Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей сокращений в английском языке на материале рекламного дискурса англоязычных СМИ.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
Рассмотреть сокращение как один из продуктивных способов словообразования в современном английском языке.
Выявить основные типы сокращений на материалах рекламного дискурса англоязычных СМИ.
Установить роль и место сокращений в рекламном дискурсе англоязычных СМИ.
Введение
Современный английский язык
отличает большая способность к образованию
новых словарных единиц. Сокращение в современном англи
Важно заметить, что многочисленные сокращения не остаются на периферии словарного состава, а становятся достоянием всего данного языкового коллектива, отражают важные социальные понятия, обозначают предметы реальной действительности в повседневной жизни, науке, политике, экономике и т. д.
Наличие чрезвычайно большого количества сокращенных лексических единиц различного рода является одной из характерных черт современной лексики английских СМИ в самых различных областях, т. к. именно СМИ наиболее быстро и полно отражают все происходящие в обществе процессы, в том числе связанные с преобразованием языка.
Для понимания причин возникновения
и последующего развития сокращений, необходимо
принять во внимание некоторые специфические
особенности речи. Во-первых, это линейность
речевого потока, а также письма. Под линейностью
понимается то, что в потоке речи все элементы
(за исключением определенных просодических
элементов, коим является, к примеру, интонация)
следуют друг за другом в определенной
последовательности. Такое качество языка
как линейность ограничивает его коммуникативные
возможности, так как скорость движения
речевых органов имеет физиологические
пределы.
Во-вторых, большая избыточность языка
и неравномерное распределение информации
речевом потоке - также немаловажный аспект,
помогающий лучше понять проблему сокращений.
Некоторые элементы в речевом потоке не
несут никакой новой информации, другими
словами, они дублируют информацию,
содержащуюся в других элементах и их
опущение не влияет на понимание смыслового
содержания какого-либо отрезка речи.
Следовательно, чтобы повысить коммуникативные
возможности языка, можно преобразовать
развернутое высказывание в краткое. Таким
образом, аббревиация заключается в обеспечении
передачи максимального количества информации
(смыслового содержания) при минимальном
использовании материальной оболочки
языка (графической формы и звуковой оболочки),
то есть в повышении эффективности коммуникативной
функции языка.
Выбор темы обуславливается актуальностью изучения основных свойств языков для специальных целей и, в частности, в области рекламы. Понятие «сокращение» существует в языке объективно и, как любой объективный процесс, имеют свои закономерности развития и функционирования. Интенсивность и сложность этого процесса определяют необходимость тщательного изучения проблем, связанных с данным видом словообразования. В связи с этим исследованию по установлению закономерностей образования и развития сокращений, их места не только в системе языка, но и в сферах его применения должно быть уделено особое внимание.
Объектом исследования выступают сокращения как продуктивный вид словообразования в английском языке.
Предметом исследования в данной работе являются структурные типы сокращений и способы их образования на материале рекламного дискурса англоязычных СМИ.
Целью данной работы является выявление особенностей сокращений в английском языке на материале рекламного дискурса англоязычных СМИ.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
Методами данного исследования являются следующие: проблемно-поисковый метод, направленный на изучение и анализ материала по данному вопросу классификация сокращений, используемых в рекламном дискурсе англоязычных СМИ, с целью установления признаков, свойственных каждой отдельной группе метод лингвистического моделирования, позволяющий с помощью наблюдения и сравнения выявить структурно-семантические особенности сокращений описательный метод метод сплошной выборки, позволяющий при сборе фактологического материала отбирать исследуемые языковые единицы по мере их встречаемости в процессе чтения текста.
Теоретической базой послужили работы авторов в области исследования сокращений в рекламном дискурсе англоязычных СМИ, а именно К. Сундена, А. Мартине, И.В. Арнольд, Л. А. Шеляховской, Соловьевой Н.А., Алексеева Д. И., Борисова В. В., Волошина Е. П., Горшунова Ю. В., Костомарова В. Г., Ильясовой С. В. и др.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения результатов исследования при переводе англоязычных рекламных текстов и в возможности использования слов-сокращений специалистами в области рекламы.
Новизна данного исследования заключается в рассмотрении роли, особенностей употребления и функций сокращений, используемых в англоязычном рекламном дискурсе на материале англоязычных газет и журналов: Cosmopolitan, Glamour, ELLE, Joy, Marie Claire, Vogue, The Spectator и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава
1. Теоретические подходы к
1.1 Сокращение как один из продуктивных способов словообразования в современном английском языке
В последнее время ученые
всё чаще говорят о сильной тенденции
английского языка к различного рода сокращениям слов.
В английском словарном составе предпочтение
отдается коротким, односложным и двусложным
словам, а более длинные воспринимаются
как нетипичное явление. Это послужило
причиной большого распространения и постоянно растущего числа
Сокращением (shortening of words, abbreviation) является морфологическое словообразование, при котором некоторая часть звукового состава исходного слова опускается [Алексеев: 1979, с. 12].
Под общим названием «сокращения» понимаются многочисленные процессы, результатом для которых является то, что слово так или иначе сокращается, становится короче по сравнению со своим прототипом [www.profistart.ru]. Другим названием сокращения принято считать термин «аббревиация».
В посвященной проблемам аббревиации литературе вопросу о происхождении сокращений уделяется большое внимание.
