субстантиные и адъективные произвводящие основы (часто собственные имена). Они обозначают идеологические направления, мировоззрения, виды поведения и т.п.: Marxismus, Patriotismus, Humanismus, Kapitalismus.

Существительные мужского и среднего рода

Информация о работе Словообразование существительных в немецком языке