Одним из первых вопросу аббревиации посвятил себя шведский лингвист К. Сунден в своей работе «Материалы к изучению эллиптических слов в современном английском языке». При рассмотрении общих причин, отвечающих за появление сокращенных лексических единиц, К. Сунден выделяет следующие факторы: а) функциональный, или семологический, фактор, обусловливающий необходимость передачи эмоционального намерения говорящего; б) фактор практического использования, связанный с передачей сообщения наиболее экономными средствами [http://www.rosdiplom.ru].
Вопрос о причинах и условиях образования сокращений имеет большое значение потому, что, верно определив их, можно более точно представить себе возможности аббревиации и тенденции ее развития.
Некоторые исследователи, рассматривая причины образования сокращений в различных языках, рассматривали такие явления, как войны, революции, научно- технический прогресс, развитие телеграфа и телевидения и многие другие экстралингвистические (внешние по отношению к языку) факторы. [www.dic.academic.ru].
Другие исследователи пытались определить условия образования различных сокращенных единиц в языке, причем под «условиями» они имели ввиду в первую очередь условия языкового порядка. К числу таковых относились, к примеру, контекст, общность языковых навыков говорящих, языковая привычка, частота употребления в речи, «стереотипность» производящей единицы. Наиболее часто возникновение различных сокращенных лексических единиц объясняется «принципом наименьшего усилия» или «законом экономии речевых средств» [www.rudocs.exdat.com].
Многие отечественные и зарубежные лингвисты посвятили себя исследованию принципа экономии речи (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, Е. Д. Поливанов, А. Мартине, Т. Пауль и др.).
А. Мартине писал, что экономия усилий вообще лежит в основе эволюции языка. «Постоянное противоречие между потребностями общения человека и его стремлением свести к минимуму свои умственные и физические усилия может рассматриваться в качестве движущей силы языковых изменений» [Мартине: 1963, с. 532-533].
И. В. Арнольд считает, что «в английском языке сокращения распространены главным образом как форма ассимиляции заимствованных слов, благодаря которой данные иностранные слова приближаются по своему звуковому облику к исконно английским с их характерной односложностью» [Арнольд: 1978, с. 315].
Л. А. Шеляховская утверждает,
что «одной из основных причин возникновения аббревиатур
является избыточность информации» [Шеляховская:1971,
с.135]. Это обосновывается тем фактом, что
некоторые элементы потока речи не содержат
никакой новой информации и попросту дублируют
информацию, содержащуюся в других элементах.
Опущение этих элементов не отражается
на понимании смысла определенного отрезка
речи. Можно сделать вывод, что для повышения
коммуникативных возможностей языка представляется
возможным в линейном потоке речи опустить
некоторые элементы, не уменьшая и не теряя
информационной ценности высказывания,
другими словами, заменить развернутое
высказывание кратким. Нужно заметить,
что тенденция заменять развернутые высказывания
краткими проявляется в языке очень ярко,
что характеризуется широким употреблением,
к примеру, вспомогательных глаголов,
местоимений, некоторых синтаксических
конструкций. [zw-observer.narod.ru›slovar/
Таким образом, суть сокращений состоит в обеспечении передачи как можно большего количества информации, т. е. смыслового содержания, при минимальном использовании материальной оболочки языка (звуковой оболочки и графической формы), иначе говоря, в повышении эффективности коммуникативной функции языка.
1.2. Основные виды сокращений
В исследованиях, посвященных изучению сокращений, существует многообразие подходов к их классификации. Выделяются такие типы сокращений, как:
1) Аббревиатуры и акронимы
2) Графические сокращения
3) Усечения
Аббревиатура - (от лат. abbrevio - сокращаю) - это сокращённая форма слова или группы слов, используемая вместо целого слова или словосочетания [www.dic.academic.ru]. Например: www, http, abbr. и др.
Принято выделять несколько видов аббревиатуры:
Инициальная аббревиатура - слово, образованное из названий начальных букв или начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание.
Например: AAF (American Advertising Federation) - Американская Рекламная Федерация, BDMAA (British Direct Mail Advertising Association) - Британская ассоциация прямой рекламы.
В свою очередь инициальная аббревиатура подразделяется на:
а) Буквенную аббревиатуру, составляющуюся из алфавитных названий начальных букв слов, образующих исходное словосочетание. Например: ESPOMR (European Society of Public Opinion and Marketing Research) - Европейское общество общественного мнения и маркетинговых исследований
б) Буквенно-звуковую аббревиатуру, состоящую частично из названий начальных букв, частично из начальных звуков слов исходного словосочетания.
в) Аббревиатуру звуковую, которую иначе принято называть акрóним, который является собственно разновидностью аббревиатуры и образуется из начальных букв слов (FMCG (Fast moving consumer goods) - Товары повседневного спроса) или словосочетаний (CATV (Cable TV) - Кабельное телевидение) [Лекант, Диброва, Касаткин: 2001, с. 216].
Вторым видом сокращения слов принято считать графические сокращения, то есть такие сокращения слов, в которых отсеченная часть слова обозначают на письме либо точкой (Vol. (Volume) - Объем, том, издание), либо дефисом, заменяющим высеченную срединную часть слова (B-B ad. (Business to Business advertising) - Реклама для предпринимателей), либо косой чертой (T/D (Table of distribution) - Список рассылки). Следует особо подчеркнуть тот факт, что графические сокращения целесообразны только в письменной речи, в устной речи применяются соответствующие полные формы [Пешковский: 2001, с. 63].
Существуют также графические сокращения слов и словосочетаний и соответствующие английские эквиваленты в полной форме. Выделяют несколько таких семантических групп: